Экологические объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:34, реферат

Краткое описание

Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием – проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой – о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и виды экологических объединений
Формирование экологических объединений
Российские и международные экологические организации
Глава 2. Роль экологических объединений в сфере охраны земель
2.1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды
2.2. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
2.3. Общественная экологическая экспертиза
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по природопользованию не распечат..docx

— 45.24 Кб (Скачать файл)

Оно обязано представлять по запросу органа, регистрирующего  общественные объединения, решения  руководящих органов и должностных  лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные  отчеты о своей деятельности в  объеме сведений, представляемых в  налоговые органы; допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в плане достижения уставных целей и соблюдения законодательства Российской Федерации.

Непредставление обновленных  сведений для внесения в единый государственный  реестр юридических лиц в течение  трех лет влечет за собой обращение  органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском  о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

    1. Российские и международные экологические организации

Охрана окружающей среды  – одна из актуальнейших проблем  современности. Именно этот фактор предопределил  участие в решении экологических  проблем подавляющего большинства  общественных объединений. Их количество постоянно возрастает главным образом за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для охраны окружающей среды, другие – выполняют, наряду с другими, отдельные функции по её защите.

В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность. Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии «зеленых»  к Правительству Ленинградской  области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие  хозяйства на территории, прилегающей  к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО. Здесь сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738 г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок»*.

__________________________

* Известия. 1996. 19 янв.

Успешно для российского  отделения Гринпис и населения  Красноярского края завершилось  рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании  незаконным пункта Указа «О государственной  поддержке структурной перестройки  и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского  края» от 25 января 1995 г. 

В данном указе было противоречие российскому природоохранительному законодательству, которое разрешало горно-химическому комбинату принимать из-за границы отработавшее ядерное топливо АЭС, построенных по зарубежным проектам. Президент позволил ввоз в Россию такого топлива под предлогом «временной выдержки», что фактически это означало хранение зарубежных радиоактивных отходов.

Ответчик в судебном заседании  признал, что строительство завода РТ-2 стоимостью 4 млрд. долларов практически  невозможно без импорта зарубежного  ядерного топлива. Таким образом, Минатом  РФ планировал зарабатывать на нарушении  природоохранительного законодательства*, что противозаконно.

____________________________

* Спасение. № 5-6. 1996. Апр.

Россия активно участвует  в работе многих международных экологических  организаций. Согласно ст. 79 Конституции  Российская Федерация может участвовать  в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения  прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. С точки зрения правового статуса международные экологические организации бывают межправительственные и неправительственные (МНПО).

Большой вклад в решение  проблем охраны окружающей среды  вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН – Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.

Насчитывается более 200 международных  неправительственных организаций (МНПО) – как специализированных на вопросах охраны окружающей среды, так и проявляющих  интерес к экологическим проблемам, помимо вопросов их основной сферы  деятельности (науки, образования, здравоохранения, экономики, религии и др.). Большинство МНПО, обладающих специальной природоохранительной компетенцией, занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них – Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.д. Наиболее крупной и авторитетной МНПО является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г. во Франции. В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. Членами МСОП могут быть как правительства стран, так и отдельные государственные органы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, вносящие свой вклад в дело охраны природы. От Российской Федерации членами МСОП являются Государственный комитет по охране окружающей среды, Всероссийское общество охраны природы и др.

Высшим органом МСОП является Генеральная Ассамблея, сессии которой  проводятся один раз в три года. В период между сессиями Генеральной  Ассамблеи делами Международного союза  управляют Совет МСОП во главе  с Президентом МСОП и бюро Совета (7 человек). Природоохранительная деятельность МСОП ведется в шести основных направлениях, каждое из которых возглавляется комиссией (по национальным паркам, политике, праву и управлению и др.). Членами комиссий являются государственные и общественные деятели, ученые и другие лица, активно сотрудничающие в достижении целей охраны окружающей среды.

МСОП провел ряд полезных мероприятий. Одно из первых – целенаправленная работа по сбору данных о редких и исчезающих видах животных. В 1996 г. собранные данные были опубликованы под названием «Красная книга  фактов». Сюда были внесены исчезающие и редкие животные, разделенные на четыре категории: исчезающие виды, редкие, сокращающиеся виды и виды, степень  угрозы для которых не установлена. Позже добавилась еще одна категория: виды, которым угрожало исчезновение, но опасность, которых миновала.

