Влияние газовой промышленности на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

Национальная экономика представляет собой сложный продукт взаимодействия общеэкономических, общемировых, региональных и страновых экономических процессов.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Кругооборот доходов и расходов в национальной экономике............5

1.1. Национальная экономика и общественное воспроизводство...........5

1.2. Кругооборот доходов и расходов........................................................8

1.3. Концепции общественного воспроизводства....................................16

Глава 2. Межотраслевой баланс национальной экономики В. Леонтьева......23

2.1. Сущность межотраслевого баланса, его виды. Схема МОБ по системе баланса народного хозяйства.................................................................23

2.2. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева.................................29

2.3. Возможности методологии В.Леонтьева………………………..…31

2.4.Влияние В.Леоньева на экономическую практику в нашей стране.34

Заключение.............................................................................................................32

Список использованной литературы...................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 234.37 Кб (Скачать файл)

За счет обобщенного описания должностных обязанностей определяется круг задач, уточнение которых может  происходить со временем путем издания  дополнительных указаний и инструкций. Такое определение служебных  функций, безусловно, должно сочетаться с достаточно детальным и четким планированием. Вместе с тем работнику может предоставляться право самостоятельно конкретизировать стоящие перед ним задачи.

 Пример

Описательная  формулировка функций главного инженера компании:

  • организовывает техническое развитие компании;
  • совершенствует развитие технических служб компании;
  • обеспечивает производство конкурентной продукции;
  • внедряет в производство передовые достижения науки и техники;
  • координирует усилия всех служб по разработке вариантов технического развития компании и т. п.


Такой подход имеет два  существенных недостатка [2]:

  • описание перечня действий редко бывает полным, поэтому дает возможность работнику отказываться от важных для организации функций на основании того, что «это не входит в его обязанности»;
  • выполнение предписанных действий совсем не означает получение определенной результативности, т. е. такой подход принципиально допускает ситуацию, когда есть процесс, но нет результата.

А. Пригожин отмечает также, что авторами такого рода документов чаще всего добровольно или принудительно оказываются сами исполнители функций. Они заинтересованы в обтекающих, но ни к чему не обязывающих формулировках.

Продуктный подход

Недостатки описательного  подхода, по мнению А. Пригожина, позволяет преодолеть продуктный подход, когда функции отдельного работника или целого подразделения определяются через требуемый продукт деятельности или конкретный вклад работника в решение задач организации. Продуктный подход предполагает ориентацию на «внутреннего клиента», которому каждое подразделение и его сотрудники должны предоставить некоторую услугу или условный товар. В качестве «внутреннего клиента» может выступать вышестоящий руководитель или подразделение организации. При этом внутренний клиент может принять предлагаемый «товар» или потребовать его модификации. Но может и отказаться от него. Те подразделения и работники, чьи продукты деятельности не находят своего «внутреннего клиента», являются ненужными для данной организации.

Продуктный подход в определении должностных функций, по сути, лежит в основе системы управления, которая получила название«управление по целям» (или «управление, нацеленное на результаты»). Появление этого термина чаще всего связывают

с именем известного «гуру» менеджмента, американского ученого  Питера Друкера [5]. В системе «управление по целям» индивидуальные служебные функции предстают как цели конкретных работников, которые вносят свой вклад в достижение целей подразделения и организации в целом.

Процесс определения  служебных функций проще осуществлять сверху вниз. Первый руководитель и стратегическая вершина (управленческая команда) конкретизируют цель организации и в продуктном виде формулируют функции основных подразделений организации. Руководители этих подразделений в свою очередь определяют функции своих подчиненных и т. д. Возможно определение функций и в обратном направлении, когда работники сами формулируют функции

в продуктном выражении, а затем предлагают и согласовывают их с внутренним клиентом. Но такой процесс более громоздкий, поскольку часто приводит к дублированию функций и их повторному пересмотру.

