Экологическая политика и международная деятельность Республики Беларусь в отрасли охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:01, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе ставится цель проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам, в связи с чем ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть современно экологическое положение Республики Беларусь.
2. Определить региональные экологические проблемы и пути их решения.
3. Проанализировать экологическую политику Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Экологическое положение Республики Беларусь 6
1.1 Источники и проблемы загрязнения окружающей среды 6
1.2 Оценка экологической ситуации по областям 10
2. Региональные экологические проблемы Беларуси и пути их решения 16
2.1 Проблемы радионуклидного загрязнения регионов 16
2.3 Проблемы малых рек 22
2.4 Проблемы эрозии почв 24
3. Экологическая политика и международная деятельность Республики Беларусь в отрасли охраны окружающей среды 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 37
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Охрана окружающей среды и энергосбережения ГОТОВО.doc

— 5.82 Мб (Скачать файл)

Как и для Гомельской области, основное влияние на состояние окружающей природной среды Могилевской области оказывает радиоактивное загрязнение, хотя его масштабы здесь ниже.

Зона радиоактивного загрязнения распространяется на треть  территории, в ее пределах проживает 132,9 тыс. человек.

Загрязнение атмосферного воздуха городов в области  в последние годы не отличалось интенсивностью. С 2001 г. по 2005 г. в г. Могилеве и Бобруйске оно в 80% случаев квалифицировалось как низкое.

 

2. Региональные экологические  проблемы Беларуси и пути их решения

 

 

2.1 Проблемы  радионуклидного загрязнения регионов

 

В Республике Беларусь объектами  особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются специфическими природными, социально-экономическими и экологическими условиями. К их числу отнесены в первую очередь территории, подвергшиеся радионуклидному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Преодоление последствий  Чернобыльской катастрофы — длительный процесс. Он может идти наиболее успешно при целенаправленном государственном регулировании социально-экономического развития пострадавших территорий. Для этого необходимо объединить усилия республиканских и местных органов управления по осуществлению мероприятий, направленных на реабилитацию пострадавших территорий и их дальнейшее развитие. Следует осуществить четкое разделение функций между уровнями управления с делегированием полномочий сверху вниз.

Для количественной оценки загрязнённости территории РБ радионуклидами приведём табличные данные по состоянию на 01.01.2006г.(таб. 1).

 

Таблица 1. Динамика среднегодовых значений мощности  экспозиционной  дозы излучения, мР/ч

Наименование  населенного пункта

1986

1990

1995

2000

2003

2004

2005

Январь

Апрель

Брест

0,010

0,10

0,011

0,011

0,010

0,011

0,011

0,011

Витебск

0,012

0,02

0,012

0,012

0,012

0,012

0,012

0,012

Гомель

0,010

2,00

0,014

0,014

0,012

0,012

0,012

0,012

Гродно

0,010

0,10

0,013

0,012

0,011

0,011

0,011

0,011

Минск

0,011

0,08

0,013

0,013

0,012

0,012

0,012

0,012

Могилев

0,011

0,10

0,015

0,013

0,011

0,012

0,012

0,012

Брагин

0,010

46,00

0,230

0,087

0,078

0,068

0,064

0,060

Чечерск

0,011

10,00

0,080

0,030

0,029

0,029

0,029

0,026

Славгород

0,012

2,00

0,052

0,031

0,026

0,024

0,023

0,022

Хойники

0,011

7,00

0,057

0,036

0,029

0,026

0,025

0,025


* доаварийные значения

** максимальные значения

Анализируя динамику изменения среднегодовых значений мощности  экспозиционной  дозы излучения, можно сделать вывод, что загрязнённость территорий, расположенных близ аварии ещё достаточно высока и ситуация не может не привлекать внимание общественности и правительства республики. 

 

 

2.2 Экологическое положение  воздуха и водных источников

 

 

Регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха  проводятся в 16 городах республики. Дополнительно к программе наблюдений в 2005 г. обследовано состояние воздушного бассейна г. Барановичи. Таким образом, регулярным мониторингом охвачена территория, на которой проживает около 65% городского населения. В городах установлено 53 стационарных станции, на которых 3-4 раза в сутки проводятся наблюдения за 37 загрязняющими веществами. Основной объем (57%) наблюдений относится к веществам, имеющим повсеместное распространение (пыль, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота). В воздухе всех промышленных центров определяется содержание формальдегида, свинца и кадмия.

