Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:58, контрольная работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории экологического и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Опираясь на федеральное законодательство, в данной работе будут освящены такие вопросы, как: понятие лицензирования, правовые основы лицензирования экологической деятельности, лицензионные требования и условия, понятие лицензии и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования. А так же субъекты и объекты экологического лицензирования.
Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Экологическое лицензирование. Понятие и функции_____________4
Глава 2. Процедура экологического лицензирования________________)___11
Глава 3. Субъекты и объекты экологического лицензирования___________20
Заключение______________________________________________________23
Список использованной литературы_________________________________24
По видам деятельности , осуществляемой на основании разрешения, они делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа, на связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии и связанные с извлечением, использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т. п.
В зависимости от сферы лицензирования выделяются лицензии (разрешения) на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха и т. п.
Отдельно можно выделить лицензии, выдача и контроль за использованием которых осуществляется органом экологического управления единолично, и лицензии, выдаваемые указанным органом по согласованию с другими специально уполномоченными органами в области природопользования и охраны окружающей среды. Следовательно, при данной классификации учитывается субъект выдачи лицензий.
По субъектам пользования лицензии разделяются на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам.
По критерию источника права можно выделить лицензирование деятельности, производимое в соответствии:
а) с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
б) в соответствии с иными общими, специальными экологическими федеральными законами (кодексами) и принятыми на их основе положениями о лицензировании.
Российское законодательство устанавливает обязательные лицензии на осуществление деятельности в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе, на водопользование, на пользование недрами, животным миром, лицензирование лесопользования.
Ответственность за нарушение правил экологического лицензирования предусмотрена УК РФ (некоторые составы незаконной добычи водных биоресурсов и др.) и многими статьями КоАП РФ.2
В целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен Порядок ведения лицензионной деятельности и введен Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, а также органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности (субъектов лицензирования). Проведение лицензирования этими органами осуществляется на основании Положений о лицензировании отдельных видов деятельности по конкретным направлениям, также утверждаемых Правительством РФ.
Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, – с другой.3
Процесс лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает ряд стадий:
а) представление заявления и других необходимых документов;
б) регистрацию документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности;
в) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии;
г) решение уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании.
Наряду с заявлением представляются:
а) копии учредительных документов, и если они не заверены нотариусом – с предъявлением оригиналов;
б) копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
в) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
г) справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.
В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
Установленный Законом общий порядок ведения лицензионной деятельности определяет: документы, представляемые заявителем в уполномоченные на ведение лицензионной деятельности органы; срок (30-60 дней со дня получения заявления) для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; основания для отказа в выдаче лицензии; указываемые в лицензии требования и ограничения; порядок оформления и переоформления лицензии; платность лицензирования; условия приостановления действия лицензии, потери ею юридической силы и ее аннулирования и другие вопросы. 4
Важным для принятия решения о выдаче лицензии на природопользование и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании. Он решен в законодательстве с учетом видов лицензий. Требования к содержанию лицензии определяются в постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В лицензии указываются:
а) наименование органа, выдавшего лицензию;
б) для юридических лиц – наименование и юридический адрес предприятия, организации, учреждения, получающего лицензию;
для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
в) вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия;
г) срок действия лицензии;
д) условия осуществления данного вида деятельности;
е) регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
Действие лицензии может быть по Закону приостановлено или аннулировано (с письменным уведомлением ее владельца и органов налоговой службы) (ст.13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом на основании решения суда.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продляется.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Экологическому лицензированию подлежат:
Документы, выполняющие функции лицензирования:
Различают следующие виды специальных лицензий:
Водные ресурсы:
• водопользование;
• водопотребление (изъятие).
Недра:
• изучение природного ресурса;
• добыча;
• строительство сооружений;
• захоронение отходов.
Лесные ресурсы:
• лесной билет (право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывоза древесины);
• лесорубочный билет (право на заготовку и вывоз древесины, заготовку второстепенных лесных ресурсов).
Животный мир:
• отстрел;
• изъятие продуктов жизнедеятельности (мед, молоко, шерсть);
• отлов;
• экспорт, импорт;
• рыболовный билет.
На основании лицензии на комплексное природопользование и специальных разрешений на загрязнение окружающей среды и на изъятие отдельных видов ресурсов заключается договор на комплексное природопользование.
В лицензии на комплексное природопользование указываются виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологические требования, последствия несоблюдения этих требований.
В специальных лицензиях на отдельные виды природопользования содержатся региональные лимиты использования природных ресурсов и выбросов (сбросов и размещения отходов) загрязняющих веществ.
Договор на комплексное природопользование включает:
• условия и порядок использования природных ресурсов;
• права и обязанности природопользователя;
• размеры платежей за загрязнение и пользование природными ресурсами;
• ответственность сторон;
• порядок разрешения споров и возмещения вреда.
Глава 3. Субъекты и объекты экологического лицензирования
В экологическом лицензировании субъектами («лицензирующими органами») являются органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ), а объектами ЭЛ - виды деятельности, которые лицензируются соответствующими субъектами. Государственные органы экологического управления лицензируют следующие виды деятельности в области охраны ОС, природопользования и обеспечения экобезопасности. 6
Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.
Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этого следует, что государство как субъект в лице своего компетентного органа является участником экологических правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).
Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты.
Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, которые воздействуют на природную среду, в том числе граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также граждане, которые осуществляют общее или специальное природопользование.
Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы.
Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.
Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные районы и т. д.
Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности в земельном, водном, лесном и недренном правоотношениях, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды и хозяйствующие субъекты – природопользователи, которые используют природу для выполнения своих практических задач. 7
Информация о работе Субъекты и объекты экологического лицензирования