Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:29, реферат
Цель данной контрольной работы заключается в следующем: на основе систематизации методологического материала и анализа действующего законодательства провести всестороннее исследование вопроса возникновения экологического права и развития этой отрасли права на современном этапе.
Для достижения указанной цели в настоящей работе поставлено решение следующих задач:
- рассмотреть вопрос о зарождении и становлении экологических норм права;
- изучить особенности развития экологического права в советский период;
- выявить особенности системы и структуры экологического права;
Введение……………………………………………………………….......3
1. История возникновения экологического права………………………5
2. Система и структура экологического права…………………………9
3. Правовое регулирование экологических отношений на современном этапе……………………………………………………………………………..14
4. Соотношение экологического права с иными отраслями права…..18
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы ………………………………......25
2) источники экологического права, которые будут детально рассмотрены в следующем параграфе настоящей работы;
3) объекты и субъекты экологического права (государство, органы государственной власти и их должностные лица, муниципальные образования, коммерческие и некоммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане);
4) закрепленное Конституцией РФ право собственности на природные ресурсы;
5) экологическое управление, включающее в себя такие направления, как осуществление экологического контроля, государственного экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологической сертификации;
6) экономико-правовой механизм охраны окружающей среды;
7) юридическая ответственность за экологические правонарушения. Вопросы изучения юридической ответственности, оснований и условий её применения являются фундаментальными теоретическими положениями всего права и экологического права, в частности. Понимание и уяснение понятия и сущности экологической ответственности оказывает существенное влияние для правильного применения соответствующей нормы права и привлечения виновного лица, совершившего экологическое правонарушение, к ответственности. В правовой науке юридическая ответственность рассматривается в качестве специальной негативной реакции государства в отношении совершенного правонарушения, следствием которого является применение к правонарушителю мер государственного воздействия: материального характера, личного принуждения либо ограничения прав.
Пристальное внимание к рассмотрению экологической ответственности обуславливается не только тем, что данный вид юридической ответственности является одним из самых «молодых» в российском праве, но и тем обстоятельством, что экологическая ответственность осуществляет охрану одних из наиболее важных общественных отношений. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»6 в ст. 75 за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусматривает следующие виды ответственности: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная. Как указывается в ст. 31 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»7 лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В науке экологического права помимо названных видов ответственности в рамках эколого-правовых отношений выделяется также дисциплинарная, материальная, имущественная, конституционная, таксовая ответственность.
В отличие от общей части экологического права особенная часть включает в себя институты, нормы которых направлены на регулирование определенных видов отношений, входящих в предмет отрасли экологического права. К таким институтам можно отнести правовое регулирование охраны природных ресурсов; охраны атмосферного воздуха; охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах; правовой режим природно-заповедного фонда РФ, международно-правовое регулирование охраны окружающей среды и т.д.
3. Правовое регулирование экологических отношений на современном этапе
Права граждан (в том числе в экологической сфере) значительно шире правомочий государства, государственному регулированию подлежат не все общественные отношения, часть из них реализуется человеком с учетом правил, установленных иными регуляторами: моралью, нравственностью, культурой, религией, а значит, и экологическая функция государства не может охватывать своим содержанием всю указанную сферу. В юридической литературе можно встретить мнение, что «модель развития экономики, построенная на использовании природных ресурсов без оглядки на потенциал природы, изжила себя»8.
Современное государство (и не только Россия) не может решать за все общество, за всех людей все вопросы в сфере взаимодействия общества и природы. С этим не согласно общество и к этому не готово государство; - попытки государства подменить собой (включить в себя) все институты общества являются несостоятельными; - общество и отдельный человек не должны передоверять государству решение всех задач (выполнение функций) в экологической сфере; - без общества и отдельной личности не могут быть решены задачи формирования экологической культуры, экологического правосознания, современной идеологии, которую бы восприняло все общество; - без участия общества не могут решаться вопросы использования природной среды, в том случае, если затрагиваются экологические интересы человека.
По мнению И.А. Фефеловой, «новые подходы к развитию права окружающей среды получают реализацию на современном этапе развития российского общества»9.
Важной особенностью развития экологического права в современных условиях по сравнению с советским периодом является тот факт, что в государстве и обществе изменилось понимание к вопросам сохранения и защиты окружающей среды. Общепризнанной стала догма, что дальнейшее существование всего человечества невозможно без принятия надлежащих и действенных мер в области охраны окружающей среды. При этом, эти действия необходимо принимать уже сегодня, поскольку откладывание их реализации на более поздний срок может обернуться непоправимыми последствиями. Реализация этой концепции невозможна без совершенствования законодательства, его четкой систематизации, преодоления существующих пробелов, а также без установления действенного механизма, обеспечивающего применение этих норм и способствующего охране и защите окружающей среды от негативного воздействия.
Основы природоохранного законодательства установлены Конституцией РФ 1993 года10, которая в статье 9 провозгласила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 42 Конституции РФ установила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Сегодня принято значительное количество нормативно-правовых актов в сфере экологического законодательства. Важное значение в этой системе занимает Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»11, заложивший основы правового регулирования природоохранных отношений. Среди других принятых законов можно назвать Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ12, Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ13, Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»14, Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»15 и другие.