Анализ статистических данных за последние пять лет показал, что имеется устойчивая тенденция  снижения выбросов загрязняющих веществ  в атмосферу от стационарных источников в большинстве городов республики. В 2005 г. по сравнению с 2001 г. отмечается увеличение выбросов загрязняющих веществ в городах Новополоцк, Минск, Новолукомль, Гомель и Жлобин. Из этих городов проблемным остается пока только Новополоцк.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 2001-2005 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Год

Всего

Стационарные источники

Передвижные источники

Вклад выбросов от передвижных источников

2001

1311,3

358,5

392,8

72,7

2002

1318,9

392,0

326,9

70,3

2003

1308,9

381,0

327,9

70,9

2004

1327,5

372,2

955,3

72

2005

1329,4

384,7

944,7

71,1


 

Анализ изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу  по сравнению с 2001 г. показывает, что в 2005 г. выбросы на территории Беларуси возросли на 18,1 тыс. т, причем за счет стационарных источников (26,2 тыс. т), а выбросы передвижных источников, наоборот, уменьшились на 8,1 тыс. т. Выбросы стационарных источников увеличились в Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и, особенно, Гомельской области (17,4 тыс. т). Вклад передвижных источников в загрязнение атмосферы существенно увеличился в Минской области, включая Минск (37,1 тыс. т), а в остальных областях уменьшился на 5-15 тыс. т по сравнению с 2001 годом. В целом наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу на территории Минской области (включая г. Минск) – около 32% общих выбросов в атмосферу. Среди городов по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выделяются Новополоцк и Минск. С передвижными источниками связаны выбросы стойкого органического загрязнителя бенз(а)пирена (около 0,75 т в год). Выбросы свинца автотранспортом за последнюю пятилетку практически отсутствуют, поскольку этилированный бензин в Беларуси не производится и не импортируется.

Проблему загрязнения воздушного бассейна практически всех городов республики определяют повышенные концентрации формальдегида. Вклад формальдегида в суммарный индекс загрязнения в 11 городах достигал 75–85%. В 2005 г. его средняя концентрация составляла 2,8 ПДК и была выше, чем в предыдущие годы. В период 2001–2005 гг. во всех контролируемых городах республики произошло снижение уровня загрязнения воздуха диоксидом серы и твердыми частицами. Наблюдаемый в последние годы рост загрязнения атмосферы диоксидом азота и формальдегидом, а в некоторых промышленных центрах оксидом углерода, выдвигает на первое место проблему сокращения выбросов от автотранспорта.

Мониторинг атмосферного воздуха на фоновой станции «Березинский биосферный заповедник» свидетельствует о снижении и стабилизации уровня загрязнения диоксидом серы, сульфатами и твердыми частицами. Вместе с тем, в 2005 г. содержание в воздухе диоксида азота увеличилось в 2 раза и составило 1,6 мкг/м3, самый высокий показатель за последние 10 лет. Содержание диоксида серы было на уровне 0,33 мкг/м3. Для сравнения, по модельным расчетам Метеорологического синтезирующего центра «Запад», средние для Беларуси фоновые концентрации диоксида серы в атмосферном воздухе составили в 2000г. 1,0 мкг/м3, диоксида азота – 0,5 мкг/м3, оксида углерода – 117,6 мкг/м3, тонкодисперсных взвешенных частиц – 7,0 мкг/м3.

Химический состав атмосферных  осадков изучался на 16 метеостанциях. По результатам наблюдений, величина общей минерализации находилась в пределах от 6 до 60 мг/дм3. Повышенная минерализация осадков характерна для промышленных городов: здесь сумма ионов составляла 20-60 мг/дм3, а в Березинском биосферном заповеднике –менее 10 мг/дм3. Основными компонентами химического состава осадков оставались: из анионов – сульфаты и гидрокарбонаты; из катионов – калий и натрий. В большей части городов максимальное значение минерализации приходилось на весенне-летний период.

