Экологическая политика и экологическое право Евросоюза и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в наши дни вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов неразрывно связаны со здоровьем населения и его социальным благополучием, что является приоритетным. Главными факторами качества жизни сегодня стали окружающая среда и уровень экологической безопасности. Эти вопросы одинаково важны с точки зрения глобальных угроз, а также в отношении приоритетов отдельного человека.
Цель работы - понять задачу и принципы экологического права и экологической политики. Сравнить особенности законодательства по защите окружающей среды стран Евросоюза и США.

Содержание

1.Введение:
Экологическая политика;
Виды экологической политики;
Экологическое право;
Принципы экологического права;
2. Нормативно-законодательная правовая база:
1.Нормативные акты и законы Европейского Союза;
2.Нормативные акты и законы США;
3. Экологическая политика Евросоюза.
4. Экологическая политика США
5. Заключение.
6. Литература и ссылки.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  США.

Значительного прогресса в охране окружающей среды достигли США. Экологическое законодательство и институты в США прошли долгую эволюцию от разрозненных статутов до взаимосвязанной, многоуровневой системы законов, обеспечивающей защиту ресурсов.

В национальном отчете США Рио-де-Жанейрской конференции его авторы подчеркивали, что экологическое законодательство и институты в США прошли долгую эволюцию от "серии несвязанных статутов до огромной, взаимосвязанной, многоуровневой системы законов, обеспечивающей защиту ресурсов, здоровое состояние окружающей среды, сохранение биоразнообразия, контроль и предотвращение загрязнения, проведение экологической политики и менеджмента. Только перечисление системы экологических законов и регулирующих норм, действующих сейчас на федеральном уровне, составляют множество томов...".

Систему экологического законодательства США венчает конституция, являющаяся источником всех законодательных норм. Федеральное законодательство делится на две основные группы: статуты в области экологической экспертизы и статуты, посвященные конкретным ресурсам.

 К первой группе относится изданный президентом Никсоном Акт о национальной политике в области окружающей среды 1969 года (NEPA), возлагающий на федеральные ведомства обязанность по охране окружающей среды и закрепляющий в качестве механизма реализации экополитики экологические стандарты, предварительную оценку воздействия на окружающую среду, долгосрочное программирование природоохранной деятельности. Его продолжает и дополняет Акт об улучшении качества окружающей среды 1970 года.

Ко второй группе законодательных актов относятся Акт о чистом воздухе, Акт о чистой воде, Акт о сохранении и восстановлении ресурсов, Акт о контроле за ядовитыми веществами и др.

 

Государственное экологическое регулирование  осуществляется на федеральном и  региональном уровнях.

Деятельность Конгресса США по формулированию природоохранительной политики страны заключается в утверждении законопроектов, проведении слушаний по отдельным аспектам контроля выполнения экологического законодательства, в утверждении программ финансирования в сфере экологии.

В системе исполнительной власти с 1970 года в системе аппарата президента действует Совет по качеству окружающей среды для координации национальных программ охраны окружающей среды.

Признание стратегии устойчивого  развития на организационном уровне воплотилось в учреждение в 1993 году Президентского совета по устойчивому развитию с совещательными полномочиями с целью осмысления и осуществления идеи комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем для достижения устойчивого развития.

В том же году было создано регулирующее ведомство – Агентство по защите окружающей среды (EPA), функции которого состоят в проведении мероприятий  по улучшению качества окружающей среды, оценке программ федерального правительства по охране окружающей среды, организации мероприятий по научно-практической охране атмосферного воздуха, воды; контроле за разработкой мероприятий по борьбе с шумом, радиацией, пестицидами и др. В его состав входит центральный аппарат и 10 региональных отделов (в городах Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Атланта, Чикаго, Даллас, Канзас-Сити, Денвер, Сан-Франциско и Сиэтл). В каждом штате существуют свои агентства по охране окружающей среды или аналогичные им структуры.

При чрезвычайной сложности экологических  проблем в такой огромной по размерам стране, как США, большое внимание уделяется местному уровню. Многие федеральные

 

статуты особо поощряют наряду с  федеральной параллельную деятельность властей штатов. Многие штаты развивают  свою собственную систему законодательных  и административно-управленческих институтов.

