Демографические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:15, творческая работа

Краткое описание

Россия находится в состоянии демографической катастрофы, народ вымирает. Для перелома ситуации требуются долгосрочные меры национального масштаба по сбережению населения и резкого, многократного повышения рождаемости.
В самом скором времени России не будет хватать ни солдат, ни работников. Скорее и проще всего рассчитывать на приток мигрантов.Важнейшей причиной естественной убыли населения является чрезмерная смертность, а низкая рождаемость обусловливает только треть этого явления. По этому прежде всего следует решить проблему снижения преждевременной смертности от предотвратимых причин.

Вложенные файлы: 1 файл

Приложение А.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Экология

Тема

Демографические проблемы

Фамилия студента

Воинова

Имя студента

Елена

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

 

 

Основная часть

По оценкам западных специалистов, изучающих проблемы демографии , а также уровень  рождаемости и смертности в европейских странах число детей до 15 лет сократится к 2050 году на 40 процентов - до 87 миллионов, а численность стариков возрастет вдвое - до 169 миллионов человек. Прогнозы демографов свидетельствуют о том, что в ближайшие 50 лет резко изменится возрастная структура населения в европейских странах в пользу средних и старших возрастов.

Складывающаяся ситуация в демографических характеристиках современного общества означает качественные изменения в структуре времени жизни поколений: увеличивается продолжительность времени, проживаемого в средних и старших возрастах и, соответственно, растут их доли во всем совокупном времени жизни каждого поколения.

Согласно прогнозам ООН, доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет с 8,2 процента населения мира в 1950 году до 15 процентов в 2025 году, а в развитых странах может возрасти до 30 процентов. Еще более высокие темпы старения прогнозируются в европейских странах.

Аналогичная ситуация в полной мере присуща и России. На начало 2005 года численность граждан пенсионного возраста составила 30,4 миллиона человек, или 20,3 процента от всего населения России. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше. Особенно выражен процесс старения населения в европейской части России, где доля лиц пенсионного возраста превышает 23 процента. Большая часть пожилых людей проживают в городах. В тоже время среди сельского населения их доля составляет почти 23 процента, что на 2,9 процентных пункта превышает аналогичный показатель для населения городов.

Растущая доля пожилых людей сказывается на устойчивости пенсионных систем и рынка  труда, экономическом состоянии  и перспективах медицинской помощи. Возрастная структура общества отражает тип воспроизводства общества, удельный вес каждой возрастной группы, соотношение экономически активного и нетрудоспособного населения, или, как его называют специалисты, - коэффициент демографической нагрузки , определяемый как отношение числа детей и пожилых к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. В целом по России этот показатель составлял в 2003 году величину, равную 0,629.При этом демографическая статистика выделяет коэффициент демографической нагрузки по отдельным возрастам: моложе трудоспособного возраста и старше трудоспособного.

Согласно нашим  исследованиям на протяжении второй половины ХХ столетия наблюдается процесс устойчивого снижения рождаемости, который привел к тому, что во многих странах соотношение родившихся и умерших сегодня ниже уровня простого замещения поколений. Другими словами, на смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности, доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает структурные сдвиги в пользу доли лиц старших возрастов.

Показатель  этого процесса - коэффициент зависимости  пожилого населения, демонстрирующий  отношение числа людей пенсионного  возраста к числу людей трудоспособного  возраста, - имеет устойчивую тенденцию  к росту. Сейчас этот показатель равен примерно одной пятой для большинства промышленно развитых стран, а к 2040 году его значение достигнет одной трети для стран Восточной Европы и 40 процентов для стран Северной, Южной и Западной Европы.

Столь значительный рост коэффициента зависимости пожилого населения приведет к весьма высокому финансовому бремени для экономик промышленно развитых стран, что побуждает многие из них уже сегодня прибегать к таким непопулярным мерам как увеличение пенсионного возраста, стимулирование финансовой подготовки к старости посредством развития систем негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования.Высокая динамика процесса старения населения требует пересмотра государственной политики в сфере занятости. У значительной части пожилых людей сохранятся в приемлемой мере здоровье и трудоспособность, а поэтому они смогут продолжить трудиться. Для применения их опыта и знаний потребуется наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных для лиц с пониженной трудоспособностью, а также привлекательные условия для продолжения их трудовой деятельности.

Следует отметить, что в промышленно развитых странах  в последние 25 лет многих трудящихся вынуждали досрочно, до достижения 60 лет, уходить на пенсию. Надо признать, что данный подход находил положительный отклик у многих работников, которые с удовлетворением уходили на 'заслуженный отдых'. Если процесс старения населения приведет к пересмотру указанного метода регулирования режима найма рабочей силы и заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых, то в долгосрочном плане новые формы продления трудовой жизни могут оказаться важным направлением социальной политики и регулирования рынка труда.

Кроме того, потребуется  решение комплекса других проблем, связанных с системой социального обеспечения и поддержки пожилых граждан, в том числе - развития ряда социальных и медицинских наук, призванных разработать эффективные практические рекомендации в области социальной геронтологии и психологии пожилого возраста.

Процесс увеличения доли пожилых  людей в общей массе населения  требует всестороннего учета  их специфических потребностей как  особой категории граждан. Так, по мере старения населения доступ пожилых  людей к медицинским и социальным услугам становится все более важной проблемой.

Коренные сдвиги в демографической  структуре населения мира побудили ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения, выработать базовые принципы и целевые установки, определяющие политику в интересах  пожилых людей и защите их прав. Эта система базируется на универсальных гуманитарных нормах и служит обоснованием соответствующих мер поддержки пожилых людей на международном и национальных уровнях.

В основе указанной системы  взглядов лежит идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации их потенциала. Признание авторитета, мудрости и достоинства, которые приобретаются с жизненным опытом, было традиционным элементом уважения к пожилым людям на протяжении всей истории человечества. И сегодня люди старших возрастов рассматриваются мировым сообществом как позитивный фактор социального развития, а не как бремя.

Ситуация нашего времени подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

Закрепляя особый статус пожилых людей, принципы ООН  представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в отношении пожилого населения.

При этом под  социальной солидарностью понимается то, что пожилые граждане сознают  свою социальную ответственность, содействуют  функционированию общества, участвуют  в публичной жизни и пользуются уважением.Организация общества на принципах социальной солидарности предполагает распределение общественных благ честным и справедливым образом с целью предоставить каждому пожилому гражданину как члену общества право на социальное и экономическое достоинство .

Важной вехой  в формировании стратегии расширения рассматриваемых вопросов стал Мадридский международный план действий по проблемам старения.В нем приведены современные демографические тенденции по группам стран и континентов, раскрыты их социально-экономические последствия, изложены базовые взгляды мирового сообщества на политику в области отношения к пожилым людям по широкому спектру социально-экономических, медицинских и образовательных вопросов.

Цель Международного плана действий состоит в обеспечении  для пожилого населения всех стран мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в развитии общества в качестве полноправных граждан. Рекомендации плана можно подразделить на три приоритетных направления: участие пожилых людей в развитии; обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте; обеспечение благоприятных и позитивных условий для людей всех возрастных групп.

Для осуществления  Международного плана действий по проблемам  старения необходимы соответствующие  национальные программы, опирающиеся на концепции политического, экономического, этического, духовного и социального развития пожилых людей. В их основе должны лежать такие принципы, как человеческое достоинство, права человека, равенство, уважение, мир, демократия, взаимная ответственность, сотрудничество, уважение различных религиозных и этических ценностей, а также культурной самобытности людей.

В России в связи  с вступлением в пенсионный возраст  относительно малочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы, в  ближайшие 3-4 года ожидается стабилизация процесса старения населения. Доля лиц пенсионного возраста сохранится на уровне 20,7 процента. Однако к 2016 году в результате низкой рождаемости и роста ожидаемой продолжительности жизни численность пенсионеров в структуре населения достигнет 24 процента.

Столь умеренная  тенденция старения населения в России в то же время , носит характер выраженной возрастающей убыли. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения 1989 и 2002 годов общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости сократились в 1,4 раза. За 13 лет, прошедших между этими переписями, общая численность населения страны сократилась на 1,8 миллиона человек. Причем за этот период родились 20,5 миллиона, а умерли 27,9 миллиона, 11 миллионов человек прибыли в страну из-за рубежа и 5,4 миллиона человек покинули страну. Таким образом, естественная убыль населения составила 7,4 миллиона человек. Миграционный прирост в размере 5,6 миллиона человек позволил компенсировать 76 процентов естественной убыли.

За последние 13 лет Россия потеряла 11 тысяч сел, 290 городов и еще 13 тысяч сел близки к полному вымиранию. По масштабам потерь постсоветский демографический кризис сопоставим с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Неслучайно в американском докладе 'Обезлюдевшая Россия' указывается со ссылкой на исследование ООН, что Россия находится на краю демографической гибели.С точки зрения демографических и гуманитарных последствий, самая тяжелая ситуация в нашей стране сложилась в области смертности. Обращает на себя внимание ее существенная социальная составляющая: высокий процент преждевременной смертности трудоспособного населения от неестественных причин, а также инфекционных и паразитарных болезней. Уровень смертности населения в России соответствует аналогичным показателям в стране столетней давности. Смертность трудоспособного населения в России превышает аналогичный показатель по странам Евросоюза в 4,5 раза.

Смертность  мужчин превышает смертность женщин трудоспособного возраста в 5-7 раз, в результате чего сложился беспрецедентный по мировым меркам - более чем в 13 лет - разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.

Таким образом, Россия находится в состоянии демографической катастрофы, народ вымирает. Для перелома ситуации требуются долгосрочные меры национального масштаба по сбережению населения и резкого, многократного повышения рождаемости.

В самом скором времени России не будет хватать  ни солдат, ни работников. Скорее и проще всего рассчитывать на приток мигрантов.Важнейшей причиной естественной убыли населения является чрезмерная смертность, а низкая рождаемость обусловливает только треть этого явления. По этому прежде всего следует решить проблему снижения преждевременной смертности от предотвратимых причин.

Что касается рождаемости, то для начала необходимо решить проблему нездоровых новорожденных, а таких, по официальным данным, около 70 процентов. В противном случае абсолютное число  больных детей еще более возрастет.Существует довольно тесная взаимосвязь между потенциалом здоровья населения и экономическим ростом. Исследования ученых показывают, что ущерб от заболеваемости, инвалидности и смертности населения очень значителен.Эти потери дестабилизируют и ослабляют страну, становясь угрозой национальной безопасности.                                                                                                                                        С нашей точки зрения,  возможно улучшение материального и социального положения граждан старшего поколения путем совершенствования механизмов нормативного регулирования в сферах зашиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, предоставления помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в пожилом возрасте.Важно укреплять равноправное партнерство органов государственной власти, местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Целесообразно, на наш взгляд, создать на федеральном и региональном уровнях государственно-общественные органы, координирующие деятельность органов исполнительной власти.

 

 




Информация о работе Демографические проблемы