Значительные всплески уровней загрязнения осадков  в этот период нередко превышают 150 мг/дм3, а иногда 200 мг/дм3. В последние годы общая минерализация атмосферных осадков несколько снизилась. Так, в 2002-2005 гг. только в Гродно, Полоцке, Бресте, Могилеве, Минске она превышала 30 мг/дм3.

Значение рН атмосферных  осадков на большинстве станций  выше равновесных значений. Это связано с расположением большинства станций в крупных городах, где кислотообразующие соединения нейтрализуются основаниями в составе пылевых выбросов.

В фоновых условиях осадки кислые. Например, для станции Березинский  биосферный заповедник рН осадков около 5, что ниже равновесного значения для атмосферных осадков (5,6-5,7). Заметного тренда средней кислотности осадков в последние 15 лет не обнаруживается. Для ряда станций он положительный (Березинский биосферный заповедник, Пинск, Пружаны, Орша и др.), а для других – отрицательный (Гомель, Минск, Березино и др.). Среднегодовые величины рН находились в пределах от 5,1 (Нарочь, Березинский биосферный заповедник) до 6,9 (Полоцк, Бобруйск, Могилев и др.).

В период с 1980 по 2000 год  сокращение выбросов серы в большинстве  регионов Европы составило около 70%. В Беларуси выбросы сократились на 81%. В результате понизилась кислотность атмосферных осадков и в целом сократилась кислотная нагрузка на экосистемы.

Борьба с выбросами  оксидов азота не была столь успешной. Общее сокращение выбросов оксидов азота в Европе составило 25–30% (в Беларуси – на 43%). Сокращение эмиссий оксидов азота в республике произошло в промышленности и энергетике с 86,0 тыс. т до 52,3 тыс. т и от транспорта с 144,0 тыс. т до 84,5 тыс. т. В последние годы меры по сокращению выбросов от автотранспорта отчасти нивелируются ростом числа транспортных средств.

 

Минприроды предпринимается  ряд мер по снижению антропогенной  нагрузки на водные ресурсы и их рациональному использованию.

Важным направлением рационального водопользования стала разработка и утверждение технологических нормативов водопотребления и водоотведения для 115 предприятий республики.

На промышленных предприятиях ежегодно экономится более 6,5 млрд. кубометров чистой воды.

В 2006 году завершено строительство  и реконструкция 14 очистных сооружений. Ликвидировано 9 выпусков сточных вод в водные объекты. В целом по республике сброс в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод за 2006 год сократился на 500 тыс. кубометров. Внедрен приборный учет воды в жилищно-коммунальной сфере, что позволило только за последние 5 лет сократить на 10% удельное водопотребление на одного жителя республики. В настоящее время в среднем потребляется около 200 литров в сутки на человека.

В целях совершенствования  законодательной базы в области охраны окружающей среды подготовлен и внесен на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь проект закона «О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Республики Беларусь».

Утверждено Положение  о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, о режиме ведения в них хозяйственной деятельности.

Разработан и утвержден  План действий по развитию экспорта питьевой бутилированной воды, согласно которому существенно расширится производство и реализация отечественных бутилированных пресных и минеральных вод на внутреннем и внешнем рынках, повысится информированность потребителей о происхождении воды, ее безопасности для здоровья и потребительских свойствах.

В настоящее время  разрабатывается проект Республиканской программы по эффективному использованию водных ресурсов[5].

 

Таблица 3. Уровень загрязнения воды в основных реках Республики Беларусь (в ИЗВ - индекс загрязненности воды)

