Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:55, курсовая работа
Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствии сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
ВВЕДЕНИЕ.......................................……………............................................стр.3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОСТАВ………………………………………………………………стр.5
1.1 Административная ответственность за экологические правонарушения…………………………………………………….. стр.8
1.2 Уголовная ответственность за экологические правонарушения..стр.11
1.3 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения……………………………………………………..стр.14
1.4 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения…………………………………………………….стр.16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ……………стр.17
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ…………………………………………….стр.18
3.1Природоохранная деятельность органов внутренних дел……… …..стр.18
3.2Природоохранная деятельность прокуратуры………………………..стр.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................………………стр.32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................……...стр.34
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ:
ПОНЯТИЕ И СОСТАВ………………………………………………………………
1.1 Административная ответственность за
экологические правонарушения…………………………………………
1.2 Уголовная ответственность за
экологические правонарушения..
1.3 Гражданско-правовая
1.4 Дисциплинарная
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ……………стр.17
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ…………………………………………….стр.
3.1Природоохранная деятельность органов внутренних дел……… …..стр.18
3.2Природоохранная деятельность прокуратуры………………………..стр.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
Конституция Республики Беларусь 1994 г. в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствии сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности.
Только 45-50% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 20% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям маленькой и не очень богатой ресурсами страны Белоруссии – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.
В сложившейся ситуации неизменно возрастает роль правоохранительных органов в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее.
Избранная в работе тема, просвещенна деятельности правоохранительных органов в области экологии.
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОСТАВ
Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющие вред государству, природопользователям и окружающей среде, а через это и здоровью человека, либо содержащее реальную угрозу причинения такого вреда.
Сущность экологического, как и всякого иного правонарушения, раскрывается через его состав: субъект, объект, субъективную и объективную стороны. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушения исключает возможность применения юридической ответственности.
В юридической литературе под объектом экологических правонарушений понимается, в одних случаях, природная среда, охраняемая законом, а через нее и здоровье человека, в других – нормы лесного, водного, земельного, и горного законодательства и урегулированные ими общественные отношения, в третьих – нормальные отношения между людьми по поводу окружающей среды как основы существования и жизнедеятельности человеческого сообщества, в четвертых – сложны целостный комплекс фактических общественных отношений экологического характера. В пятых – природоохранный интерес. Имеются и другие классификации.
Объективная сторона экологического правонарушения выражается в действиях, нарушающих экологические предписания, причиняющих вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписаний. Противоправное поведение посягает на установленный в стране экологический правопорядок, т.е. систему правил, обеспечивающих научно обоснованное взаимодействие общества и природы. Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма экологического законодательства. К числу основополагающих признаков объективной стороны экологического правонарушения относится причинение вреда природной среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением закона и наступившими последствиями должна существовать причинно-следственная связь.
Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологическое законодательство предусматривает обе формы вины: умысел и неосторожность. К умыслу относятся, например, самовольная рубка леса, отстрел животных без разрешения, превышение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду. К неосторожности или небрежности при совершении экологического правонарушения можно отнести: несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах, пренебрежение правилами применения ядохимикатов в сельском хозяйстве и др. Признаком субъективной стороны являются также мотив и цель правонарушения.
Все экологические правонарушения можно классифицировать на два вида:
- нарушение права собственности на землю и другие природные объекты, и ресурсы (совершение сделок с недрами, водами, лесами и иными природными ресурсами: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки);
- правонарушения, оказывающие отрицательные воздействия на окружающую среду и ее компоненты, т.е. действия, вызывающие загрязнение, засорение, истощение.
Соответственно видам экологических отношений выделяют следующие экологические правонарушения: земельные, горные, водные, лесные; нарушения законодательства об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха. Данные виды правонарушений определены в соответствующих кодексах и законах.
Лица, совершившие экологические правонарушения могут нести административную, уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
1.1 Административная
Административная ответственность устанавливается в экологическом законодательстве, кодексах Республики Беларусь: о земле, о недрах, лесном, водном.
Субъектами экологических
правонарушений могут быть
Граждане – наиболее многочисленная группа субъектов административных проступков в области охраны окружающей среды. Граждане привлекаются к административной ответственности независимо от обязанностей по службе и работе. В этом отношении они относятся к общему субъекту административных проступков.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. В отличии от граждан, должностные лица составляют специальный субъект проступков. Но должностные лица могут привлекаться к административной ответственности не только за проступки, связанные с их служебными обязанностями, но и за все иные проступки. В таком случае к ним применяются меры воздействия, как и ко всем гражданам. Следовательно, должностных лиц, в зависимости от связи совершенного ими проступка с их служебной деятельностью, можно рассматривать в качестве как общих, так и специальных субъектов административного правонарушения.
В особую группу субъектов административного проступка можно выделить иностранцев и лиц без гражданства, проживающих или временно находящихся на территории Республики Беларусь. Порядок и условия привлечения к административной ответственности иностранцев и лиц без гражданства в основном те же, что и к гражданам нашей республики. Исключение составляют лишь иностранцы, пользующиеся правом дипломатического иммунитета, вопрос об ответственности которых решается через дипломатические каналы.
Характерной чертой административной ответственности в области охраны окружающей среды является то, что она применяется специально уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами). Круг таких органов (должностных лиц) определен в разделе 3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Общее правило разграничения и применения административной ответственности содержится в части 2 статьи 9 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, согласно которой административная ответственность применяется только за административные правонарушения, предусмотренные особенной частью Кодекса, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием правонарушения.
1.2 Уголовная ответственность за экологические правонарушения
Преступлениями против экологической безопасности и природной среды признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно-опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.
Для решения вопроса о разграничении экологических преступлений и проступков законодатель указывает факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, непосредственно в диспозициях правовых норм. Чаще всего в них указываются последствия деяния, их размер, повторность, способ действия, форма вины.
Родовым объектом экологических преступлений следует считать охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.
Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения.
Предметом экологических преступлений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые и не обособленные человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда предшествующих и настоящих поколений людей, но остающиеся в природной среде, или внесенные в нее для выполнения своих биологических и иных природных функций.
Классифицировать все экологические преступления можно на основе объекта посягательства:
Экологические преступления общего характера
-умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов (ст.263);
-нарушения режима особо
- прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ст.266);
- непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства (ст.267);
- сокрытие либо умышленное
Информация о работе Экологическое правонарушение: понятие и состав