Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:34, реферат
В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. По мнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры по охране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться и начнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждого россиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществ от промышленных предприятий и прочих стационарных источников.
Введение
Глава 1. Организационно-правовые основы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду
Глава 2. Понятие экологической экспертизы
2.1 Цели экологической экспертизы
2.2 Задачи экологической экспертизы
2.3 Принципы экологической экспертизы
2.4 Виды и типы экологической экспертизы
2.5 Субъекты экологической экспертизы
2.6 Объекты экологической экспертизы
Глава 3. Порядок организации и проведения (процедура) экологической экспертизы
3.1 Процедура проведения государственной экологической экспертизы
3.2 Организация проведения государственной экологической экспертизы
3.3 Порядок работы экспертной комиссии
3.4 Оформление заключения ГЭЭ
3.5 Порядок проведения общественной экологической экспертизы
Глава 4. Ответственность области экологической экспертизы
Заключение
Список используемой литературы
До проведения заключительного заседания ЭК ответственный секретарь информирует заказчика о проекте заключения ГЭЭ и приглашает на это заседание представителя заказчика документации.
Заключение, подготовленное ЭК, должно содержать обоснованные выводы о допустимости или недопустимости воздействия на ОПС хозяйственной или иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ, и о возможности реализации объекта экспертизы. Форма заключения ГЭЭ утверждена приказом Минприроды России от 28 сентября 1995 г. № 392.
Положительное заключение ГЭЭ не должно содержать замечаний.
Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных решений.
В отрицательном заключении могут содержаться следующие выводы: о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении ЭК; о недопустимости реализации объекта ГЭЭ ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
Сводное заключение подлежит доработке в случае его неподписания руководителем специально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ в связи с нарушением процедуры проведения ЭЭ или несоответствия выводов заключения и замечаний экспертов.
Заключение ЭК (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.
В случае несогласия члена ЭК с выводами сводного заключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к сводному заключению. При этом эксперт подписывает заключение с отметкой "особое мнение".
При отсутствии под заключением
подписей квалифицированного большинства
членов комиссии, при заявлении о
наличии особого мнения или/и
при подписании заключения со ссылкой
на наличие особого мнения экспертами
(составляющими более одной
Предложения по исключению из состава комиссии экспертов, имеющих особое мнение, не вносятся и не рассматриваются.
В случае, если сводное заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата.
Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвующих в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
Оплата этой экспертизы производится за счет средств специально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ.
Оплата труда внештатных экспертов не производится при невыполнении ими обязанностей, предусмотренных ФЗ "Об экологической экспертизе".
3.4 Оформление заключения ГЭЭ
Заключение в двух экземплярах, подписанное квалифицированным большинством членов ЭК, утвержденное приказом Минприроды России (его территориальным органом) приобретает юридическое значение заключения ГЭЭ.
Заключения ГЭЭ аннулированию не подлежат, за исключением утраты юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.
Срок действия положительного заключения ГЭЭ устанавливается приказом Минприроды России или его территориального органа. Заключение ГЭЭ с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дня его утверждения.
Информация о результатах проведения ГЭЭ направляется органам исполнительной власти и заинтересованным организациям, обеспечивается информирование общественности, средств массовой информации по их запросам о результатах проведения ГЭЭ.
В случае отрицательного заключения ГЭЭ делается представление в банковские организации о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов ЭЭ.
Заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении ГЭЭ. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением ГЭЭ, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
3.5 Порядок
проведения общественной
В соответствии со ст.19 закона РФ "Об экологической экспертизе" граждане и общественные организации (объединения) в области ЭЭ имеют право выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы (ОЭЭ), направлять предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности, получать информацию о результатах проведения ГЭЭ, осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству РФ.
Общественная ЭЭ проводится до ГЭЭ или одновременно с ней (ст. 21 Закона), она может проводиться независимо от ГЭЭ тех же объектов ЭЭ.
Общественные организации, которые осуществляют ОЭЭ, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экспертизе, участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и в проведении ими обсуждений заключений ОЭЭ.
Общественная ЭЭ осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированым. В заявлении о проведении ОЭЭ должны быть приведены: наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе ЭК ОЭЭ, сведения об объекте ЭЭ и сроки ее проведения. Общественные организации (объединения), организующие ОЭЭ, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.
Ст. 24 Закона предусматривает
перечень оснований для отказа в
государственной регистрации
Названы следующие основания отказа:
ОЭЭ ранее дважды проводилась
в отношении объекта
сведения об объекте ЭЭ составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
регистрация общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
устав общественной организации (объединения) не соответствуют требованиям Закона;
требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, предусмотренные Законом, не выполнены.
Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ.
Заключение ОЭЭ направляется,
во-первых, специально уполномоченным
государственным органом в
Очень важным является положение о том, что заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
В случае придания юридической силы заключению ОЭЭ на руководителя и членов экспертной комиссии ОЭЭ распространяются требования ФЗ "Об экологической экспертизе".
Заключения ОЭЭ могут
публиковаться в средствах
Глава 4. Ответственность
области экологической
Законом РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. предусматривается большое количество новелл, обеспечивающих участие общественности в организации и проведении экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительное внимание уделяется ответственности за нарушения законодательства как одному из средств гарантий прав граждан на участие в экологической экспертизе, на надлежащую окружающую среду.
Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц (с 30 ноября 1995 г.) считаются фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения; создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; уклонение от представления государственным органам экспертизы и общественным объединениям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями руководителей
государственных органов
Руководители и члены
экспертной комиссии несут ответственность
за фальсификацию выводов
Нарушениями законодательства должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления считаются выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных органов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в целях оказания влияния на ход и результаты проведения экологической экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
Гражданско-правовая, материальная, административная и уголовная ответственность за указанные виды правонарушений, наступает соответственно на основании гражданского, трудового законодательства КоАП РСФСР, УК РФ. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.
Заключение
Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. С целью совершенствования системы экологической экспертизы разумно было бы реализовать на федеральном, региональном и отраслевом уровнях ряд пилотных проектов, направленных на изучение, оценку и совершенствование экологической экспертизы в Российской Федерации. Наиболее актуальными темами для них могли бы стать:
На федеральном уровне:
Изучение состояния и тенденций развития системы экологической экспертизы.
Разработка принципов,
критериев и правил определения
масштаба работ по процедуре ОВОС,
механизма классификации и
На региональном уровне:
Изучение аспектов и проблем, связанных с применением ОВОС для программ и планов социально-экономического развития, градостроительной документации территориального планирования.
На отраслевом уровне:
Изучение аспектов и проблем, связанных с применением ОВОС для определенных видов деятельности и документации, разработка отраслевых правил проведения ОВОС.
В заключение хотелось бы
еще раз подчеркнуть роль государственных
органов законодательной и
Со своей стороны, Минюст России при регистрации нормативных правовых актов, принимаемых Министерствами и ведомствами, мог бы усилить контроль за соблюдением указанными органами выполнения положений законодательства в области экологической экспертизы.
В ближайшее время
необходимо также рассмотреть возможность
создания в Российской Федерации
единого Центра государственных
экспертиз в структуре федераль