Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 16:43, реферат
Глобальные проблемы человечества - проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное космическое пространство и затрагивают все население Земли.
Глобальные проблемы человечества не могут быть решены силами одной страны, необходимы совместно выработанные положения об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т.п.
ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………………............2 стр.
1. Классификация…………………………….………………………………………4 стр.
2. Глобальные проблемы
2.1 Демографическая………………….…………………………………………..4 стр.
2.2 Экологическая………………….……………………………………………...5 стр.
2.3 Потепление………………….…………………………………………………6 стр.
2.4 Озоновые дыры………………….…………………………………………….7 стр.
2.5 Проблема парникового эффекта………………….…………………………..7 стр.
2.6 Гибель и вырубка лесов………………….……………………………………8 стр.
2.7 Опустынивание………………….……………………………………………..8 стр.
2.8 Чистая вода………………….………………………………………………….9 стр.
2.9 Энергетическая проблема………………….…………………………………10 стр.
2.10 Сырьевая проблема………………….……………………………………….10 стр.
2.11 Проблемы мирового океана………………….……………………………..11 стр.
2.12 Проблемы освоения космоса………………….……………………………12 стр.
2.13 Проблема СПИДа и наркомании. ………………….………………………13 стр.
2.14 Проблема термоядерной войны………………….…………………………13 стр.
3. Взаимосвязь глобальных проблем………………………………………………13 стр.
4. Пути и возможности решения глобальных проблем…………………………..14 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………..15 стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………..…………………………………
1. Классификация…………………………….……………
2. Глобальные проблемы
2.1 Демографическая………………….…………………
2.2 Экологическая………………….………………………
2.3 Потепление………………….………………………………
2.4 Озоновые дыры………………….…………………………………………….
2.5 Проблема парникового эффекта………………….…………………………..7 стр.
2.6 Гибель и вырубка лесов………………….……………………………………8 стр.
2.7 Опустынивание………………….………………………
2.8 Чистая вода………………….……………………………
2.9 Энергетическая проблема…………………
2.10 Сырьевая проблема………………….……………
2.11 Проблемы мирового океана………………….……………………………..11 стр.
2.12 Проблемы освоения космоса………………….……………………………12 стр.
2.13 Проблема СПИДа и наркомании. ………………….………………………13 стр.
2.14 Проблема термоядерной войны………………….…………………………13 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Всё взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.
Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возобновления нагрузок на природную среду.
Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации.
Что такое глобальные проблемы? Казалось бы, вопрос давно ясен, а круг их определился ещё в начале 70-х годов, когда начал применяться сам термин "глобалистика", появились первые модели глобального развития.
Одно из определений относит к глобальным "проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозы всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества".
Правильность этого определения зависит от того, какие проблемы относить к глобальным. Если это узкий круг высших, планетарных проблем, то оно вполне соответствует истине. Если же добавить сюда такие проблемы, как стихийные бедствия (она глобальна лишь в смысле возможности проявления в регионе), тогда это определение оказывается узким, ограничивающим, в чем и состоит его смысл.
Во-первых, глобальные проблемы - это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества. Здесь важным является слово «судьба», под которым подразумеваются перспективы будущего развития мира.
Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека и среды его обитания.
В-третьих, глобальные проблемы тесно связаны одна с другой. Поэтому столь трудно даже теоретически вычленить и систематизировать их, не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов для их решения. Общепризнанными глобальными проблемами являются такие, как: загрязнение окружающей среды, проблемы ресурсов, народонаселения, ядерного оружия и ряд других.
Юрий Гладкий сделал интересную попытку классификации глобальных проблем, выделив три основных группы:
1. Проблемы политического
и социально-экономического
2. Проблемы природо-
3. Проблемы социального характера.
Осознание глобальных проблем, неотложности пересмотра многих привычных стереотипов пришло к нам поздно, гораздо позже опубликования на Западе первых глобальных моделей, призывов остановить рост экономики. Между тем все глобальные проблемы теснейшим образом связаны между собой.
Охрана природы до недавнего времени была делом отдельных лиц и обществ, а экология первоначально не имела никакого отношения к охране природы. Этим именем Эрнест Геккель в 1866 году в монографии "Всеобщая морфология" окрестил науку о взаимосвязях животных и растений, обитающих на определённой территории, их отношениях между собой и к условиям обитания.
Кто что или кого ест, как приспосабливается к сезонным изменениям климата - основные вопросы первоначальной экологии. За исключением узкого круга специалистов о ней никто ничего не знал. А сейчас слово "экология" у всех на слуху.
Такая резкая перемена на протяжении 30 лет произошла в силу двух взаимосвязанных обстоятельств, характерных для второй половины века: роста населения Земли и научно-технической революции.
Быстрый рост населения
Земли получил название демографического
взрыва.