Важным институтом экологического права выступает ответственность. Вопрос о существовании экологической ответственности является дискуссионным в юридической науке. Данной проблематике посвящено значительное количество публикаций, что обуславливается интересом исследователей в связи с неоднозначностью понимания экологической ответственности как разновидности юридической ответственности. Действительно, экологическую ответственность невозможно признать самостоятельным видом юридической ответственности, поскольку основания и условия её применения регулируются нормами гражданского, уголовного, административного, трудового права и т.д. В тоже время фактическим основанием наступления экологической, или как некоторыми авторами в теории экологического права указывается «эколого-правовой ответственности», является нарушение норм экологического законодательства. По верному замечанию М.М. Бринчука, «возмещение вреда, причиненного природе, т.е. экологического вреда, представляет собой существенный самостоятельный элемент содержания эколого-правовой ответственности»16.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 75 за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусматривает следующие виды ответственности: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная. Как указывается в ст. 31 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В науке экологического права помимо названных видов ответственности в рамках эколого-правовых отношений выделяется также дисциплинарная, материальная, имущественная, конституционная, таксовая ответственность.
4. Соотношение экологического права с иными отраслями права
Сегодня реализация норм
экологического права не представляется
возможной без их имплементации
другими отраслями
Поэтому вопрос о соотношении экологического права с другими отраслями является актуальным с теоретической и практической точки зрения. Так как экологическое право является отраслью публичного права, в основе методологии его формирования лежит теория публичного права. Положения общей теории права и теории публичного права, последовательно отраженные в доктрине и отрасли экологического права, обеспечивают научно обоснованное соотношение данной отрасли со всеми другими отраслями в правовой системе России в целом и ее отдельных правовых институтов.
Нормы экологического права содержатся во многих нормативных актах иных отраслей права – гражданском, земельном, лесном, водном, уголовном, административном и других. Однако, основы всего экологического права заложены Конституцией РФ и соответственно являются предметом рассмотрения конституционного права. Конституция в правовой системе каждого демократического государства занимает особое, основополагающее место, поскольку нормы конституции регулируют наиболее важные общественные отношения. Кроме того, конституция обладает наивысшей юридической силой в стране. Конституция имеет прямое действие в регулировании сфер общественных отношений, на которые она распространяет свое воздействие. Положения и принципы конституции регулируют практически все сферы общественных отношений: экономическую, политическую, финансовую, культурную, экологическую, духовную, международное сотрудничество и т.д. Конституция поистине имеет всеобъемлющее влияние. В частности, ч. 1 ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а ст. 42 Конституции РФ провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, можно констатировать, что конституционное право определяет основы построения экологического права. Конституционные нормы получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию в положениях экологического права. Как отмечает А.Ю. Ежов, «конституционные основы экологического права имеют особый характер в ряду конституционных основ других отраслей права, поскольку экологическое право - отрасль права, имеющая специфику, обусловленную сущностью регулируемых ею отношений - экологических отношений»17.
Как и любые общественные отношения, нормальное развитие экологических отношений невозможно без обеспечения их правовой охраны и защиты, что сближает сферы рассмотрения экологического права с такими дисциплинами как административное, уголовное, трудовое право. Так, Глава 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях18 посвящена административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования, содержит составы нарушения экологических норм и требований, а также предусматривает административную ответственность за нарушение норм экологического законодательства. В частности, статья 8.2 Кодекса за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусматривает наложение административного штрафа лиц, совершивших административное правонарушение.
Нормы уголовного права по отношению к экологическому праву, так же как и административного, в первую очередь, выполняют охранительную функцию. Нормы уголовного права, содержащиеся в Уголовном кодексе РФ19, выделяют составы экологических преступлений, т.е. уголовно-наказуемых общественно опасных деяний, которые причинили вред окружающей среде. Нормы экологического законодательства исходят из презумпции потенциальной экологической опасности хозяйственной либо иной деятельности в сфере окружающей среды. Положения Уголовного кодекса РФ направлены на обеспечение соблюдения экологических норм и правил, способствуют уменьшению риска, возможной угрозы и экологически негативных последствий. Возможно, наличие именно под угрозой уголовного наказания за экологические преступления вплоть до лишения свободы, нормы уголовного права способны в определенной мере сдерживать особо опасные и негативные деяния по причинению вреда нашей окружающей среде. Например, ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса РФ за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, предусматривает лишение свободы сроком до двух лет. Эти же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, согласно ч. 3 настоящей статьи наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.
Гражданское право по отношению к экологическому праву выполняет не только охранительную, но и компенсационную функцию. По мнению В.В. Петрова, «экологические отношения вытекают из гражданских отношений, поэтому они ближе к гражданско-правовым»20. Статья 130 Гражданского кодекса РФ21 к недвижимым вещам относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Ключевым для экологических отношений является возможность возмещения компенсации за нанесенный окружающей среде вред. Кроме того, гражданско-правовые отношения позволяют сторонам регулировать нормы и правила осуществления деятельности, затрагивающей окружающую среду, и рационального использования. В частности, гражданское законодательство определяет порядок приобретения права собственности, определяет имущественные отношения, входящие в предмет экологического права. Некоторые специалисты в области экологического права высказываются о существующей «тенденции распространения необоснованного влияния гражданского права на сферу взаимодействия общества и природы»22.