Экологический кризис
Обострение противоречий
между экономикой и экологией,
экономическими интересами общества
в потреблении и использовании
природных объектов и экологическими
требованиями обеспечения охраны
окружающей природной среды называется
экологическим кризисом. Термин
«экологический кризис» был введен
в середине 1970-х гг., когда на
Западе заговорили об обострении
до предела противоречий между
ростом производительных сил
и охраной окружающей среды.
В структуре экологического кризиса
выделяют естественную и социальную
составляющие: • естественная составляющая
свидетельствует о наступлении
деградации, то есть разрушении
окружающей человека природной
среды; • социальная составляющая
означает неспособность государственных
и общественных структур остановить
деградацию окружающей среды,
ликвидировать ее негативные
последствия и принять меры
к оздоровлению природной среды.
На примере России и стран
СНГ можно выделить две основные
группы причин экологического
кризиса. Первая группа - объективные
причины. К ним относятся монополия
государства на природные ресурсы,
средства производства, отсутствие
экономических стимулов в области
охраны окружающей среды. В
ведении государства (его органов
власти, министерств и ведомств,
государственных предприятий) находились
вопросы: • эксплуатации природных
ресурсов; • государственного контроля
охраны природы; • применения
мер уголовной, административной,
гражданской ответственности за
нарушение экологических требований.
При таком положении дел проблемы
охраны природы не могли решаться
эффективно, поскольку предпочтение
отдавалось экономическим интересам.
Игнорирование требований экологии
и способствовало развитию экологического
кризиса. Вторую группу составляют
субъективные причины. Как правило,
они связаны с неэффективным
планированием расходов, в частности
нерациональным применением финансовых
механизмов, необходимых для осуществления
системы мер, направленных на
защиту, обогащение и рациональное
использование природных ресурсов.
Продолжительное время государственные
службы контроля качества окружающей
среды и мониторинга финансировались
по остаточному принципу, что
также в немалой степени способствовало
ухудшению экологической обстановки.