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

2.1. Общественный  контроль в области охраны  окружающей среды

Общественный контроль в  области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права на благоприятную  окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими  объединениями в соответствии с  их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, субъектов  РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Общественный экологический  контроль получил широкое распространение  не только в России, но и в других странах. Его существование как  важного правового института  основывается на международных правовых актах, предусматривающих участие  общественности в принятии решений, которые могут повлиять на состояние  окружающей среды, связаны с экологическими рисками и угрозой наступления  экологического вреда, а также регулирующих доступ граждан и их объединений  к соответствующей информации. Направления  и формы работы экологического общественного  контроля постоянно расширяются. Связанные  с этим тенденции, а возможно даже закономерности современной правовой и эколого-правовой реальности находят  отражение в законодательстве. По законодательству РФ общественный экологический  контроль может осуществляться в  различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские  слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения  в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков  в правоохранительные органы и суд. Косвенно общественный экологический контроль проявляется в актах протеста, митингах, демонстрациях, иных формах выражения общественного мнения по поводу государственной экологической политики или в связи с планированием и осуществлением отдельных мероприятий, затрагивающих экологические права и интересы граждан, а также в сообщениях и других публикациях средств массовой информации. Достаточно напомнить о реакции общественности на планы ввоза радиоактивных отходов в страну. Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Именно путём экологического контроля достигаются следующие  задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования  и наказания виновных; поддержание  законности и правопорядка; предотвращения нарушений экологических требований и наступления вреда.

Экологический контроль проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора: авторским, санитарным, радиационным, строительным и др. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных  интересов, в других случаях помогает решить проблему за счёт объединения  сил и усиления «давления» на хозяйствующие субъекты.

Управление природопользованием  и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан  на благоприятную окружающую среду  проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний*. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

____________________________

* Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. С. 129.

2.2.  Участие  общественности в оценке воздействия  на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится заказчиком намечаемой деятельности, т.е. лицом, заинтересованным в ее осуществлении. Представления общественности о целесообразности этой деятельности могут не совпадать с позицией заказчика. В то же время не исключаются субъективные подходы заказчика к ОВОС как заинтересованного лица. В рамках реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду, граждане заинтересованы и одновременно вправе участвовать в процедуре ОВОС, и оценивать ее результаты. Участие общественности служит одной из важных гарантий обеспечения заказчиком учета требований экологического законодательства.

Правовой формой участия  граждан в процедуре ОВОС в  мировой практике являются общественные слушания. Согласно же Положению об ОВОС, заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или  обсуждения в средствах массовой информации. В какой мере оправданна в данном случае альтернатива? Заказчику  легче и удобнее провести обсуждение проекта в средствах массовой информации. Очевидно, такое обсуждение может быть более формальным, чем  общественные слушания. Обсуждение в  средствах массовой информации дает заинтересованной общественности меньше возможностей для выражения своего отношения к проекту. Поэтому предложенная альтернатива едва ли оправданна. Думается, законодателю следует ориентироваться на проведение общественных слушаний.

Организация и проведение общественных слушаний – забота заказчика  до передачи Заявления о воздействии  на окружающую среду и других документов, касающихся намечаемой деятельности, на государственную экологическую экспертизу. В Положении не оговариваются сроки проведения таких слушаний, как и источники информирования общественности. Представляется, что срок информирования о намечаемом слушании – за 30 дней до его проведения. Источник осведомления общественности о намечаемой деятельности, результатах ОВОС и одновременно оповещения о дате проведения общественных слушаний – средства массовой информации.

В соответствии с Положением об ОВОС предмет общественных слушаний (обсуждения в средствах массовой информации) составляет обсуждение: 1) применяемых методов анализа  и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; 2) достоверности  представленных результатов ОВОС; 3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

Применительно к предоставлению информации исключение составляет информация, которая носит конфиденциальный характер. Определяя обязанности  заказчика, Положение предусматривает, что он осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений  о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует  конфиденциальности. Вопрос о недоступности  некоторой информации – особый, с учетом права граждан на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды. В частности, согласно постановлению Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды.

Общественные слушания или  обсуждения организуются и проводятся как на федеральном уровне в случаях, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер, так и на местном уровне или уровне субъекта Федерации, когда  преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта РФ. С учетом будущего воздействия на состояние окружающей среды на местном уровне или уровне субъекта РФ не очень ясно, что понимается под «преимуществами и издержками реализации принимаемого решения ». И если преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер, имеет ли правовые последствия его обсуждение на местном уровне, где очевидно будут сказываться отрицательные последствия? Таким образом, вопрос об уровне проведения общественных слушаний нуждается в дополнительном изучении и уточнении правового регулирования.

Информация о работе Экологические объединения