Помимо этих органов в структуре  Министерства внутренних дел действуют Бюро управления земель, Служба национальных парков, Служба охраны рыб и диких животных, Геологическое наблюдение, Бюро рекламации (водохозяйственной мелиорации); в структуре Министерства сельского хозяйства – Служба охраны почв, Служба леса; в Министерстве торговли – Национальная океаническая и атмосферная администрация, включающая Службу морских рыбных ресурсов и Отдел управления береговой зоной; Береговая охрана Министерства транспорта; в системе Министерства юстиции – Атомная регулирующая комиссия,

 

     В охране окружающей природной среды могут быть задействованы вооруженные силы США, например, при охране национальных парков, осуществлении таможенных и карантинных законов; в мероприятиях по борьбе с загрязнением водных ресурсов, незаконной вырубкой леса и т. д.

На местном уровне (графство, муниципалитет, город, округ) обеспечением экологической безопасности занимаются неспециализированные органы (органы местного планирования, здравоохранения, коммунального хозяйства, транспорта, в том числе и полиции и др.).

Неправительственные экологические организации в США можно классифицировать на следующие группы:

• интернациональные: Всемирный фонд дикой природы, Всемирная ассоциация экологических юристов, Тихоокеанский центр окружающей среды и ресурсов, Природная сохранность, Друзья Земли, Международная охрана природы и др.;

• национальные: Фонд защиты окружающей среды, Лига экологических выборщиков, Национальное одюбоновское общество, Национальная федерация рыб и диких животных, Природоохранная ассоциация студентов и др.;

• американские: Дикие земли Америки, Союз земельных трестов, Ассоциация сотрудников службы леса за экологическую этику, Центр охраны растений, Центр охраны моря, Общество морских пастырей и др.

США по праву считаются страной, где впервые в 60–70-е годы зародилось экологическое движение.

В экологической политике США можно  выделить несколько этапов. Первый этап (60–70-е годы) характеризовался подъемом экологического движения, способствовавшего формированию государственной системы экологического контроля при распределении властных полномочий в интересах центра.

В этот период в США существовали две концепции взаимоотношений  человека с окружающей средой: концепция «мудрого использования» и концепция «уравновешивающего действия».

Первая предполагала сведение к  минимуму роли правительства в регулировании состояния окружающей среды. Основную регулирующую функцию должны были выполнять рыночные механизмы, в основе которых лежала ответственность производителя и его финансовая заинтересованность в сохранении окружающей среды. Вторая, напротив, рассматривала государство как важный инструмент охраны окружающей среды, который должен свести загрязнение до уровня допустимого минимума путем установления стандартов.

При этом подчеркивалось отсутствие противоречий между экономическим развитием и экологической защитой.

Второй этап (80–начало 90-х годов) характеризовался расширением законодательной  и исполнительной системы экологического регулирования в условиях сбалансированности центральных и местных органов при проведении экологической политики.

В это время в США в области  охраны окружающей среды использовались в основном три программы:

• добровольная программа;

• административная система экологического регулирования;

• экономические механизмы.

Добровольная программа основывается на использовании морального давления общественного мнения на загрязнителей  окружающей среды. Она оказалась  эффективной в сокращении загрязнения бытовыми сточными водами и организации небольших установок для рециркуляции твердых бытовых отходов.

Административная система экологического регулирования заключается в установлении нормы предельно допустимых выбросов для загрязняющих веществ как к стационарным источникам загрязнения (промышленным предприятиям, ТЭЦ), так и к передвижным (автотранспорту).

Экономические механизмы включают инструменты ценовой и фискальной политики (продажа прав на загрязнение), государственного субсидирования экологических программ.

С конца 80-х годов главное направление  экологической политики США заключается  в переходе от политики контроля за загрязнением к его предотвращению путем внедрения современной технологии. Лидирующая роль в осуществлении экологической политики переходит от общественных организаций к государству. При этом отдельные усилия были направлены на привлечение к экологической деятельности частного предпринимательства.

 

Значительные успехи в сокращении выбросов загрязняющих веществ способствовали распространению среди американцев мнения об экологическом лидерстве Америки. Бесспорно, что США с их высоким уровнем жизни являются крупнейшим в мире производителем и потребителем товаров и услуг, а также крупнейшим производителем отходов на Земле. Между тем, самые жесткие программы по переработке отходов и самый жесткий контроль за загрязняющими веществами характерен не для США, а для Германии и Японии, здесь же самые эффективные электростанции. Кроме того, в период президентства Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего экологическая политика была умеренной, постоянно предпринимались попытки ограничить полномочия Агентство по защите окружающей среды. Кроме того, эффективность многих проведенных ранее экологических программ связана с их необходимостью и небольшими материальными затратами на них.

