Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:42, реферат

Краткое описание

Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся:
— внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива;
— литейное производство;
— металлообработка конструкций и отдельных деталей;
— сварочное производство;

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду.docx

— 18.70 Кб (Скачать файл)

Влияние машиностроительного  предприятия на окружающую среду.

 

Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%. Однако на машиностроительных предприятиях имеются  основные и обеспечивающие технологические  процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения  окружающей среды. К ним относятся:

— внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные  со сжиганием топлива;

— литейное производство;

— металлообработка конструкций  и отдельных деталей;

— сварочное производство;

— гальваническое производство;

— лакокрасочное производство.

По уровню загрязнения  окружающей среды районы гальванических и красильных цехов как машиностроительных в целом, так и оборонных предприятий  сопоставимы с такими крупнейшими  источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных  — с районами ТЭС, которые относятся  к числу основных загрязнителей.

Таким образом, машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая составляющая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:

— воздушного пространства (выбросы газа, парообразных веществ, дымов, аэрозолей, пыли и т.

 

— поверхностных водоисточников (сточные воды, утечка жидких продуктов  или полуфабрикатов и т.п.);

— почвы (накопление твердых  отходов, выпадение токсичных

веществ из загрязнённого  воздуха, сточных вод). При всём многообразии подотраслей машиностроения и в том числе военно-ориентированных, оборонных предприятий по

228

специфике загрязнения окружающей среды их можно разделить на две  группы: ресурсы и накопление.

Гальваническое производство - один из наиболее крупных источников образования сточных вод в  машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств  являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.

Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.

Основными загрязнителями красильных производств машиностроительных предприятий  являются лакокрасочные материалы  и их составляющие: синтетические  смолы, органические растворители, пластификаторы, катализаторы и инициаторы плен-кооброзования, неорганических пигментов.

Наибольшую экологическую  опасность при пескоструйной  и гидроабразивной очистке поверхности  представляет образование в ходе данных процессов пылевидных частиц.

Наиболее экологически опасными загрязнителями, образующимися в  литейном производстве, являются оксид  и двуокись серы и оксиды азота, а также твердые вещества, входящие в состав литейных форм. Основными загрязнителями, образуемыми в процессе производства энергии из ископаемого топлива на предприятиях машиностроения, являются двуоксид серы, оксиды азота, взвешенные частицы, оксид углерода и углеводороды.

Наиболее экологически опасные  загрязнители при металлообработке — индустриальные масла, металлическая  пыль и др.

Твердые отходы машиностроительного  производства содержат амортизационный  лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т. п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыль (отходы систем очистки воздуха и др.).

На машиностроительных предприятиях 55 % амортизационного лома образуется от замены технологической оснастки и инструмента.

Безвозвратные потери металла  вследствие трения

229

и коррозии составляют примерно 25 % от общего количества амортизационного лома.

Размеры отходов металла  в производстве зависят от количества металлов и сплавов, подлежащих переработке  и установленного коэффициента отходов. В основном машиностроительные предприятия образуют отходы от производства проката (концы, обрезки, обдирочная стружка, опилки, окалина и др.); производства литья (литники, сплески, шлаки и съёмы, сор и др.); механической обработки (высечки, обрезки, стружка, опилки и др.). На предприятиях машиностроения отходы составляют до 260 кг на 1 т металла, иногда эти отходы составляют 50 % массы обрабатываемых заготовок (при листовой штамповке потери металла достигают 60 %). Основными источниками образования отходов легированных сталей являются металлообработка (84 %) и амортизационный лом (16 %).

Шламы из отстойников очистных сооружений и прокатных цехов  содержат большое количество твердых  материалов, концентрация которых составляет от 20 до 300 г/л. После обезвреживания и сушки шламы используют в  качестве добавки к агломерационной  шихте и удаляют в отвалы. Шламы  термических литейных и других цехов  содержат токсичные соединения свинца, хрома, меди, цинка, а также цианиды, хлорофос и др.

В небольших количествах  промышленные отходы могут содержать  ртуть, вылитую из вышедших из эксплуатации приборов и установок.

Проблема минимизации  экологического ущерба в условиях промышленного  производства и в том числе  машиностроительных и военно-промышленных отраслях может решаться в двух направлениях за счет:

—повышения эффективности  существующих методов очистки промышленных выбросов в окружающую среду (сточные  воды, отработанные газы, дым и др. взвешенные частицы), ликвидации (переработки) твердых отходов;

— внедрения новых альтернативных технологий (экологически чистых, безотходных).

 

Экологическая проблема машиностроительного завода.

Экологическая проблема машиностроительного завода достаточно типична для машиностроительных заводов, то есть на каждом машиностроительном и оборонном заводе существует аналогичный  комплекс проблем, называемый экологической  проблемой машиностроительного  завода.

При осуществлении  технологических процессов, производимых с целью получения искомой  продукции, на машиностроительном заводе образуется три вида отходов:

- твердые отходы;

- жидкие отходы;

- газообразные  выбросы. 

При невнимании руководства  завода к проблеме отходов все  отходы, за исключением газообразных сбрасывают в канализацию, что приводит, в большинстве случаев, к высокой  плате за превышение ПДК (предельно-допустимых концентраций) загрязняющих веществ. В  современном мире, в большинстве  случаев, эта плата настолько  высока, что все делают мероприятия, по сбору и сдаче на утилизацию всех видов отходов экономически целесообразными.

Рассмотрим подробнее  все виды отходов машиностроительного (оборонного) завода, пути их очистки  и утилизации.

К твердым отходам  машиностроительного производства, в общем случае, относятся:

- гальваношлам;

- все виды стружки черных  и цветных металлов;

- различные металлические и  неметаллические предметы, включая  древесную стружку; 

- изношенные шины;

- отработанные аккумуляторы.

Из всех перечисленных  видов отходов определенную сложность  при утилизации составляет гальваношлам. По Тульской области приемом гальваношлама  на утилизацию занимается ООО «Тульский  край». 


Информация о работе Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду