Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:25, реферат
Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.
Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:
1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
1.
Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.
Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:
1) естественные экологические
системы, озоновый слой
2) земля, ее недра,
3) особо охраняемые природные
территории (государственные природные
заповедники, природные
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:
– на компоненты окружающей
среды, не подвергшиеся антропогенному
воздействию, т. е. естественные экосистемы,
природные ландшафты и
– объекты особой охраны,
к которым отнесены государственные
природные заповедники, в том
числе биосферные государственные
природные заказники, памятники
природы, национальные, природные и
дендрологические парки, ботанические
сады, лечебно-оздоровительные
– объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, созданных природой, в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и др.
Природный объект – индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.
Признаки природных объектов:
– естественное происхождение;
– взаимосвязь с экологической системой природы;
– внешние функции
К природным объектам относятся земля, недра, поверхностные и подземные воды, леса, животный мир, растительный мир (вне лесов), атмосферный воздух, морская среда, континентальный шельф.
Учитывая тенденции развития
экологического права (и международного,
и регионального, и национального)
возникает необходимость
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятия природные ресурсы и объект экологического права соотносятся как часть и целое. Как уже было отмечено ранее природные ресурсы являются одним из объектов экологического права.
2.
Национальные парки в России относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Первые национальные природные парки в России- «Лосиный остров» и «Сочинский»- были созданы лишь 1983 г.
С учетом специфики данного
вида особо охраняемой территории и
задач, которые на них возлагаются
при создании, на территориях национальных
парков устанавливается
- заповедная зона, которая
предназначена для сохранения
природной среды в
- особо охраняемая зона,
которая предназначена для
- рекреационная зона, которая
предназначена для обеспечения
и осуществления рекреационной
деятельности, развития физической
культуры и спорта, а также
размещения объектов
- зона охраны объектов
культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов РФ,
которая предназначена для
- зона хозяйственного
назначения, в границах которой
допускается осуществление
Зона традиционного
Запрещая на территории национального
парка в принципе любую деятельность,
которая может нанести ущерб
природным комплексам и объектам
растительного и животного
- разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
- деятельность, влекущая
изменения гидрологического
- предоставление на территориях
национальных парков
- строительство магистральных
дорог, трубопроводов, линий
- заготовка древесины ( за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, других недревесных лесных ресурсов, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- движение и стоянка
механизированных транспортных
средств, не связанные с
- организация массовых
спортивных и зрелищных
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласования с дирекциями национальных парков.
Организация рекреационной
деятельности, в том числе физкультурно-
В целях организации
В соответствии со ст. 14 ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов рФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки относятся к особо охраняемым территориям регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей среды. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.
В зависимости от экологической
и рекреационной ценности природных
участков парка на его территории
устанавливаются различные
Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
3.
Экологические правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, которые возникают в результате взаимодействия человека и природы. Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах Российского государства. В то время охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности и интересов государ-ства. Например, в 1016 г. в «Русской правде» предусматривался штраф за уничтожение или повреждение дупла, наполненного сотами с медом. За кражу бобра предусматривался такой же штраф, как и за убийство холопа. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду рассматривалась как кража имущества. Особое отношение к охране лесных ресурсов появилось и по военным соображениям. Уже с XV! в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. Строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте.
Если требования в сфере природопользования и охраны природных объектов осуществлялись в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в санитарном законодательстве. Потребность в таких нормах в России возникла в XVII в. В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Согласно Уложению 1845 г. фабрика или завод, находящиеся городе или вне города, признанные по закону
вредными для чистоты воздуха или воды, уничтожаются за счет виновного, и он подвергается аресту либо денежному взысканию.
В 1833 г. были изданы правила, которые предусматривали, что все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть поглощаемы или сжигаемы.
В советский период, вплоть
до 1970 г. в развитии законодательства
регулирование
В 2002 г. был принят Закон «Об охране окружающей среды». Данный закон определяет задачи всего природоохранительного законодательства РФ, он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.
Развитие рыночных отношений
в России оказывает существенное
влияние на развитие современного экологического
права и экологических
В условиях рынка появляются некоторые новые явления: введение многообразия форм собственности на природные ресурсы, банкротства и ликвидации предприятий и иных объектов. Соответственно в законодательстве должны содержаться нормы, обеспечивающие соблюдение требований экологического законодательства.
вовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов животного и растительного мира, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами, отходами и т. д. То есть особенная часть включает в себя регулирование как бы отдельных частей экологического права, его подотраслей. Например земельная, водная, лесная, горная отрасли права являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе права окружающей среды они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру строения. Данные отрасли права призваны обеспечить охрану и рациональное исполь-зование отдельных природных ресурсов.
Информация о работе Экологическое право в системе правовых норм