Экономио-правовые основы природопользования охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:52, доклад

Краткое описание

Под экономическим механизмом природопользования и охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусматривается ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономио.docx

— 19.59 Кб (Скачать файл)

Экономио-правовые основы природопользования охраны окружающей среды

 

Под экономическим механизмом природопользования и охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

 

Основы правового регулирования  экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов  использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование  природных ресурсов, выбросы и  сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов  и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а  также гражданам налоговых, кредитных  и иных льгот при внедрении  ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов  энергии, осуществлении других эффективных  мер по охране окружающей природной  среды;

д) возмещение в установленном  порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе  об экономическом механизме предусматривается ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование. 

Таким образом, к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся прежде всего:

  • планирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • финансирование охраны окружающей среды;
  • платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
  • внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования;
  • экологическое страхование;
  • налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.

Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм. Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

В конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

При характеристике роли экономических  мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно  отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один - наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.

Основные требования в данной области  предусмотрены Законом РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды». Они устанавливают как  общие правила по осуществлению  той или другой экономической  меры, так и некоторые конкретные предписания об их применении. В  необходимых случаях в Законе даны отсылки к иному законодательству РФ, которым детально регулируется применение отдельных мер, например льготного налогообложения в  сфере природоохранительной деятельности.

В основном правовое регулирование  осуществляется применительно к  отдельным экономическим мерам  и отдельным природным объектам. Так, на законодательном уровне ряд  экономических мер предусматривается  природоресурсным законодательством. В частности, достаточно подробно регламентируются платежи за пользование соответствующими природными ресурсами в Федеральном законе «О недрах», Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе «О животном мире» и др.

Основными подзаконными актами по вопросам платы за загрязнение окружающей среды является постановление Правительства  РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении  Порядка определения платы и  ее предельных размеров за загрязнение  окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», а также Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой России 27 ноября 1992 г. по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.

Общие требования к планированию природоохранных  мероприятий предусмотрены Федеральным  законом от 20 июля 1995 г. «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и рядом  подзаконных актов, которыми утверждены государственные программы в области охраны окружающей среды.

 

Таким образом, работая над докладом, я узнал больше о деятельности государства в области охраны окружающей среды.

 


Информация о работе Экономио-правовые основы природопользования охраны окружающей среды