Река 

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

р. Днепр

г. Орша

1,5-2,5

1,8-1,9

0,9-0,9

1,1-0,9

1,0-0,9

1,7-1,7

1,2-1,2

1,4-1,3

г. Шклов 

1,1-1,4

2,3-2,1

0,9-0,9

0,8-0,7

0,9-1,0

1,3-1,1

0,9-0,8

1,1-1,0

г. Могилев 

1,0-1,7

2,9-2,0

1,0-0,8

0,8-0,8

0,9-1,1

1,2-1,2

0,7-0,8

1,2-1,2

г. Быхов 

1,5-1,2

1,8-1,6

0,7-0,9

0,8-0,7

1,1-1,0

1,3-1,2

0,9-0,8

1,2-1,2

пгт. Речица

1,3-1,9

1,3-1,2

1,5-1,7

1,4-1,5

1,5-1,4

1,4-1,4

1,1-1,2

1,2-1,4

г. Лоев

1,2-1,2

1,3-1,3

1,5-1,6

1,2-1,2

1,3-1,4

1,2-1,4

1,2-1,5

1,2-1,5

р. Березина

г. Брод

0,6

0,9

1,0

1,0

0,8

1,0

1,2

1,0

г. Борисов 

0,8-1,3

1,1-1,3

0,9-1,6

1,0-1,5

0,9-1,5

0,8-1,2

0,9-1,4

0,9-1,2

г. Бобруйск

2,5-2,2

1,4-1,7

1,2-1,4

1,6-1,7

1,4-2,0

1,8-1,5

1,0-0,9

1,4-1,5

г. Светлогорск 

1,8-1,7

1,5-1,4

1,6-1,8

1,4-1,5

1,2-1,4

1,3-1,4

1,2-1,2

1,2-1,3

р. Свислочь

с. Хмелевка

1,0

1,4

1,2

0,9

0,9

0,8

0,7

0,7

с. Дрозды

1,0

1,2

1,0

0,8

0,9

0,8

0,8

0,8

с. Подлосье

2,1

1,4

1,3

1,1

1,3

1,7

1,5

1,5

с. Королищевичи

3,6

3,7

3,0

4,7

5,4

6,5

5,9

6,6

устье р. Свислочь

2,7

1,5

1,7

2,2

2,3

2,2

1,6

1,6

р. Сож

г. Кричев

1,0-1,5

1,6-1,4

0,8-0,8

0,8-0,8

0,8-0,9

1,1-1,1

0,7-0,6

1,0-1,2

г. Гомель

1,5-1,3

1,1-1,3

1,6-1,5

1,1-1,4

1,1-1,3

1,2-1,4

1,0-1,1

1,0-1,2

р. Припять

г. Пинск 

0,9-1,6

1,5-1,6

1,2-2,6

1,1-1,3

0,9-1,4

1,3-2,2

1,0-1,5

1,0-1,6

г. Мозырь

2,7-2,3

1,1-1,2

1,4-1,4

1,2-1,2

1,1-1,5

1,1-1,0

0,8-0,8

0,8-0,9

р. Зап. Двина

пгт. Сураж 

1,4

1,0

1,4

0,9

0,8

0,9

0,8

0,8

г. Витебск 

1,7-1,7

1,0-1,2

1,3-1,6

1,1-1,0

0,9-1,1

0,8-1,0

0,8-1,1

0,6-0,8

г. Полоцк

1,3-1,5

1,4-1,5

1,2-1,2

0,8-0,8

0,9-0,9

1,1-1,1

1,1-1,1

1,4-1,2

г. Новополоцк

1,7-1,4

1,1-1,3

1,0-1,1

0,8-0,9

0,8-0,9

1,1-1,2

1,1-1,2

1,1-1,3

г. Верхнедвинск

1,8-1,8

1,7-2,0

1,0-1,1

0,8-0,7

0,9-1,0

1,2-1,1

1,1

1,2-1,1

р. Неман

г. Столбцы 

1,3-1,7

1,1-1,2

0,9-1,0

1,0-1,1

0,7-0,9

0,8-1,0

0,9-1,0

0,8-0,9

г. Мосты 

0,9-2,2

1,1-1,1

1,4-1,4

1,4-1,2

0,6-0,9

0,7-0,9

0,8-1,0

0,9-1,0

г. Гродно

1,7-2,2

1,2-1,5

1,2-1,5

1,2-1,4

0,8-1,1

0,9-1,1

0,7-1,0

0,7-0,9

р. Мухавец

г. Кобрин

1,0-1,0

3,4-2,7

1,3-1,4

1,1-1,4

1,0-1,2

1,1-1,3

1,0-1,3

0,7-0,9

пгт. Жабинка 

4,6-1,6

2,3-2,7

1,5-1,4

1,6-1,8

1,0-1,1

0,8-0,9

1,1-1,2

0,8-1,0

г. Брест 

1,3-1,6

2,5-2,0

1,3-1,5

1,4-1,3

0,9-1,2

1,3-1,2

1,3-1,0

0,8-0,8

Информация о работе Экологическая политика и международная деятельность Республики Беларусь в отрасли охраны окружающей среды