Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:23, контрольная работа
Цель работы - раскрыть понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду и выделить его в системе экологических прав граждан/
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1) Обобщить теоретические подходы к выделению понятий «экологические права граждан», «право на благоприятную окружающую среду»
2) Конкретизировать содержание рассматриваемого права и обозначить его правильное толкование и роль в жизни общества
3) Провести анализ реализации экологических прав граждан ,права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации
4) Выделить соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами
Введение
Глава 1. Экологические права граждан
1.1 Понятие и виды экологических прав граждан
1.2 Правовое регулирование экологических прав граждан по российскому законодательству
Глава 2. Право на благоприятную окружающую среду
2.1 Понятие и особенности права на благоприятную окружающую среду
2.2 Правовое регулирование права граждан на благоприятную окружающую среду
2.3 Соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами
Заключение
Список источников и литературы
Законом “О защите прав потребителей”
(в редакции Федерального закона от
9 января 1996 г.) установлено право
потребителей на просвещение в области
защиты прав потребителей (ст. 3). Это
право обеспечивается посредством
включения соответствующих
В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека — экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природ ресурсными
актами законодательства — Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами “О недрах”, “О животном мире” и др.
Глава 2. Право на благоприятную окружающую среду.
2.1 Понятие и
особенности права на
среду.
Право на благоприятную окружающую среду-это одно из естественных основных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах.
На мой взгляд, право
на жизнь объединяет с правом на
благоприятную окружающую среду
неслучайно, ведь первое, несомненно, связано
с качеством окружающей среды, в
которой проживает человек. Жизнь
людей не должна укорачиваться из-за
игнорирования экологических
В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.
Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
Для обеспечения наиболее
эффективного соблюдения и защиты права
на благоприятную окружающую среду
большое теоретическое и
Российское законодательство
не определяет понятие «благоприятная
окружающая среда», хотя в данном контексте
в нем имеются юридически значимые
критерии. Прежде всего, они выражены
системой нормативов охраны окружающей
среды и лимитов
Проанализировав закон, мной были выделены следующие нормативы качества окружающей природной среды: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (ст. 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33), нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Перечисленные нормативы выражают качественные характеристики состояния природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.
Кроме того, другой его важнейшей
характеристикой является ресурсоемкость
(неистощимости) природных богатств.
Учет экологических требований при
регулировании использования
На мой взгляд, благоприятная
окружающая среда означает ещё и
способность удовлетворять
Окружающая среда является
благоприятной, если ее состояние соответствует
установленным в
Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.
В Российской Федерации соблюдение
права на благоприятную окружающую
среду должно обеспечиваться в рамках
экологической функции
К особенностям права на благоприятную окружающую среду может быть отнесена также его сильная зависимость от внешних факторов. Внешними по отношению к условиям реализации выступают факторы, не подверженные государственно-правовому регулированию. С одной стороны, это различные явления природного характера, а с другой - состояние окружающей среды и отношение к экологическим правам человека в сопредельных и даже территориально удаленных странах. В каком-то смысле право на благоприятную окружающую среду носит наднациональный характер, успешность его осуществления в пределах юрисдикции одного государства в немалой степени зависит от состояния международно-правового регулирования сферы охраны окружающей среды.
2.2 Правовое регулирование права граждан на благоприятную
окружающую среду.
Право на благоприятную окружающую природную среду закреплено в Конституции РФ. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, ст. 42). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов [государственных органов в области охраны окружающей среды] поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду (ст. 58)8. Конституция Российской Федерации также гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (п. 1 ст. 45), что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Как эти конституционные права и обязанность обеспечены законодательно?
Имеющиеся комментарии к Конституции Российской Федерации дают на этот вопрос весьма расплывчатый ответ. Говориться об осуществлении государством системы мер, а приводимый перечень таких мер не имеет признаков системности и легко может быть дополнен.
В соответствии с комментарием под редакцией О.Е. Кутафина, защита преимущественно (по общему правилу) возможна в случае материального состава правонарушения, причинения ущерба здоровью или имуществу граждан. Это действительно верно по отношению к третьему элементу положения конституционной нормы (компенсация ущерба). Содержание права на информацию о состоянии окружающей среды, а также содержание и защита права на благоприятную окружающую среду здесь практически не разъясняются.
Вместе с тем, комментарии под редакцией Л.А. Окунькова поясняется: "Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения её финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды".
Таким образом, деяние может характеризоваться как "экологически вредное для окружающей среды". Прямой ущерб здоровью или имуществу граждан, организаций, в этом случае, перестаёт носить характер неотъемлемого элемента искового требования, а оценка упущенной выгоды тем более проблематична.
Состав экологического правонарушения,
нарушающего или
По этой статье может осуществляться
защита рассматриваемого права в
России. Дополнительный аргумент в
пользу признания состава
Целью правового регулирования отношений, возникающих по поводу реализации экологических прав, является, в конечном счёте, обеспечение соблюдения, реализации и защиты важнейшего из них - а именно, права на благоприятную окружающую среду. Права М.И. Васильева, говоря, что другие экологические права (требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды и мерах по её охране, отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, право на возмещение вреда, причинённого здоровью или имуществу экологическими правонарушениями и пр.), выступают как средство достижения данной цели, подкрепляют, дополняют право на благоприятную окружающую среду.
Со вступлением Российской
Федерации в Совет Европы для
граждан нашей страны появилась
возможность использования
В соответствии со статьями 34, 35 Протокола № 11 к Конвенции (ратиф. Российской Федерацией в 1998 г.), Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.
Информация о работе Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду