Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:42, реферат
Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся:
— внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива;
— литейное производство;
— металлообработка конструкций и отдельных деталей;
— сварочное производство;
Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду.
Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся:
— внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива;
— литейное производство;
— металлообработка конструкций и отдельных деталей;
— сварочное производство;
— гальваническое производство;
— лакокрасочное производство.
По уровню загрязнения
окружающей среды районы гальванических
и красильных цехов как машиностроительных
в целом, так и оборонных предприятий
сопоставимы с такими крупнейшими
источниками экологической
Таким образом, машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая составляющая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:
— воздушного пространства (выбросы газа, парообразных веществ, дымов, аэрозолей, пыли и т.
— поверхностных водоисточников (сточные воды, утечка жидких продуктов или полуфабрикатов и т.п.);
— почвы (накопление твердых отходов, выпадение токсичных
веществ из загрязнённого воздуха, сточных вод). При всём многообразии подотраслей машиностроения и в том числе военно-ориентированных, оборонных предприятий по
228
специфике загрязнения окружающей среды их можно разделить на две группы: ресурсы и накопление.
Гальваническое производство - один из наиболее крупных источников образования сточных вод в машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.
Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.
Основными загрязнителями красильных производств машиностроительных предприятий являются лакокрасочные материалы и их составляющие: синтетические смолы, органические растворители, пластификаторы, катализаторы и инициаторы плен-кооброзования, неорганических пигментов.
Наибольшую экологическую
опасность при пескоструйной
и гидроабразивной очистке
Наиболее экологически опасными загрязнителями, образующимися в литейном производстве, являются оксид и двуокись серы и оксиды азота, а также твердые вещества, входящие в состав литейных форм. Основными загрязнителями, образуемыми в процессе производства энергии из ископаемого топлива на предприятиях машиностроения, являются двуоксид серы, оксиды азота, взвешенные частицы, оксид углерода и углеводороды.
Наиболее экологически опасные загрязнители при металлообработке — индустриальные масла, металлическая пыль и др.
Твердые отходы машиностроительного производства содержат амортизационный лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т. п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыль (отходы систем очистки воздуха и др.).
На машиностроительных предприятиях 55 % амортизационного лома образуется от замены технологической оснастки и инструмента.
Безвозвратные потери металла вследствие трения
229
и коррозии составляют примерно 25 % от общего количества амортизационного лома.
Размеры отходов металла в производстве зависят от количества металлов и сплавов, подлежащих переработке и установленного коэффициента отходов. В основном машиностроительные предприятия образуют отходы от производства проката (концы, обрезки, обдирочная стружка, опилки, окалина и др.); производства литья (литники, сплески, шлаки и съёмы, сор и др.); механической обработки (высечки, обрезки, стружка, опилки и др.). На предприятиях машиностроения отходы составляют до 260 кг на 1 т металла, иногда эти отходы составляют 50 % массы обрабатываемых заготовок (при листовой штамповке потери металла достигают 60 %). Основными источниками образования отходов легированных сталей являются металлообработка (84 %) и амортизационный лом (16 %).
Шламы из отстойников очистных сооружений и прокатных цехов содержат большое количество твердых материалов, концентрация которых составляет от 20 до 300 г/л. После обезвреживания и сушки шламы используют в качестве добавки к агломерационной шихте и удаляют в отвалы. Шламы термических литейных и других цехов содержат токсичные соединения свинца, хрома, меди, цинка, а также цианиды, хлорофос и др.
В небольших количествах промышленные отходы могут содержать ртуть, вылитую из вышедших из эксплуатации приборов и установок.
Проблема минимизации экологического ущерба в условиях промышленного производства и в том числе машиностроительных и военно-промышленных отраслях может решаться в двух направлениях за счет:
—повышения эффективности существующих методов очистки промышленных выбросов в окружающую среду (сточные воды, отработанные газы, дым и др. взвешенные частицы), ликвидации (переработки) твердых отходов;
— внедрения новых альтернативных технологий (экологически чистых, безотходных).
Экологическая проблема машиностроительного завода.
Экологическая проблема машиностроительного завода достаточно типична для машиностроительных заводов, то есть на каждом машиностроительном и оборонном заводе существует аналогичный комплекс проблем, называемый экологической проблемой машиностроительного завода.
При осуществлении технологических процессов, производимых с целью получения искомой продукции, на машиностроительном заводе образуется три вида отходов:
- твердые отходы;
- жидкие отходы;
- газообразные выбросы.
При невнимании руководства завода к проблеме отходов все отходы, за исключением газообразных сбрасывают в канализацию, что приводит, в большинстве случаев, к высокой плате за превышение ПДК (предельно-допустимых концентраций) загрязняющих веществ. В современном мире, в большинстве случаев, эта плата настолько высока, что все делают мероприятия, по сбору и сдаче на утилизацию всех видов отходов экономически целесообразными.
Рассмотрим подробнее все виды отходов машиностроительного (оборонного) завода, пути их очистки и утилизации.
К твердым отходам
машиностроительного
- гальваношлам;
- все виды стружки черных и цветных металлов;
- различные металлические и неметаллические предметы, включая древесную стружку;
- изношенные шины;
- отработанные аккумуляторы.
Из всех перечисленных видов отходов определенную сложность при утилизации составляет гальваношлам. По Тульской области приемом гальваношлама на утилизацию занимается ООО «Тульский край».
Информация о работе Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду