Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:53, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение понятия экологических правоотношений.
Для достижения поставленной цели, при написании работы, автор предполагал решить ряд задач:
рассмотреть понятие и содержание экологических правоотношений;
охарактеризовать субъекты и объекты экологических правоотношений;
проанализировать Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире »
Ведение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и содержание экологических правоотношений…………..3-5
Глава 2. Субъекты экологических правоотношений…………………………6-7
Глава 3. Объекты экологических правоотношений…………………………….8
Глава 4. Эколого – правовые нормы……………………………………………..9
Глава 5. Классификация правоотношений…………………………………10-11
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений……………………………………………………………...12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Эколого-правовая характеристика Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире »………………………………………………15-18
Практическое задание………………………………………………………..19-21
Список использованной литературы…………
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
Для
того чтобы экологические правоотношения
возникли, изменились либо прекратились
необходимо наличие определенных оснований.
Такими основаниями служат юридические
факты, под которыми понимаются явления,
события, действия (бездействие) субъектов,
решения органов публичной власти и судебные
решения, влекущие определенные правовые
последствия. Так, вступление физического
лица в права наследования земельным участком
обусловлено допускаемым гражданским
законодательством событием -смертью
наследодателя. При этом наследник становится
участником, в том числе экологических
правоотношений, поскольку он приобретает
соответствующие его статусу права и возлагает
на себя определенные обязанности,
например, рационально и по целевому назначению
использовать доставшийся ему земельный
участок и принимать все необходимые меры
к недопущению его деградации. В свою очередь
такое явление, как стихийное бедствие,
может повлечь за собой необходимость
временного изъятия у собственника земельного
участка па основании решения уполномоченного
исполнительного органа государственной
власти. То есть собственник продолжает
оставаться таковым, однако не имеет возможности
использовать свой участок по своему усмотрению,
т.е. налицо изменение правоотношений.
Более того, правоотношения могут прекратиться
в случае невозможности возвращения собственнику
временно изъятого участка после получения
им соответствующей компенсации. Примером
возникновения экологических правоотношений
вследствие бездействия
может служить непринятие лесопользователем
должных мер к обеспечению пожарной безопасности
на переданной ему в пользование территории
лесного фонда, когда орган государственной
лесной охраны даже при отсутствии реального
вреда от такой противоправной пассивности
принимает к лесопользователю определенные
законодательством меры принудительного
характера. Прекращение экологических
правоотношений может быть вызвано официально
заявленным отказом природопользователя
от реализации своих прав, т.е. путем совершения
действия, заключающегося в обращении
к уполномоченному на то органу с изложением
своего волеизъявления. Решением
уполномоченного на то государственного
органа может быть изменен характер экологических
правоотношений в случае приостановления
действия выданной природопользователю
лицензии вследствие несоблюдения последним
установленных лицензионных требований.
При этом продолжая формально оставаться
природопользователем, он таковым фактически
не является, поскольку до устранения
в установленный срок требования внесенного
ему предписания, не может в полной мере
реализовывать свои права; кроме того,
может вообще утратить свой статус природопользователя
в случае игнорирования требований органа
публичной власти. Судебные решения также
могут порождать, изменять или прекращать
экологические правоотношения. Так, положительное
решение суда по иску гражданина, пострадавшего
в результате вреда, причиненного его
здоровью негативным воздействием в результате
деятельности хозяйствующего субъекта,
порождает обязанность такого субъекта
выплатить гражданину установленную и
доказанную в судебном порядке сумму компенсации.
И хотя причинно-следственная связь между
деятельностью предприятия и наступившим
ухудшением здоровья гражданина нередко,
казалось бы, для многих очевидиц, возможность
рассчитывать на реальную компенсацию
гражданин вправе Только
на основании решения суда, поскольку
добровольность такого возмещения экологическим
законодательством не презюмируется. Только
в судебном порядке может быть принудительно
прекращено право постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком по основаниям7.
Заключение
Современное международное экологическое
право — формирующаяся отрасль общего
(публичного) международного права. Она
представляет собой совокупность норм,
направленных на регулирование межгосударственных
и иных международных отношений в целях
обеспечения рационального использования
природных ресурсов и сохранения благоприятных
природных условий жизни людей на Земле
в интересах современного и будущих поколений.
Цель международного экологического права
— служить юридическим инструментом регулирования
человеческого поведения через установление
взаимных прав и обязанностей государств
и других субъектов международных отношений
в сфере взаимодействия общества с окружающей
его природной средой.
Эколого-правовая характеристика Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире »
Животный мир является достоянием народов
Российской Федерации, неотъемлемым элементом
природной среды и биологического разнообразия
Земли, возобновляющимся природным ресурсом,
важным регулирующим и стабилизирующим
компонентом биосферы, всемерно охраняемым
и рационально используемым для удовлетворения
духовных и материальных потребностей
граждан Российской Федерации.
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий
Федеральный закон регулирует отношения
в области охраны и использования
животного мира, а также в сфере
сохранения и восстановления среды
его обитания в целях обеспечения
биологического разнообразия, устойчивого
использования всех его компонентов,
создания условий для устойчивого
существования животного мира, сохранения
генетического фонда диких
Статья 2. Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания
Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Право
государственной собственности
на объекты животного
мира
Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.
Статья 4. Участие
коренных малочисленных
народов и этнических
общностей в охране
и использовании объектов
животного мира, сохранении
и восстановлении среды
их обитания
Граждане,
составляющие коренные малочисленные
народы и этнические общности, если
исконная среда их обитания и традиционный
образ жизни связаны с животным
миром, наряду с общими правами граждан
в области охраны и использования
животного мира, сохранения и восстановления
среды его обитания наделяются особыми
правами, предусмотренными в статьях
48 и 49 настоящего Федерального закона.
Статья
5. Участие граждан
и юридических лиц в
охране и использовании
животного мира, сохранении
и восстановлении среды
его обитания
Граждане
и юридические лица, включая общественные
объединения и религиозные
Статья
6. Государственное
управление в области
охраны и использования
животного мира, сохранения
и восстановления среды
его обитания
Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания.
Статья 7. Установление
ограничений и запретов
на использование объектов
животного мира
В
целях сохранения и воспроизводства
объектов животного мира и среды
их обитания осуществление отдельных
видов пользования животным миром,
а также пользование
Статья 8. Сохранение
среды обитания объектов
животного мира
Любая
деятельность, влекущая за собой изменение
среды обитания объектов животного
мира и ухудшение условий их размножения,
нагула, отдыха и путей миграции,
должна осуществляться с соблюдением
требований, обеспечивающих охрану животного
мира. Хозяйственная деятельность,
связанная с использованием объектов
животного мира, должна осуществляться
таким образом, чтобы разрешенные
к использованию объекты
Статья
9. Переселение и
гибридизация объектов
животного мира
Акклиматизация
новых для фауны Российской Федерации
объектов животного мира, переселение
объектов животного мира в новые
места обитания, а также мероприятия
по гибридизации объектов животного
мира допускаются только по разрешению
специально уполномоченных государственных
органов Российской Федерации по охране,
контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды обитания
при наличии заключения компетентных
научных организаций с учетом требований
экологической безопасности.
Статья
10. Содержание и
разведение объектов
животного мира в полувольных
условиях и искусственно
созданной среде обитания
Содержание
и разведение объектов животного
мира в полувольных условиях и
искусственно созданной среде обитания
допускаются только по разрешениям
специально уполномоченных государственных
органов по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного
мира и среды их обитания, выдаваемым в
соответствии с разграничением полномочий,
предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего
Федерального закона. Юридические лица
и граждане, занимающиеся содержанием
и разведением объектов животного мира,
обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать
надлежащие санитарно-ветеринарные и
зоогигиенические требования к их содержанию.
Несоблюдение указанных требований влечет
за собой административную и уголовную
ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а объекты животного
мира подлежат конфискации в судебном
порядке.
Практическое задание
Государственный природный заповедник «Лесные просторы» расположен на территории Н-ской области. В феврале 2007 г. по ходатайству Министерства природных ресурсов Российской Федерации, согласованному с администрацией области и заинтересованными органами, субъектами хозяйственной и иной деятельности и общественными экологическими организациями, в целях сохранения биологического разнообразия и обеспечения заповедного режима официально опубликованным распоряжением Правительства Российской Федерации была расширена охранная зона государственного заповедника «Лесные просторы» за счет включения в нее земель Федоровского лесничества, а также земель, принадлежащих ряду садоводческих товариществ и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В сентябре 2007 г. в областной суд обратились граждане Б. Н., и Я., садовое товарищество «Белое озеро» и крестьянское фермерское хозяйство «Заречное» с исковым заявлением о признании указанного распоряжения Правительства Российской Федерации противоречащим Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а потому не действующим. В качестве обоснования заявления указывалось на нарушения:
- конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- экологических прав граждан;
-
права граждан на свободное
пребывание в лесах и