Анализ системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды. Экономический механизм управления природопользов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:16, лекция

Краткое описание

С учетом действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Кроме того, на парламент возлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе. Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству России.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА8.docx

— 28.79 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральное агентство по рыболовству и др.

При множестве специально уполномоченных государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды происходит дублирование той или другой деятельности, и потому существенным является вопрос о ее координации. Под координацией понимается обеспечение взаимодействия или согласованного действия государственных органов или их структурных подразделений, не находящихся в отношениях подчинения, по решению возложенных на них нормативными правовыми актами общих задач и функций в области природопользования и охраны окружающей среды.

Что касается координации деятельности в области использования природных ресурсов, то данная функция по вопросам использования всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, также возложена на Министерство природных ресурсов.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории РФ, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Основными задачами Федерального агентства лесного хозяйства являются:

• разработка основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и развития лесного хозяйства;

• обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, сохранения и усиления защитных, водоохранных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса;

• обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством;

• соблюдение федеральных интересов при регулировании лесо-пользования, восстановлении, охране и защите лесов;

• совершенствование экономических и других методов управления лесным хозяйством.

Названные специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды осуществляют свои функции на всей территории Российской Федерации самостоятельно и через свои территориальные органы.

 

 

ТЕМА9

Экономический механизм управления природопользованием – это система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых обеспечивает сохранение природной среды. В зависимости от происходящих в стране экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Условно можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

- стимулирующий механизм с преобладанием  рыночных инструментов и созданием  благоприятной экономической среды  для развития экологически чистых  производств;

- жесткий механизм с использованием  административных и рыночных  инструментов, с подавлением посредством  жесткой налоговой политики развития  экологически опасных отраслей;

- мягкий механизм с установлением  ограничительных экологических  рамок, слабо влияющих на темпы  и масштабы экономического развития.

В России в настоящее время формируется механизм управления природопользованием, включающий как поощрительные, так и принудительные элементы регулирования.

Основу экономического механизма управления природопользованием в России составляют платежи за пользование природными ресурсами и экологические платежи и экономические санкции за экологическое правонарушение.

Все существующие системы управления с точки зрения устойчивого развития далеки от совершенства. Это относится и к развитым странам Запада, и к развивающимся странам, и к странам с переходной экономикой. Этим вопросам посвящено большое количество работ, в том числе в России.

Основные научные задачи, которые были поставлены десять лет назад, продолжают оставаться достаточно актуальными в настоящее время:

- какие методы регулирования (административные, экономические, институционные) в наибольшей  степени отвечают целям концепции  устойчивого развития.

- как должны быть изменены  механизмы управления природопользованием, чтобы более адекватно учитывать  экологические затраты.

- как учитывать и сочетать  социологические, политические и  этические факторы с экономическим  стимулированием.

- какова роль экономических  стимулов в управлении эколого-экономическими  системами.

- какие международные организации  необходимы и полезны для достижения  локальной и глобальной экологической  устойчивости.

- почему экологические налоги  и акцизы, направленные на ресурсо- и энергосбережение, с трудом внедряются на практике.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды в законе «об охране окружающей среды» (глава 4) относятся:

- разработка государственных прогнозов  социально-экономического развития  на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ  в области экологического развития  Российской Федерации и целевых  программ в области охраны  окружающей среды субъектов Российской  Федерации;

- Разработка и проведение мероприятий  по охране окружающей среды  в целях предотвращения вреда  окружающей среде;

- установление платы за негативное  воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы  и сбросы загрязняющих веществ  и микроорганизмов, лимитов на  размещение отходов производства  и потребления и другие виды  негативного воздействия на окружающую  среду;

- проведение экономической оценки  природных объектов и природно-антропогенных  объектов;

- проведение экономической оценки  воздействия хозяйственной деятельности  на окружающую среду;

- предоставление налоговых и  иных льгот при внедрении наилучших  существующих технологий, нетрадиционных  видов энергии, использовании вторичных  ресурсов и переработке отходов;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей  среды;

- возмещение в установленном  порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического  регулирования по совершенствованию  и эффективному осуществлению  охраны окружающей среды.


Информация о работе Анализ системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды. Экономический механизм управления природопользов