- затраты на возврат
окружающей среды в прежнее
состояние;
- дополнительные затраты
будущего общества в связи
с безвозвратным изъятием части дефицитных
природных ресурсов
Для оценки ущерба окружающей
среде используют следующие базовые величины:
- затраты на снижение
загрязнения;
- затраты на восстановление
окружающей среды;
- рыночная цена;
- дополнительные затраты
из-за изменения качества окружающей
среды;
- затраты ни компенсацию
риска для здоровья людей;
- затраты на дополнительный
природный ресурс для разбавления сбрасываемого
потока до безопасной концентрации загрязняющего
вещества.
Ущерб обществу от загрязнения
окружающей среды отражается на деятельности
отдельных объектов, оказывающихся под
его воздействием:
- население;
- объекты жилищно-коммунального
и промышленного хозяйства;
- сельскохозяйственные угодья;
- водные ресурсы;
- лесные ресурсы.
Идея экономической оценки
ущерба достаточно проста, однако значительные
трудности вызывает ее практическое воплощение.
Первая стадия оценки предполагает анализ
объемов и структуры выбросов. Затем определяются
концентрации загрязняющих атмосферу
(водоемы, почву) веществ. При этом используется
информация, полученная с помощью систем
экологического мониторинга, или производится
расчет рассеивания вредных примесей.
Данные о концентрации вредных примесей
позволяют оценить воздействие загрязняющих
веществ на окружающую среду и хозяйственную
деятельность человека в натуральных
показателях, которые впоследствии выражаются
в денежных эквивалентах. Простая в идеальном
плане схема определения ущерба сопряжена
с большими трудностями, когда речь идет о
ее реализации на практике. Это объясняется
рядом причин, основные из которых следующие:
- как правило, невозможно
определить степень «вклада»
данного загрязнителя в нанесение ущерба
(в силу множества участников и сложного
взаимодействия компонентов в биосфере);
-невозможно отделить
участников загрязнения данного
региона от влияния, связанного
с региональным, трансграничным
и трансконтинентальным переносом
загрязнителей;
-влияние загрязнителя
проявляется не сразу, и сегодняшний
ущерб может быть в немалой
степени порожден загрязнением
прошлых периодов;
-влияние загрязнения
может выходить не только за
горизонт периода экономических
расчетов, но и за границы социальных
оценок - продолжительности активной деятельности
двух последующих поколений.
Кроме того, далеко не все отрицательные
последствия загрязнения можно выразить
в стоимостной форме. Поэтому расчетный
экономический ущерб является заниженным
по сравнению с реально существующим.
Как показывают оценки ущерба
от загрязнения окружающей среды транспортными
объектами, подавляющая доля (до 78%) ущерба
обусловлена загрязнением атмосферы.
Доля ущерба от загрязнения атмосферы,
водных объектов, размещения отходов,
связанная с деятельностью автотранспорта,
составляет около 8%.
Заключение
В настоящее время Правительством
РФ, Минтрансом РФ, Госкомприродой России,
Российскими транспортными инспекциями,
Правительством г. Москвы и др. организациями
уделяется внимание и контроль за соблюдением
экологических требований при эксплуатации
транспортных средств и экологической
обстановкой регионов.
Утверждены Законы РФ «Об охране
окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
На основании этих Законов утверждаются
Временные экологические требования при
эксплуатации автотранспортных средств,
утверждается задание по оснащению автотранспорта
и спецтехники на автомобильном шасси
каталитическими нейтрализаторами и иными
техническими устройствами снижения токсичности
отработанных газов.
Правительством г. Москвы издан
Закон Об ответственности за реализацию
моторного топлива, не соответствующего
экологическим требованиям. В соответствии
с этим Законом за несоблюдение экологических
требований к реализации моторного топлива
на нарушителей возлагается штраф, приостанавливается
и аннулируется лицензия.
Проводится работа по изменению
многолетней технологии снегоочистки
с применением пескосоляных смесей. Проведен
эксперимент по применению ХКМ (20-30 процентной
раствор хлорида кальция с добавлением
ингибитора), эксперимент по применению
на ряде улиц г.Москвы реагента «Нордикс-П»
/на основе уксусно-кислого калия с добавками/.
Несмотря на проведение различных
мероприятий, автомобильный транспорт
и дорожно-строительная техника продолжают
оставаться наиболее крупным источником
негативного воздействия на окружающую
среду. Для ликвидации экологического
беспорядка необходимо активизировать
деятельность городских и районных комитетов
по охране окружающей природной среды
и служб охраны природы.
Список литературы
1) В. В. Амбарцумян, В. Б. Носов,
В. И. Тагасов. Экологическая безопасность
автомобильного транспорта. – М.: ООО Издательство
«Научтехлитиздат», 1999.
2) Аксенов И.Я. Аксенов
В.И. Транспорт и охрана окружающей
среды. – М.: Транспорт, 1986. – 176с.
3) Луканин В.Н., Буслаев
А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные
потоки и окружающая среда: Учебное пособие
для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998 – 408 с.
4) Валова В.Д. Основы экологии:
Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и
доп. М.: Издательский Дом «Дашков и К0»,
2001.
5) Куров Б.М. Как уменьшить
загрязнение окружающей среды автотранспортом?
// Россия в окружающем мире. - Аналитический
ежегодник. 2000 г.
6) Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология.
Человек – Экономика – Биота –Среда:
Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб.
И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000 – 30с.
7) В.В. Амбарцумян, В.Б. Носов
”Экологическая безопасность автомобильного
транспорта” Научтехлитиздат - Москва,
1999г.
8) ”Экологическая безопасность
транспортных потоков” под редакцией А.Б.
Дьякова Москва Транспорт - 1990г.
9) Евгеньев И.Е., Каримов Б.Р.
Автомобильные дороги и окружающая среда.
Учеб. - Москва, 1997г.
10) Экологические проблемы
развития автомобильного транспорта.
- Москва, 1997
11) Экологический вестник России
№7, Информационно-справочный бюллетень
Москва, 1998г.
12) В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов
“Экология, здоровье и природопользование
в России” Москва Финансы и статистика
- 1995г.