Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 11:22, реферат
Пение птиц заметно повлияло на музыкальный фольклор и профессиональную музыку. Одно из самых знаменитых музыкальных произведений Возрождения — хоровая песня К. Жанекена «Пение птиц». От простого звукоподражания к эмоциональной передаче образов природы — такова эволюция «птичьего пения» в музыке Нового времени (Бетховен, Григ, Римский-Корсаков, Мессиан). Романсы «Жаворонок» Глинки и «Соловей» Алябьева, «Песня жаворонка» в фортепьянных циклах Чайковского «Времена года» и «Детский альбом», другие произведения русских композиторов созданы на основе мелодического рисунка, звучащего в песнях наших птиц.
Введение
1. Разнообразие и классификация звуков, издаваемых птицами
2. Эволюция голоса птиц
3. Принципы классификации голосов
4. Голосовые сигналы птицы
Заключение
Список литературы
Основные затруднения возникают из-за того, что многие звуковые реакции и самовыражения птиц полифункциональны, то есть обладают свойством в разных условиях иметь разное значение. Полифункциональность голоса, по нашим представлениям, может быть двоякого рода в зависимости от того, одновременно или неодновременно проявляются разные функции одного и того же сигнала.
В первом случае, при одновременности
проявления значений, следует различать
основную и возможные
Во втором случае, когда множественность
функций выступает
Примеров использования
Один из характерных криков
деревенской ласточки — ее
тревожное «тки»— можно
При классификации звуков, издаваемых птицами, надо учитывать и то, что одни и те же сигналы могут сильно отличаться по степени громкости и в зависимости от этого иметь разное значение. В целом все сигналы по этому признаку можно подразделить на демонстративные, рассчитанные на далекое расстояние, и недемонстративные — тихие, применяемые в интимной обстановке. Так, весенняя песня самца обычно демонстративный сигнал, с помощью которого он заявляет о себе на всю округу, привлекая самку издалека. Но во время ухаживания за самкой, когда самец находится от нее на расстоянии нескольких сантиметров, песня звучит иногда совсем тихо, выполняя при этом уже другую функцию.
Важно,
наконец, указать на то, что
среди сигналов, одинаковых по
звучанию, в некоторых случаях
приходится различать звуки
Попыток
систематизировать голоса
Из
имеющихся классификаций
Как известно, птицы могут издавать звуки не только голосовым аппаратом, функцию которого у них выполняет нижняя гортань, но также клювом, ногами, крыльями и даже перьями хвоста. В смысловом отношении звуки механического происхождения не отличаются от голосовых. Аист, щелкающий клювом, и поющий дрозд каждый по-своему, разными способами, могут выражать одно и то же состояние. Поскольку существуют принципиальные отличия в механизме воспроизведения звука, эти случаи целесообразно рассмотреть отдельно.
Классификацию звуков, издаваемых птицами, начнем рассматривать с разделения на неголосовые и голосовые звуки:
Неголосовые (механические) звуки могут отличатся как по характеру звучания, так и по способу воспроизведения. Чаще всего они слышны во время полета птиц, взлета и посадки и иногда — в моменты кормления и токования. Среди них следует различать звуки сопутствующие и звуки направленного значения.
Звуки
сопутствующие. Большей частью
это звуки, сопровождающие
Сопутствующие звуки также
Звуки направленного (прямого)
значения. В преобладающем большинстве
случаев неголосовые звуки
Механические звуки направленного значения характерны и для других птиц. Как правило, они издаются в сочетании с голосом и являются как бы составными элементами весенней демонстративной песни или частью общего ритуала брачного токового поведения самца. Сойка, например, в промежутках между своими скрипучими руладами иногда громко щелкает клювом. Тем самым она придает песне своеобразный ритм. Козодой, болотная сова и многие голуби во время токовых полетов звучно хлопают крыльями и т. п.
