С учетом
особенностей режима и статуса,
находящихся на них природоохранных
учреждений обычно различают
следующие категории указанных территорий:
- государственные природные заповедники,
в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные
заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки
и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Первые
две группы из вышеперечисленных
территорий представляют особую
значимость для охраны природы
нашей страны.
Правительство
Российской Федерации, соответствующие
органы исполнительной власти
субъектов Федерации, органы местного самоуправления
могут устанавливать и иные категории
ООПТ.
Дендрологические
парки и ботанические сады
являются природоохранными учреждениями,
в задачи которых входит создание
специальных коллекций растений
в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного
мира, а также осуществление научной, учебной
и просветительской деятельности. Территории
дендрологических парков и ботанических
садов предназначаются только для выполнения
их прямых задач, при этом земельные участки
передаются в бессрочное пользование
либо паркам, либо научно-исследовательским
или образовательным учреждениям, в ведении
которых они находятся.
Дендрологические
парки и ботанические сады
могут быть федерального, регионального
значения и образуются соответственно решениями исполнительных
органов государственной власти Российской
Федерации или представительных и исполнительных
органов государственной власти соответствующих
субъектов Федерации.
Одной
из основных проблем ботанических
садов и дендропарков является сохранение территориальной
целостности. Территории садов и парков
часто представляются весьма привлекательными
для реализации различных проектов, таких,
как создание рекреационных объектов,
строительство спортивных площадок, коттеджей,
автостоянок, прокладка автострад и т.п.
В числе
прочих проблем, характерных для
ботанических садов и дендропарков,
одной из наиболее сложных
является посягательство на их
территории со стороны различных
организаций. Подобные случаи
отмечались в ботанических садах Пермского, Воронежского
и Кубанского университетов, Сахалинском
ботаническом саду, Чебоксарском филиале
Государственного ботанического сада
им. Н.В. Цицина. Сходные проблемы характерны
для Южно-Сибирского и Горно-Алтайского
ботанических садов, где на прилегающих
территориях осуществляется выпас скота.
Возникновение
подобных проблем часто обусловлено
известной неопределенностью юридического
статуса рассматриваемых объектов,
имеющих наряду с принадлежностью
к самостоятельной категории
ООПТ статус памятника природы регионального
или местного значения. Данный факт в большинстве
случаев формирует у населения и местных
властей отношение к ботаническим садам
и дендропаркам, как и к паркам, имеющим
скорее рекреационное, чем научное и природоохранное
значение.
Для
решения проблем ботанических
садов и дендрологических парков
требуется, в первую очередь,
укрепление законодательной базы.
Необходимо более четкое определение
их юридического статуса и
установление жестких штрафных
санкций за использование соответствующих территорий
в целях, противоречащих их прямому назначению.
Необходимо также принять меры по улучшению
бюджетного финансирования, что позволило
бы решить острые хозяйственные проблемы,
а освободившиеся ресурсы использовать
для развития научной и природоохранной
деятельности.
В целях
защиты ООПТ от неблагоприятных
антропогенных воздействий на
прилегающих к ним участках
земли и водного пространства
могут создаваться охранные зоны
или округа с регулируемым
режимом хозяйственной деятельности.[3]
ООПТ
могут иметь федеральное, региональное
или местное значение. ООПТ федерального
значения являются федеральной
собственностью и находятся в
ведении федеральных органов
государственной власти. ООПТ регионального
значения являются собственностью субъектов Российской Федерации
и находятся в ведении органов государственной
власти субъектов Федерации. ООПТ местного
значения являются собственностью муниципальных
образований и находятся в ведении органов
местного самоуправления.
ООПТ неоднородны по своему природоохранному
режиму и выполняемым функциям. В иерархической
системе каждая категория ООПТ отличается
способностью удержать от разрушения
и серьезного изменения природный комплекс
или отдельные его структурные части.
3.1 Государственные природные
заповедники
Государственные
природные заповедники являются
природоохранными, научно-исследовательскими
и эколого-просветительскими учреждениями,
имеющими целью сохранение и
изучение естественного хода
природных процессов и явлений, генетического фонда растительного
и животного мира, отдельных видов и сообществ
растений и животных, типичных и уникальных
экологических систем. Эти заповедники
являются в России наиболее традиционной
и жесткой формой территориальной охраны
природы, имеющей приоритетное значение
для сохранения биологического разнообразия.
На территории
заповедников полностью изымаются
из хозяйственного использования,
особо охраняемые природные комплексы
и объекты, имеющие природоохранное,
научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной
природной среды, типичные или редкие
ландшафты, места сохранения генетического
фонда растительного и животного мира.
Земля,
воды, недра, растительный и животный
мир, находящиеся на территориях
заповедников, предоставляются в пользование последних
на правах, предусмотренных федеральными
законами. Имущество заповедников является
федеральной собственностью. Здания, сооружения,
историко-культурные и другие объекты
недвижимости закрепляются за заповедниками
на правах оперативного управления. Запрещается
изъятие или иное прекращение прав на
земельные участки и другие природные
ресурсы, которые включаются в заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество
заповедников полностью изымаются из
оборота.
Положение о конкретном заповеднике, его статус
утверждаются органом, уполномоченным
на то Правительством Российской Федерации.
На территории
заповедника запрещается любая
деятельность, противоречащая задачам
заповедника и режиму особой
охраны его территории, установленному в положении о данном
заповеднике; запрещается интродукция
живых организмов в целях их акклиматизации.