В рамках продуктного подхода возможно так называемое векторное выражение функций, когда в них определяется и фиксируется необходимость увеличивать или уменьшать что-то в сравнении с чем-то. Например: «Сокращение времени простоев оборудования», «Увеличение межремонтных сроков эксплуатации техники». Таким образом обеспечивается конкретность и измеряемость результатов действий по выполнению функции. Кроме этого, А. Пригожин советует, где можно пытаться формулировать функции через конкурентные преимущества.

Сравним описательный и продуктный подходы на примере функций специалиста по сбыту (таблица 1). Продуктный подход обеспечивает предельную конкретность результатов (цели), которых должен добиться работник на данной должности. Вместе с тем такая конкретность потребует своевременной корректировки целей по мере их достижения, чего не требуется при использовании описательного подхода.

Таблица 1. Функции специалиста по сбыту

Описательный  подход

Продуктный подход

Заключать договоры на поставку продукции

Увеличить сумму договоров  на 10%

Управлять запасами готовой  продукции

Снизить запасы до 1/3 дневного поступления

Организовывать хранение, сбыт и транспортировку готовой продукции

Автоматизировать 70% операций

Контролировать поступление  средств за реализованную продукцию

Довести предоплату до 30% от суммы договоров

Оперативно учитывать  отгрузку продукции по договору

Иметь ежедневные данные по отгрузке продукции


Если в определении  функций в качестве консультанта выступает менеджер по персоналу, то он может воспользоваться вспомогательным  вопросником, который предложил  А. Пригожин (таблица 2). Заполнять его он может со слов руководителей подразделений. Обработанные ответы целесообразно обсудить в процессе групповой работы по определению служебных функций данного подразделения в присутствии руководителей подразделений-«клиентов».

Таблица 2. Вопросник для определения служебных функций

№ 
п/п

Вопросы

Ответы

1

Как Вы определите основной вклад данного подразделения  в успех организации в целом?

 

2

Что данное подразделение  делает в организации такое, чего не делает здесь никто? В чем это выражается?

 

3

Каков главный результат  работы руководителя данного подразделения?

 

4

Когда выполнение его функций  будет считаться самым эффективным?

 

5

Какой продукт работы данного  подразделения руководство организации  согласно «купить»? (Краткое название и в каком виде он может быть представлен)

 

6

Кто персонально должен быть основным «покупателем» продукта, производимого  данным подразделением?

 

7

Что потеряла бы ваша организация, если бы данного подразделения у нее не было?

 

8

По каким параметрам руководство  фирмы оценивает главные результаты работы данного подразделения? Перечислите эти параметры в порядке их приоритетности

 

«Главное, что дает такой  метод определения должностных  функций, — пишет А. Пригожин, — последовательность в постановке и передаче общеорганизационных целей на все уровни организационной иерархии, а также по горизонтали, т. е. между взаимсвязанными подразделениями и работниками. Вместе с тем таким образом достигается максимальное сближение, состыковка целей и действий работников и подразделений с целями организации и ее руководителей. Кроме того, такие функции становятся контролируемыми, а их исполнение проверяемым» [2].

Формулирование функций  в продуктном виде позволяет преодолеть такие опасные патологии организаций, как неуправляемость, бессубъектность, рассеивание целей. Важное свойство этой методики, как отмечает А. Пригожин, также состоит в том, что она вскрывает неблагополучие и неупорядоченность организационных целей. Иногда руководители только в процессе работы над функциями задумываются о своих управленческих приоритетах.

Но в процессе внедрения  продуктного подхода могут возникнуть трудности. Они связаны прежде всего с тем, что такая методика будет для некоторых сотрудников гораздо менее комфортной, чем традиционная, описательная. Большинство людей чувствует себя увереннее, более защищено, когда их функции сформулированы как перечень действий без жесткой привязки к результату. Следствием этого может быть определенное сопротивление использованию этого подхода, попытки перехода к прежним формулировкам. С целью преодоления этих трудностей можно воспользоваться помощью внешнего специалиста-консультанта.

