Государственное управление качеством окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Основам управления в области охраны окружающей среды посвящена одноименная гл.II Федерального закона «Об охране окружающей среды». Законодатель выделяет полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.
Охрана окружающей среды и законодательство об охране окружающей среды в соответствии со ст.72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание

1. Теоретическая часть 4
1.1. Глобальные аспекты экологической безопасности 10
1.2. Национальные аспекты 11
1.3. Локальные аспекты 13
1.4. Базовая концепция экологической безопасности 15
1.5. Основные стратегические задачи 20
2. Основные принципы реализации стратегии экологической безопасности 21
2.1. Механизмы реализации 23
3. РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 26
3.1. Методика расчета уровня шума в жилой застройке 26
Основные источники информации: 29

Вложенные файлы: 1 файл

Пром_экология_вар_5.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Итоговый вывод заключается в том, что на Земле развивается жестокий экологический кризис, в том числе и на территории России, которая вносит в его развитие определенный вклад. Вместе с тем Россия, за счет сохранившейся ненарушенной хозяйственной деятельностью территории, составляющей более 1/7 от глобальной сохранившейся на суше природной территории, вносит существенный вклад в стабилизацию окружающей среды. Однако этого объема сохранившейся на ненарушенной территории суши биоты далеко недостаточно для стабилизации глобальной окружающей среды. Поэтому экологический кризис углубляется, и все человечество, как и население России, находится в условиях нарастающей экологической опасности.

 

1.5. Основные стратегические задачи

Путь к экологической безопасности России лежит через решение смежной стратегической задачи - сохранение всеми доступными методами не нарушенной хозяйственной деятельностью территории с сохранившимся объемом естественной биоты, которая должна стать центром восстановления естественной природной среды и биоты в объеме, необходимом для обеспечения устойчивости окружающей среды. Восстановление естественной природной среда на нарушенных территориях следует проводить шаг за шагом, прежде всего отказываясь от бездумного растрачивания важнейшего экологического ресурса России - территории. Решение этой задачи затрагивает все стороны развития общества - экономическую, социальную и политическую эта стратегическая задача обеспечения экологической безопасности на все обозримое будущее.

Второй важной стратегической задачей остается локальная очистка окружающей среды в местах повышенной Экологической опасности, т.е. в местах наибольшей концентрации населения, промышленности и сельскохозяйственного производства, на базе нормирования качества окружающей среды, внедрения систем очистки и ресурсосберегающих технологий. Она же включает частичное восстановление на нарушенных землях естественных экосистем - природных участков. В целом решение этой задачи не только способствует улучшению условий жизни и работы людей, но и помогает решать основную стратегическую задачу, так как направлено на более эффективное использование территорий. Эта стратегическая задача для каждой конкретной территории имеет свой срок выполнения.

Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране или на отдельной территории, для ее достижения необходима активная международная деятельность. Наблюдаемые глобальные изменения окружающей среды - следствие совокупной хозяйственной деятельности всех государств. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселенные развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развиваются страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения Процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от нее и перехода к расширению таких территорий. Ключевым здесь является вопрос сохранения тропических лесов - самых мощных регуляторов и стабилизаторов окружающей среды. Разработка таких механизмов является задачей ближайшей перспективы.

 

2. Основные принципы реализации стратегии экологической безопасности

 

Для решения основных стратегических задач обеспечения экологической безопасности необходимо опираться на весь спектр известных в мировой практике принципов. Их следует реализовывать на всех уровнях: международном, федеральном (национальном) субъектов Федерации и местном. К этим принципам относятся:

