Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:33, доклад
Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С. Колбасова "Экология: политика-право", вышедшая в издательстве "Наука" в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д. Казанцева и других специалистов некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов.
Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С. Колбасова "Экология: политика-право", вышедшая в издательстве "Наука" в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д. Казанцева и других специалистов некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов. Не менее значительна была и роль В.В. Петрова, представителя университетской науки, написавшего первые учебники экологического права в нашей стране, не только сформировавшего основы преподавания экологического права, но и сыгравшего самую важную роль в создании Закона "Об охране окружающей природной среды
Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические
Б. Основные особенности
развития правового регулирования
природопользования и охраны природы
в России в советский период проявились
в следующем.
Вплоть до 70-х годов в развитии законодательства
рассматриваемой сферы господствующим
был природоресурсный подход. Это означает,
что регулирование природопользования
и охраны природы осуществлялось применительно
к отдельным природным ресурсам..
Проблема охраны природы от загрязнения
оценивалась в этот период в основном
как санитарная, а не экологическая. Это
означало, что при регулировании охраны
атмосферного воздуха и вод учитывались
преимущественно интересы охраны здоровья
человека, а не всех живых организмов,
страдающих от загрязнения. Соответственно,
отношения по охране вод и атмосферного
воздуха в определенной мере регулировались
санитарным законодательством. Лишь в
70-е годы применительно к водам и в 80-е
применительно к атмосферному воздуху
проблемы охраны окружающей среды от загрязнения
стали оцениваться и регулироваться как
экологические.
Массив кодификационного природоресурсного
законодательства сложился в основном
в период с 1970 по 1982 гг. Он включал такие
акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.),
Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР
о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978
г.), Закон РСФСР об охране атмосферного
воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и
использовании животного мира (1982 г.). Эти
Законы были приняты в соответствии с
Основами земельного, водного, лесного
и горного законодательства Союза ССР
и союзных республик, Законами СССР об
охране атмосферного воздуха и об охране
и использовании животного мира. С принятием
в 1968 г. Основ земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик иные отрасли
- водное, лесное, горное - стали развиваться
как самостоятельные отрасли права и законодательства
и получили научное и официальное признание
в качестве таковых. В этот период и до
сих пор не получило требуемого развития
право о регулировании использования
и охраны растительного мира вне лесов.
Основное внимание в природоресурсном
законодательстве уделялось регулированию
использования земель, вод, лесов, других
природных ресурсов. За исключением Закона
об охране атмосферного воздуха, отношения
по охране соответствующего природного
объекта от загрязнения и других вредных
воздействий регулировались в них фрагментарно,
в общем виде. Это объясняется отчасти
тем, что в конце 60-х и начале 70-х годов,
во время их разработки и принятия, проблема
охраны окружающей среды от загрязнения
не имела в России сегодняшней остроты,
не была достаточно осознана высшими органами
государства, в том числе Верховным Советом
РСФСР, и к тому же не имела достаточной
научной разработки.
Правда, в начале 60-х годов в связи с повышением
интенсивности вовлечения в хозяйственный
оборот богатых природных ресурсов страны,
в период развернутого строительства
коммунизма на национальном уровне была
осознана необходимость установления
системы мероприятий, направленных на
охрану, использование и воспроизводство
природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был
принят Закон РСФСР "Об охране природы
в РСФСР" <34>. Он содержал статьи по
охране земель, недр, вод, лесов и иной
растительности, животного мира. Но заметной
роли в регулировании природопользования
и охраны природы этот Закон не сыграл.
Он не предлагал эффективных природоохранных
мер и механизма обеспечения их выполнения.
В основном с принятием в 1980 г. Закона СССР
"Об охране атмосферного воздуха"
в сферу правового регулирования были
включены отношения по охране окружающей
среды от физических и биологических воздействий.
В системе источников экологического
права в этот период преобладали не законы,
а подзаконные акты в виде постановлений
Правительства СССР и РСФСР, ведомственных
правил и инструкций. В то время не законы,
а именно правительственные постановления
определяли некоторые комплексные подходы
к регулированию природопользования и
охраны окружающей среды как единого объекта.
Забота об охране природы и лучшем использовании
природных ресурсов была признана на сессии
Верховного Совета СССР в сентябре 1972
г. как одна из важнейших государственных
задач. При этом мероприятия по дальнейшему
усилению охраны природы и улучшению использования
природных ресурсов поручалось разработать
Правительству СССР. Впоследствии эти
мероприятия были закреплены не в законах,
а в совместном Постановлении ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972
г. "Об усилении охраны природы и улучшении
использования природных ресурсов"
<35>. Наряду с требованиями о развитии
экологического нормирования, мониторинга
окружающей среды, другими мерами, это
Постановление предусмотрело необходимость
обязательного планирования мероприятий
по охране природы и природопользованию
в системе государственных планов социального
и экономического развития. План охраны
природы, утвержденный соответствующим
представительным органом, становился
юридически обязательным Позже, 1 декабря
1978 г., было принято другое совместное
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР "О дополнительных мерах по усилению
охраны природы и улучшению использования
природных ресурсов" <36>. С учетом
роли, которая отводилась планированию
как одному из главных инструментов регулирования
общественного развития, с целью его совершенствования
Постановление предусматривало новую
форму предпланового документа - территориальных
комплексных схем охраны природы.