На территориях
заповедников допускаются мероприятия
и деятельность, направленные на:
- сохранение в естественном
состоянии природных комплексов, восстановление
и предотвращение изменений природных
комплексов и их компонентов в результате
антропогенного воздействия;
- поддержание условий, обеспечивающих
санитарную и противопожарную
безопасность;
- предотвращение условий, способных
вызвать стихийные бедствия, угрожающие
жизни людей и населенным пунктам;
- осуществление экологического
мониторинга;
- выполнение научно-исследовательских
задач;
- ведение эколого-просветительской
работы;
- осуществление контрольно-надзорных
функций.
Сеть заповедников России создавалась
в течение более восьмидесяти
последних лет.
Система российских
государственных природных заповедников
имеет широкое признание в
мире: 21 российский заповедник имеет
международный статус биосферных
резерватов, 7 находятся под юрисдикцией
Всемирной конвенции о сохранении культурного
и природного наследия, 10 попадают под
юрисдикцию Рамсарской конвенции, 4 - Окский,
Тебердинский, Центрально-Черноземный
и Костомукшский - имеют дипломы Совета
Европы.[4]
3.2Биосферные резерваты
Статус государственных природных биосферных
заповедников имеют государственные природные
заповедники, которые входят в международную
систему соответствующих резерватов,
осуществляющих глобальный экологический
мониторинг.
К территориям
биосферных заповедников в целях
проведения научных исследований,
экологического мониторинга, а
также апробирования и внедрения
методов рационального природопользования,
не разрушающих окружающую природную
среду и не истощающих биологические
ресурсы, могут быть присоединены территории
биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным
режимом особой охраны и функционирования.
Конкретный
режим особой охраны территории
биосферного полигона устанавливается
в соответствии с положением
о нем, утверждаемым государственными
органами, в ведении которых находятся
биосферные заповедники.
Проектирование
и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности
во многих случаях проводится без положительного
заключения государственной экологической
экспертизы. Так, в настоящее время в нарушение
законодательства Российской Федерации
активизировалась деятельность Правительства
Республики Адыгея по осуществлению проекта
строительства автодороги "Майкоп-Дагомыс"
через территорию Кавказского государственного
биосферного заповедника.
3.3 Национальные парки
Национальные парки являются природоохранными,
эколого-просветительскими и научно-исследовательскими
учреждениями, территории которых включают
в себя природные комплексы и объекты,
имеющие особую экологическую, историческую
и эстетическую ценность, и которые предназначены
для использования в природоохранных,
просветительских, научных и культурных
целях и для регулируемого туризма.
Земля,
воды, недра, растительный и животный
мир, находящиеся на территории
национальных парков, предоставляются
в пользование паркам на правах,
предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты,
поставленные на государственную охрану
в установленном порядке, передаются в
пользование национальным паркам только
по согласованию с государственным органом
охраны памятников истории и культуры.
В отдельных случаях в границах парков
могут находиться земельные участки иных
пользователей, а также собственников.
Национальные парки имеют исключительное
право приобретения указанных земель
за счет средств федерального бюджета
и иных не запрещенных законом источников.
Эти парки относятся исключительно к объектам
федеральной собственности. Здания, сооружения,
историко-культурные и другие объекты
недвижимости закрепляются за национальными
парками на праве оперативного управления.
Конкретный парк функционирует на основании
положения, утверждаемого государственным
органом, в ведении которого он находится,
по согласованию со специально уполномоченным
на то государственным органом Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды. Вокруг национального
парка создается охранная зона с ограниченным
режимом природопользования.
За
рубежом национальные парки являются
наиболее популярным видом ООПТ.
В частности, в США история
создания некоторых парков насчитывает
более ста лет.
В
Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г.
и явились новой для России формой территориальной
охраны природы. Идея их создания связана
с совмещением широкого спектра задач:
охраной природного и культурного наследия,
организацией туризма, поиском путей устойчивого
развития территории. Новая форма охраняемых
территорий позволяет сберечь как уникальные
природные комплексы, так и объекты историко-культурного
значения. В то же время национальные парки
предусматривают возможность посещения
их большим количеством людей, ознакомления
с природными и историко-культурными достопримечательностями,
отдыха в живописных ландшафтах.
Подавляющее
большинство национальных парков
находится в Европейской части
Российской Федерации. Национальные
парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации,
2 краев и 20 областей. Большинство национальных
парков находилось в непосредственном
подчинении Федеральной службы лесного
хозяйства России и один - в ведении Правительства
Москвы.
На
территориях национальных парков устанавливается дифференцированный
режим особой охраны с учетом их природных,
историко-культурных и иных особенностей.
Исходя из указанных особенностей на территориях
парков можно выделить функциональные
различные зоны, в том числе заповедные,
с режимом, характерным для природных
заповедников. Вокруг парка выделяется
также охранная зона, где хозяйственная
деятельность должна согласовываться
с администрацией парка.
Основную часть территории парков
занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной
деятельности. Другие территории входят
в границы парков, как правило, без изъятия
их из хозяйственного использования. Обычно
именно на этих землях находятся памятники
культуры и истории, составляющие единое
целое с окружающими природными комплексами.
B настоящее время из всех национальных
парков в составе примерно 20 имеются земельные
участки других собственников, владельцев
и пользователей. Доля таких земель в ряде
парков исключительно высока.
Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает
7 физико-географических регионов, 11 областей
и 27 провинций. В парках представлена растительность:
равнин - таежные и широколиственно-хвойные
леса, широколиственные леса; степи; гор
-темнохвойные горные леса, светлохвойные
горные леса, широколиственные горные
леса; а также болот.