Ролевой подход

Собственно, ролевой подход применим не столько к определению должностных функций, сколько в целом к дизайну индивидуальных позиций работников в структуре организации. Тем не менее, определение рабочих функций в рамках этого подхода существенно отличается от двух предыдущих. Ролевой подход детально представлен в работе современного классика управления персоналом Майкла Армстронга [6].

Деятельность некоторых  организаций характеризуется выдвижением  на первый план командной работы. Важность работы в командах и необходимость  обладать множеством навыков иногда вступает в противоречие с жестким  моделированием должности. В этих условиях, по мнению М. Армстронга, понятие роль лучше отражает новые реалии, чем понятие должность. Он считает, что роль может быть определена широко, и ее определение не должно быть директивным. Внимание здесь акцентируется на поведении работника, «исполнении роли», в процессе достижения цели деятельности. «Понятие роли намного шире, потому что оно ориентировано на людей и на их поведение — оно связано с тем, что люди делают и как они это делают, а не с пристальным вниманием к содержанию работы» [6]. В зависимости от ситуации, некоторым работникам может быть предоставлена определенная свобода действий в применении их навыков.

Внедрение такого подхода  начинается с ролевого анализа, предполагающего сбор информации о роли, которую играет работник. В процессе этой работы могут использоваться психологические модели описания ролей и соответствующие психодиагностические методики. По результатам такой работы, а также с учетом анализа навыков и компетенций составляется краткий ролевой профиль, или определение роли, которую должен играть работник, чтобы удовлетворять требования своей работы. В ролевом профиле, как правило, раскрываются общая цель роли, сфера ключевых результатов, дается перечень основных компетенций. Иногда бывает трудно подробно отразить роль в письменной форме, поэтому ее дополнительно поясняет работнику руководитель подразделения в личном общении.

Портновский принцип в определении функций

Если исходить из идеализированного  взгляда на организацию, то понятно, что описываются функции должности, а не конкретного человека, занимающего  эту должность. Собственно задача кадровых подразделений (опять же в идеале) состоит в том, чтобы подобрать  человека, максимально подходящего  под заданные должностные функции. Но все-таки нужно признать, что индивидуальные особенности у работников разные. При формальном соответствии должностным  требованиям, каждый человек имеет  сильные и слабые стороны. С точки  зрения организации было бы расточительным не использовать сильные стороны  работника, даже если они выходят  за рамки служебных функций, и  не учитывать слабые стороны. Поэтому  А. Пригожин в определении служебных  функций предлагает руководствоваться  так называемым портновским принципом [2]. Он состоит в том, чтобы не только человека подбирать под определенную функцию, но и функцию выстраивать под человека. «Если мы научимся использовать каждого работника с самой сильной стороны, то он будет работать в соответствии со своими склонностями, будет больше удовлетворен работой и максимально эффективно будет ее исполнять. Фирма и работник обоюдно выигрывают» [2].

Противники такого принципа считают его слишком трудоемким. Например, если сотрудник увольняется, то функции нужно перестраивать. А они, как правило, у сотрудников  организации взаимосвязаны между  собой — изменение одной функции  требует изменения других. По этому  поводу А. Пригожин подчеркивает, что построение организации является трудоемким и постоянным процессом. Руководителям нужно выбирать: им нужны стабильность и определенность или эффективность. К тому же, во-первых, такой принцип годится не для всех должностей, а лишь для творческих, во-вторых, именно при таком подходе текучесть кадров минимальна.

В целом же на содержание служебных функций должны влиять не только индивидуальные особенности  исполнителей, их личностный потенциал, но и условия исполнения (место  расположения, планировка, техническое  оснащение и т. п.), специфика структурного подразделения организации (состав сотрудников, их опыт и стаж работы, репутация у клиентов). Поэтому, например, руководители территориальных филиалов одного и того же предприятия могут иметь отличающиеся друг от друга функции.

Параметры функций

Разработка согласованной  системы должностных функций  требует учета их параметров. Эдуард Смирнов [4] выделяет четыре параметра функций: трудоемкость, сложность, совместимость и стоимость.

Информация о работе Влияние газовой промышленности на окружающую среду