  • затраты на действия, усугубляющие экологическую опасность на любом территориальном уровне (например, запрет на освоение ненарушенных территорий, запрет на хозяйственную или иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы, запрет на выброс в окружающую среду определенных веществ и т.д.);
  • территориальная компенсация - при вовлечении в хозяйственное использование или при других нарушениях естественных участков территории обязательна компенсация восстановлением ранее нарушенной территории с равноценной или большей по продуктивности естественной биотой;
  • наращивание особо охраняемых территорий;
  • предупреждение ущерба - проведение мероприятий по предупреждению еще не начавшихся, но ожидаемых в результате хозяйственной или иной деятельности нарушений окружающей среды с целью их полного предотвращения или ограничения минимальными допустимыми нагрузками;
  • согласованность - согласование любой хозяйственной деятельности и связанных с ней природоохранных мероприятий, с одной стороны, между властными органами, природопользователем, общественностью и отдельными гражданами, а с другой стороны, с основными стратегическими задачами экологической безопасности;
  • ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду различных видов текущей и потенциальной хозяйственной и иной деятельности и их экологическое экспортирование;
  • Разрешительность - получение разрешения на любой вид деятельности, ведущей к нарушениям и деформациям окружающей среды;
  • Декларирование - обязательное предупреждение общественности, граждан и властных органов о тех или иных действиях, технологиях, веществах и т.д., могущих привести к нарушениям окружающей среды и ухудшению здоровья людей;
  • Регистрация - регистрация новых веществ, особо опасных веществ, биотехнологий, технологий генной инженерии и т.д.;
  • экологическое нормирование потребления территории, изъятия ресурсов, выбросов вредных веществ, уровней загрязнения, остаточных веществ и т.д.;
  • платность ресурсов с учетом их экологической значимости;
  • налогообложение на выбросы загрязнителей и другие нарушения окружающей среды;
  • ответственность (в тон числе материальная) "виновников нарушений окружающей среды за предотвращение ущерба его устранение и компенсацию ущерба";
  • информированность - свободный доступ отдельных граждан, общественности, средств массовой информации и природоохранных органов к экологической информации и информации о нарушениях окружающей среды;
  • научная обоснованность природоохранных мероприятий;
  • обязательность согласованных международных действий. Перечисленные принципы могут быть использованы при разработке федеральной региональной и местной экологической политики.

 

2.1. Механизмы реализации

Решение стратегических задач обеспечения экологической безопасности требует дальнейшего развития природоохранной инфраструктуры России.

Один из самых важных элементов реализации этих задач - дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершенной системы специального экологического законодательства и нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности. Со временем появится необходимость экологизацин и основного закона страны - Конституции в таких позициях, как общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов, прав и обязанности граждан, с тем чтобы обеспечить приоритет проблем экологической безопасности. Система экологического законодательства должна также способствовать развитию природоохранной инфраструктуры.

Другим важнейшим механизмом реализации задач обеспечения экологической безопасности является информационная инфраструктура - система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, начиная от инвентаризации ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий и всех точечных и диффузионных источников загрязнения окружающей среды и кончая текущей информацией о состоянии окружающей среды и экологически приемлемыми внедряемыми технологиями. Такая деятельность должна развиваться прежде всего на локальном уровне и уровне субъектов Федерации, где происходят основные экологические события, с постепенным созданием на этой основе федеральной системы информационного обеспечения экологической безопасности. Характеристики окружающей среда, имеющие глобальное значение или оговоренные международными соглашениями должны оцениваться в федеральных системах информационного обеспечения.

Еще одним важнейшим элементом инфраструктуры для обеспечения экологической безопасности служит система экологического воспитания, обучения и образования. Без ясного понимания существа стоящих перед человечеством и Россией экологических проблем не может быть сознательного и ответственного отношения к их решению. Поэтому необходимо создать систему программ и учебников для начальной и средней школы и систематических курсов лекций по экологической безопасности для всех специальностей в высшей школе в качестве обязательных, которые было бы разумно сочетать с курсами о здоровом образе жизни. Основной целью таких программ, учебников и курсов лекций должны быть переориентация мышления, изменение системы ценностей - от потребительской к природоохранной, осознание природы как фундамента жизни на земле и здоровья человека. Это принципиально важно, так как в настоящее время во всех областях знаний, в том числе в естествознании, система подготовки направлена на обучение поиску, измерению, использованию и потреблению природных ресурсов. В таком же направлении должна быть переориентирована деятельность средств массовой информации, которые активно формируют сознание людей.

Фундаментальным элементом инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат научные исследования и разработки, в первую очередь исследования взаимодействия человека с биосферой и тех. условий требований и ограничений, которые накладывают законы ее развития на деятельность человека с его социальными, экономическими и политическими системами. Научные исследования и разработки должны также служить обоснованием развития всех элементов инфраструктуры.

Невозможно решать стратегические задачи обеспечения экологической безопасности без развитой инфраструктуры финансирования. Некоторые источники финансирования следует реализовать в обязательном порядке на основе законодательства, но их круг может быть существенно расширен. Инфраструктура финансирования в первую очередь должна расширяться на местном уровне и уровне субъектов Федерации, где происходят основные нарушения окружающей среды

 

3. РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие сведения

Шум - это беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности, возникающих при упругих колебаниях в твердых, жидких и газообразных средах.