Белый аист, как известно, почти не пользуется голосом в целях коммуникации. В этом отношении он своеобразное исключение в классе птиц. Громкое хлопанье клювом — основное и почти единственное для него средство общения. В тихую погоду трещанье клювом слышится на очень большом расстоянии и вполне заменяет практически отсутствующий у аиста голос. В момент хлопанья клювом аист принимает определенную позу: он резким броском закидывает на спину вытянутую шею, при этом язык и весь подъязычный аппарат подтягиваются назад и тем самым увеличивается объем глотки, играющей роль резонатора, усиливающего звук. Как установили еще супруги О. и М. Хейнрот, такое поведение аиста проявляется с очень раннего возраста. Первоначально птенцы хлопают клювом беззвучно, так как он у них еще мягкий и при смыкании челюстей не звучит. Лишь с возрастом, по мере затвердения рогового покрова клюва, хлопанье челюстями достигает должного эффекта. Можно предположить, что редукция голоса у аиста —явление вторичное. Предки аиста, очевидно, в большей степени использовали голосовые средства общения. Об этом свидетельствует хотя бы то, что аистята до трехнедельного возраста, пока клюв их еще недостаточно окреп, выпрашивают пищу у родителей не только закидывая голову и хлопая клювом, но и при помощи голоса. Впоследствии они используют голос все реже и реже. А. П. Паринкин, воспитывавший молодого аиста в неволе, подметил, что в домашних условиях аистята дольше выпрашивают корм голосом, чем в природных. Это, видимо, объясняется отсутствием контакта птенца со взрослой птицей, подражание которой способствует более скорому формированию у птенца наследственной реакции трещанья клювом. Белый аист является примером того, когда неголосовой звук имеет множественный, а не однозначный смысл. Хлопанье клювом у аиста—это его видовой призывный сигнал, имеющий очень широкое ситуативное значение.
4. Голосовые сигналы птицы
Голосовые реакции птиц очень
разнообразны, но степень их разнообразия
у разных видов далеко не
одинакова. Для того чтобы
Прежде всего необходимо
Призывные сигналы. С помощью этих сигналов осуществляется связь между особями внутри вида во время кочевок и миграций и на зимовках; происходит обмен информацией между самцом и самкой в период размножения; ведутся «разговоры» между родителями и детьми в пору воспитания потомства; ими же сопровождаются некоторые отношения, связанные с добыванием пищи и кормлением, и т. п.
Однако на первое место по значению и частоте употребления надо поставить основной видовой призывный крик. Он наиболее универсален и, исторически возник раньше других сигналов. Большинство птиц издает его при разных обстоятельствах с разной частотой и интенсивностью, и он воспринимается как призыв к действию или к состоянию в зависимости от сложившейся обстановки. Основной видовой призывный крик —это как бы позывные вида, действующие во все сезоны года. Это главная особенность данного сигнала, отличающая его от большинства других сигналов призывного значения, приуроченных в основном к периоду размножения. Этот сигнал —один из самых коммуникативных, то есть несущих наибольшую информацию, и именно ему более всего свойственно выполнять разные функции при разных ситуациях.
Основной видовой призывный
Основной призывный крик всегда слышен с далекого расстояния. Таким образом, он — хороший пример демонстративного сигнала. Функционируя в течение круглого года, он чаще всего используется в период кочевок и миграций.
У многих видов существует также четко выраженный вариант основного призывного крика, как бы его двойник, который используется при перекличке на близком расстоянии. Он имеет более узкое, подзывающее значение. Например, у снегиря громкое и высокое «фиу-фиу» — основной призывный крик, а низкое басистое «фю-фю»— перекличка на близком
расстоянии.
Среди различных голосовых
Наиболее разнообразна
Настойчивость, с которой
Таким образом, если основной призывный крик мы определили как позывные вида, используемые во все времена года, то весенняя демонстративная песня — это позывные вида и противоположного пола, действующие в пору размножения или в период, непосредственно предшествующий ей.