В США наряду с системой налогообложения  атмосферных загрязнений существует система выдачи разрешений (квот) на допустимые эмиссии, за превышение которых  компании подвергаются крупным штрафам, пропорциональным избыточному выбросу. Вместе с тем действует система торговли квотами между компаниями, чьи эмиссии ниже допустимых или

которые готовы добровольно сократить эти выбросы, и теми, которые предпочитают компенсировать свои чрезмерные эмиссии покупкой дополнительных квот.

Отработанный механизм квотирования прав на использование ассимилятивного потенциала в США дал основание ученым обсудить возможности распространения американской модели на международные отношения, в частности, поставить вопрос об установлении квот на рыбный промысел в Мировом океане и разрешаемых уровней эмиссии атмосферных загрязнений.

В подходе США к международной экологической безопасности мoжнo выделить три основных направления. Первое из них заключается в блокировании обостряющегося экологического кризиса и обвального разрушения жизнеподдерживающих систем планеты. В центре внимания американских политических деятелей находятся отношения ведущих индустриальных государств и развивающихся стран.

Второе направление ориентировано на расширение возможностей рационального использования несущей емкости планеты. Здесь в центре внимания находятся вопросы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, отработка и экспорт в другие страны систем и механизмов повышения эффективного применения возобновляемых ресурсов и сокращения антропогенной нагрузки на природные системы.

Третье направление ориентировано  на повышение эффективности усилий мирового сообщества в этой области. Внимание фокусируется на двух аспектах. Во-первых, на совершенствовании механизмов международной экологической ответственности и, во-вторых, на внесении изменений в систему представительства в международных организациях экологического профиля за счет активного участия в работе неправительственных объединений, местных общин и даже отдельных граждан.

Диапазон обсуждаемых в США  альтернатив весьма широк: от создания Экологического совета ООН для решения проблем глобальной окружающей среды до образования Всемирной ассамблеи с прямым представительством граждан и их организаций, призванной, в частности, напрямую защищать права человека на здоровую среду обитания. Предполагается, что с помощью таких организаций экологическая безопасность может быть обеспечена быстрее и эффективнее, чем только через традиционную договорно-правовую процедуру.

На этой основе они выстраивают  три приоритета своей политики в сфере защиты климата: эколого-политическая целостность, макроэкономическая эффективность и эколого-политическая действенность. Они, в частности, требуют неограниченного привлечения развивающихся стран к выполнению обязательств по сокращению выбросов, осуществлению совместных проектов с зачетом квот и торговле квотами, а также более широкого учета в национальном балансе сокращения выбросов парниковых газов низин, лесов и сельскохозяйственных угодий как естественных поглотителей углерода.

Нынешняя ситуация в США показывает, что дефицит энергии стараются устранить не с помощью технических новшеств, экономии и политической стратегии устойчивого развития, а скорее за счет увеличения добычи энергоносителей.

 

 

Одной из наиболее острых проблем  США является проблема изменения  климата, ставшая предметом широких  политических дебатов. Мощное лобби промышленников, выступающих против принятия США конкретных обязательств по сокращению выбросов двуокиси углерода, имеет выходы на федеральный уровень. Очевидно, что принятие США условий Киотского протокола отрицательным образом скажется на промышленном потенциале. В то же время Соединенные Штаты предпринимают попытки создать альтернативный международный механизм экорегулирования, учитывающий проблемы экологической безопасности внутри страны, пытаясь обеспечить баланс национальных экономических и экологических интересов.

Острые трансграничные экологические проблемы (уязвимость экосистем Арктики, Великих озер и морей) вынуждают правительствj США искать меры по их решению, как правило, в Объединенной международной комиссии.

Таким образом, выделяя особенности экологической политики США, следует отметить не столько законодательные акты, сколько многочисленные экологические программы и проекты, деятельность экологических объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Экологическая политика проявляется  во многих сферах, становясь одной  из ведущих направлений деятельности государств, важнейшей их заботой. Только при наличии организационных  структур она может полноценно и  результативно функционировать. Правильная организация с точным объяснением является показателем ее зрелости.

Информация о работе Экологическая политика и экологическое право Евросоюза и США