Снижение уровня шума, распространяющегося по воздуху, наиболее радикально может быть осуществлено устройством на пути его распространения звукоизолирующих преград. Принцип звукоизоляции заключается в том, что большая часть падающей на преграду звуковой энергии отражается и лишь незначительная ее часть проникает через преграду. Звукоизоляцией называется ослабление звуковой энергии при передаче ее через преграду.

В процессе разработки проектов генеральных планов городов и детальной планировки их районов предусматривают градостроительные меры по снижению транспортного шума в жилой застройке. При этом учитывают расположение транспортных магистралей, жилых и нежилых зданий, возможное наличие зеленых насаждений. Учет этих факторов помогает в одних случаях обойтись без специальных строительно-акустических мероприятий по защите от шума, а в других - снизить затраты на их осуществление.

 

3.1. Методика расчета уровня шума в жилой застройке

Задача данного практического занятия - определить уровень звука в расчетной точке (площадка для отдыха в жилой застройке) от источника шума -автотранспорта, движущегося по уличной магистрали.

Уровень звука в расчетной точке, дБА:

   (1.1)

где Lpm. - уровень звука от источника шума (автотранспорта); ∆Lpac - снижение уровня звука из-за его рассеивания в пространстве; дБА; ∆Лвоз - снижение уровня звука из-за его затухания в воздухе, дБ А, ∆Лзел - снижение уровня звука зелеными насаждениями, дБА; ∆Lэ - снижение уровня звука экраном (зданием), дБ А; ∆Lзд - снижение уровня звука зданием (преградой), дБ А.

В формуле (1.1) влияние травяного покрытия и ветра на снижение уровня звука не учитывается.

Снижение уровня звука от его рассеивания в пространстве:

ALpac=10∙lg(rn/ro),                                                                          (1.2)

Alpac=10∙lg(100/7,5)= 11,25

где rп - кратчайшее расстояние от источника шума до расчетной точки, м; r0 -кратчайшее расстояние между точкой, в которой определяется звуковая характеристика источника шума, и источники шума, м; г0=7,5 м.

Снижение уровня звука из-за его затухания в воздухе:

∆Lвоз = (авоз гn )/100,                                                                                   (1.3)

∆Lвоз = (0,5*100 )/100 = 0,5   

где αвоз - коэффициент затухания звука в воздухе; αвоз  = 0,5 дБА/м.

 Снижение уровня звука зелеными насаждениям:

                                              ∆Lвоз = азел∙B,        

                                           ∆Lвоз = азел∙B,=0,1*10=1      (1.4)

где азел - постоянная затухания шума; азел =0,1 дБА; В - ширина полосы зеленых насаждений; В= 10 м.

Снижение уровня звука экраном (зданием) ∆Lз, зависит от разности длин путей звукового луча, δ м (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Расстоянием от источника шума и от расчетной точки до поверхности земли можно пренебречь.

Снижение шума за экраном (зданием) происходит в результате образования звуковой тени в расчетной точке и огибания экрана звуковым лучом.

Снижение шума зданием (преградой) обусловлено отражением звуковой энергии от верхней части здания:

                   ∆L3d=K∙W,                                                            (1.5)

∆L3d=K∙W=0,8*14=11,20  ,  

где К- коэффициент, дБА/м; К — 0,8.. .0,9; W— толщина (ширина) здания, м.

Уровень звука в расчетной точке, дБА:

=70-11,25-0,5-1-23,1-11,20=22,95

Допустимый уровень звука на площадке для отдыха - не более 45 дБА.

Данный уровень шума не удовлетворяет  допустимому уровню.

 

Основные источники информации:

 

  1. Хван Т.А. Промышленная экология. Учеб. Пособ. Для вузов. – Ростов н.Д: Феникс; 2003. – 315 с.
  2. Инженерная защита окружающей среды. В примерах и задачах: Учеб. Пособие/ Под ред. О.Г. Воробьева. - СПб.: Лань, 2002. -288с.
  3. Инженерная  экология   и  экологический  менеджмент: Учеб. / Под ред. Н.И.Иванова и И.М. Фадина. - М: Логос, 2002. - 527 с
  4. Платонов А.П.Основы общей и инженерной экологии: Учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 350 с
  5. Горина Л.Н., ,Шайкенова О.В. .Промышленная экология. Учебное пособие. Тольятти. ТГУ, 2007. - 208 с.
  6. www.murman.ru/ecology/comitet/report99/part7_1
  7. www.chem.msu.su/rus/teaching/technorisk/menshikov/men4.pdf
  8. web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1376&p=32342‎
  9. www.14000.ru/books/emas/ch1_7.html‎

Информация о работе Государственное управление качеством окружающей среды