Он сопровождался изъятием у природы огромных
территорий под жилые дома и общественные
учреждения, автомобильные и железные
дороги, аэропорты и пристани, посевы и
пастбища.
Одновременно с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек освоил ядерную энергию, ракетную технику и вышел в космос. Он изобрел компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических материалов.
Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств стали все больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровье населения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение получили раковые, хронические лёгочные и сердечно- сосудистые заболевания.
Первыми забили тревогу учёные. Начиная с 1968 года, итальянский экономист Аурелио Печчен стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. Весной 1972 года вышла первая книга, подготовленная Римским клубом, с характерным названием "Пределы роста". Они обратились к правительствам всех стран мира с призывом создать для этих целей специальные государственные учреждения. В разных странах стали создаваться министерства, департаменты и комитеты по экологии, причем их главной целью стал мониторинг окружающей природной среды и борьба с её загрязнением для сохранения здоровья населения.
Для проведения исследований по экологии человека требовалась теоретическая основа. Такой основой сначала русские, а потом и зарубежные исследователи признали учение В.И. Вернадского о биосфере и неизбежности её эволюционного превращения в среду человеческого разума - ноосферу.
Однако антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале XX века никто не мог даже подозревать.
Классификация
Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.
Исследователями предложено множество вариантов классификации. Рассмотрим здесь вариант классификации, разработанный отечественными учеными И.Т. Фроловым и В. В. Загладиным. Согласно этому варианту все глобальные проблемы делятся на три большие группы.
Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток-Запад», богатые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка. Здесь особенно остро стоят экологические проблемы, как и огромное множество других. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство населения планеты - около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция современного развития, к сожалению, такова, что разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает.
Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.
Это, во-первых, экологические проблемы; во-вторых, проблемы, связанные с освоением обществом природы, т.е. проблемы сырьевых и энергетических ресурсов; в-третьих, проблемы, связанные с относительно новыми глобальными объектами - космическим пространством и Мировым океаном.
Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид-общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.
Третья большая группа проблем непосредственно связана с человеком, с его индивидуальным бытием. Это проблемы «человеческих качеств» - развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной приметой глобалистики начиная со второй половины 70-х гг.
2.1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Людям всегда было тесно на планете. Перенаселенностью Земли были обеспокоены ещё Аристотель и другие философы античности. Но эта теснота служила и стимулом для того, чтобы люди стремились к освоению новых земных пространств. Это было стимулом Великих географических открытий, технических изобретений, самого научного процесса.
Растущее население планеты требует всё большего наращивания темпов экономического развития, чтобы сохранить равновесие. Однако если принять во внимание нынешнее состояние технологий, то такой рост будет вызывать все большее загрязнение окружающей среды и даже может привести к безвозвратной гибели природы, которая всем нам дает пищу и поддерживает любую жизнь.
О явлении демографического взрыва трудно судить по России, где население начиная с 1993 года начало убывать, и даже по Западной Европе, где оно растет очень медленно, но его хорошо иллюстрируют данные демографической статистики Китая, стран Африки, Латинской Америки, юга Азии, где население растет гигантскими темпами.
В начале века на Земле жили 1,5 миллиарда человек. В 1950 году, несмотря на потери в двух мировых войнах, численность населения возросла до 2,5 миллиардов, а затем стала ежегодно увеличиваться на 70-100 миллионов человек. В 1993 году численность населения Земли достигала 5,5 миллиарда человек, то есть удвоилась по сравнению с 1950 годом, а в 2000 году превысит 6 миллиардов.
В конечном пространстве рост не может быть бесконечным. По всей вероятности, современная численность людей на Земле удвоится. Возможно, она стабилизируется на уровне 10-12, может быть, 14 миллиардов человек к концу столетия. Отсюда следует вывод: надо спешить сегодня, чтобы остановить сползание к необратимым ситуациям в будущем.
Существенная особенность современной демографической картины мира состоит в том, что 90 %2 прироста населения приходится на развивающиеся страны. Чтобы представлять реальную картину мира, надо знать, как живет это большинство человечества.
Прямая
связь между нищетой и демографическим
взрывом видна в глобальных, континентальных
и региональных масштабах. Африка - континент,
находящийся в самом тяжелом, кризисном
эколого-экономическом состоянии, - имеет
наибольшие в мире темпы роста населения,
и в отличие от других континентов они
там пока не снижаются. Так замыкается
порочный круг: нищета
- быстрый рост населения - деградация
природных систем жизнеобеспечения.
Разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами развития промышленности еще более усиливается повсеместным спадом производства, что затрудняет решения громадной проблемы безработицы в развивающихся странах. Почти треть их трудоспособного населения относится к числу полностью или частично безработных. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше детей. Дети - важная часть семейной рабочей силы. Они с малолетства собирают хворост, заготавливают топливо для приготовления пищи, пасут скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы.