Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 21:17, доклад
Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Считалось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль"науки наук", "царицы наук", ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.
Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется рядом неизбежных обстоятельств.
Естествознание эпохи Античности
1.1 Натурфилософия
и ее место в истории
Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Считалось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль"науки наук", "царицы наук", ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.
Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется рядом неизбежных обстоятельств.
Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) еще практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира. Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятельных наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки.
Отрывочному знанию об объектах, явлениях природы, которое давало тогдашнее естествознание, натурфилософия противопоставляла свои умозрительные представления о мире. В этих представлениях не известные еще науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, электрическая жидкость, эфир и т. п.). Разумеется, действительные пробелы в естественнонаучном знании восполнялись при этом лишь в воображении. Это было вынужденное положение, которое, однако, не могло продолжаться бесконечно.
Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития и был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т. е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание. А в связи с этим понимание философии как "науки наук" также прекратило свое существование. Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, так же как и различные отрасли естествознания, наконец-то обрела свой предмет. Однако тесная двусторонняя связь между философией и естествознанием сохраняется по сей день.
Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI веке до н. э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными-естествоиспытателями. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Вместе с тем достижения античных мыслителей в математике и механике навечно вошли в историю науки.
Естествознание эпохи Средневековья
Эпоха средних веков характеризовалась в Европе закатом классической греко-римской культуры и резким усилением влияния церкви на всю духовную жизнь общества. Вот что пишет об этой эпохе Ф. Энгельс: "Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили на всяком суде силу закона... Это верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя".
В эту эпоху философия тесно сближается с теологией (богословием), фактически становится ее "служанкой". Возникает непреодолимое противоречие между наукой, делающей свои выводы из результатов наблюдение опытов, включая и обобщение этих результатов, и схоластическим богословием, для которого истина заключается в религиозных догмах.
Пока европейская христианская наука переживала длительный период упадка (вплоть до ХИ-ХШ вв.), на Востоке, наоборот, наблюдался прогресс науки. Со второй половины VIII в. научное лидерство явно переместилось из Европы на Ближний Восток. В IX веке, наряду с вышеупомянутым трудом Птолемея ("Альмагест"), на арабский язык были переведены "Начала" Евклида и сочинения Аристотеля. Таким образом, древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире, способствуя развитию астрономии и математики. В истории науки этого периода известны такие имена арабских ученых, как Мухаммед Аль-Баттани (850-929 гг.), астроном, составивший новые астрономические таблицы, Ибн Юнас (950-1009 гг.), достигший заметных успехов в тригонометрии и сделавший немало ценных наблюдений лунных и солнечных затмений, Ибн Аль-Хайсам (965-1020 гг.), получивший известность своими работами в области оптики, Ибн-Рушд (1126-1198 гг.), виднейший философ и естествоиспытатель своего времени, считавший Аристотеля своим учителем.
Средневековой арабской науке принадлежат и наибольшие успехи в химии. Опираясь на материалы александрийских алхимиков I века и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного прогресса в своей области. В их работах алхимия постепенно превращалась в химию. А уже отсюда (благодаря, главным образом, испанским маврам) в позднее средневековье возникла европейская химия.
В XI веке страны Европы пришли в соприкосновение с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали восприятие знаний Востока европейскими народами.
Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.), которые стали образовываться начиная с XII век. И хотя эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер. XIII век характерен для европейской науки началом эксперимента и дальнейшей разработкой статики Архимеда. Здесь наиболее существенный прогресс был достигнут группой ученых Парижского университета во главе с Иорданом Неморарием (вторая половина XIII в.). Они развили античное учение о равновесии простых механических устройств, решив задачу, с которой античная механика справиться не могла, — задачу о равновесии тела на наклонной плоскости.
В XIV веке в полемике с античными учеными рождаются новые идеи, начинают использоваться математические методы, т. е. идет прогресс подготовки будущего точного естествознания. Лидерство переходит к группе ученых Оксфордского университета, среди которых наиболее значительная фигура — Томас Врадвардин (1290-1349). Ему принадлежит трактат "О пропорциях" (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать "Математические начала натуральной философии" (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон).
Все вышесказанное свидетельствует о том, что на протяжении многовековой, довольно мрачной эпохи, именуемой средневековьем, интерес к познанию явлений окружающего мира все же не угасал, и процесс поиска истины продолжался. Появлялись все новые и новые поколения ученых, стремящихся, несмотря ни на что, изучать природу. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы. Естествознание — в его нынешнем понимании — еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной "преднауки".
Общая характеристика развития естествознания в эпоху Возрождения
· Естественные науки в эпоху Возрождения создали новый метод мышления – свободный от догм и схоластики, благодаря чему возникли предпосылки для выдвижения науки на передовые позиции в культуре. Дух искусства в эпоху Возрождения, объединив различные сферы человеческой деятельности, наложил отпечаток и на характер научных исследований. Это объединение нашло свое отражение и в универсальной деятельности выдающихся представителей эпохи, и в литературном стиле научных трактатов, и в характере технических проектов, не подкрепленных научным обоснованием, и в эклектичности научных сочинений · В ряде направлений, среди которых исследования по оптике, электричеству, магнетизму, механике, наука стала на порог великих перемен. Величайшим достижением эпохи Возрождения стала гениальная идея Коперника о гелиоцентрической системе мира, основанная на описательной астрономии. В теории Коперника наряду с научными воззрениями провозглашались гипотезы, имеющие эстетический смысл и характерные для эпохи искусства. Идея Коперника о рядовом месте Земли во Вселенной потрясла мировоззрение эпохи, усилила критический дух, столь необходимый для становления науки.
МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Этот период, начавшийся
с возникновения систематической экспериментальной
науки в эпоху возрождения, соответствует
времени становления и утверждения капиталистических
отношений в Западной Европе . Е. этого
периода революционно по своим тенденциям.
Особенно выделяется
Е. начала 17 века ( формирование механического
Е. - Галилео-Галилей) и конца 17 начала 18
века - завершение этого процесса (И. Ньютон).
Господствующим методом мышления стала
метафизика, но уже тогда в Е. делались
открытия, в которых обнаруживалась диалектика.
Е. было связано с производством, превращавшимся
из ремесла в мануфактуру, энергетической
базой которого служило механическое
движение.
В этот период особенно
актуальным стало изучения механического
движения и поиска его законов. Мореплавание
нуждалось в небесной механике, военное
дело в разработке баллистики. Е. было
механическим, поскольку ко всем процессам
природы прилагался исключительно масштаб
механики.
Крушение метафизического
взгляда на природу было подготовлено
в 17-18 веках следующими открытиями: в математике
был разработан анализ бесконечно малых
величин (Ньютон, Лейбниц), создана аналитическая
геометрия (Р.Декарт), появилась космогоническая
гипотеза Канта-Лапласа, атомно-кинетическое
учение Ломоносова, в биологии сформировалась
идея развития К.Вольфа.
Открытие всеобщей
связи явлений и утверждение эволюционных
идей в естествознании характеризовалось
стихийным проникновением диалектики
в естествознание. Этот период принято
называть также стихийно-диалектическим.
В конце 18 века промышленность
вступает в фазу крупного машинного производства,
этот этап называют техническим промышленным переворотом.
В геологии, в это время,
появилась теория медленного развития
Земли Лайеля, в биологии зарождалась
эволюционная теория Ламарка, Кювье были
сделаны значительные открытия в области
палеонтологии, разработана теория катастроф.
Больших успехов достиг К.М.Бэр в развитии
эмбриологии.
Возникла необходимость
анализа и синтеза накопленных знаний
в целях их теоретического обобщения.
Три величайших открытия 19 века - клеточная
теория Шлейдена и Шванна, учение о превращении
энергии и Дарвинизм - нанесли окончательный
удар по старой метафизике.
Затем последовали
открытия, раскрывавшие диалектику природы
полнее: создание теории химического строения
органических соединений в 1861 г.(Бутлеров),
периодической системы элементов в 1869
г.(Менделеев), химической термодинамики
(Я.Х. Вантгоф, Дж.Гиббс), основ научной
физиологии в 1863 г.(Сеченов), электромагнитной
теории света в 1873 г. (Дж.К.Максвелл).
Но делая открытия,
подтверждающие диалектику, естествоиспытатели
продолжали мыслить метафизически. Этот
конфликт между достигнутыми результатами
и устаревшим (укоренившимся) способом
мышления, как отмечал Ф.Энгельс, составил
основное противоречие естествознания
данного периода, это был разрыв между
объективной и субъективной сторонами
естественнонаучного знания.
Стимулирующее воздействие
на Е. новых потребностей техники привело
к тому, что в середине 90 годов 19 века началась
"новейшая революция в естествознании",
главным образом в физике ( открытия электромагнитных
волн Г Герцем, коротковолнового электромагнитного
излучения К.Рентгеном, радиоактивности
А. Беккерелем, электрона Дж.Томсоном,
светового давления П.Лебедевым, введение
идеи кванта М.Планком, создание теории
относительности А. Энштейном, радиоактивного
распада Э.Резерфордом и Ф. Содди, изобретение
радио А.С.Поповым), а также в химии, биологии
(возникновение генетики на базе законов
Г.Менделя). В 1913-1921 годах на основе представлений
об атомном ядре, электронах и квантах
Н.Бор создает модель атома, разработка
которой ведется соответственно в периодической
системе элементов Д.И.Менделеева. Это
первый этап революции в физике и во всем
естествознании, он сопровождается нарушением
прежних, метафизических представлений
о материи и ее строении, свойствах, формах
движения и типах закономерности, о пространстве
и времени, что объективно подтверждало
диалектический материализм. Это привело
к кризису физики и всего естествознания
и вызвало основное противоречие естествознания
данного периода. Реакционные поползновения
были порождены самим прогрессом науки.
Второй этап революции
в естествознании начался в середине 20
годов 20 века в связи с созданием квантовой
механики и сочетанием ее с теорией относительности
в общую квантово-релятивистскую концепцию.
Происходит дальнейшее бурное развитие
естествознания и в связи с этим продолжается
коренная ломка старых понятий, главным
образом тех, которые связаны со старой
классической картиной мира. В первой
четверти 20 века проявляются попытки вытеснения
из естествознания материализма с помощью
неопозитивизма. Это ведет к углублению
противоречий естествознания.
Этот период по времени
совпал со вступлением капитализма в стадию
империализма. В 20 веке опережающими темпами
развивается физика (атомная энергия,
радиолокация, радиоэлектроника, автоматика
и кибернетика, квантовая электроника
- лазеры и т.д). Физика как ведущая отрасль
всего естествознания играет роль стимулятора
и трамплина по отношению к другим отраслям
естествознания.
В свое время изобретение
электронного микроскопа и введение метода
меченых атомов вызвало переворот во всей
биологии, физиологии, биохимии. Физические
методы определили успехи химии, геологии,
астрономии, способствовали в значительной
мере развитию науки о космосе и о владении
космосом. Главной задачей химии становится
синтез полимеров, особенно играющих роль
стратегического сырья (каучук, искусственное
волокно), получение синтетического топлива,
легких сплавов и заменителей металлов
для авиации и космонавтики. Энергетической
базой промышленности в начале 20 века
становятся все больше электричество,
химическая энергия, а затем и атомная
энергия.