Живопись ка средство экологического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.

Содержание

Введение. 3
Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников. 5
Значение живописи в развитии эстетических и гуманных чувств у детей. 8
Пути формирования эстетического восприятия детьми пейзажа. 11
Система ознакомления с живописным пейзажем детей 4-7 лет. 15
Роль наглядного пособия в восприятии детьми живописи в экологическом образовании. 17
Заключение. 21
Список литературы. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Теория и методика экологического образования..docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Кафедра:

 

 

 

Контрольная работа.

По дисциплине: Теория и методика экологического образования.

Тема: Живопись ка средство экологического воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнил:

 

                                                          Проверил:

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2013

Оглавление.

 

Введение. 3

Произведения  живописи как средство эстетического  воспитания дошкольников. 5

Значение  живописи в развитии эстетических и  гуманных чувств у детей. 8

Пути формирования эстетического восприятия детьми пейзажа. 11

Система ознакомления с живописным пейзажем детей 4-7 лет. 15

Роль наглядного пособия в восприятии детьми живописи в экологическом образовании. 17

Заключение. 21

Список литературы. 23

 

 

 

Введение.

           Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.  
           Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.  
Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.  
          Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, можно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание детей оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. 

Экологическое воспитание и  образование детей – чрезвычайно  актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего  развития детей. Продуманная организация  обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность  видеть и чувствовать красочное  многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения  окружающего мира. Размышляя о  природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение  с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

 

 

Произведения живописи как  средство эстетического воспитания дошкольников.

          Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика.

Изобразительное искусство  носит ярко выраженный творческий характер. Оно основано на творческой деятельности, в процессе которой создаются  конкретно-чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетические отношение  к ней человека.

Рассмотрим подробнее  живопись.

Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста. Своеобразием живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости. Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени. Выделяется монументально-декоративная живопись (которая становится украшением архитектурных сооружений), декоративно-театральная (встречающаяся в театре), миниатюрная (радующая наш глаз на шкатулках и украшениях) и станковая, о которой и пойдет речь в дальнейшем.

Название «станковая живопись»  пошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и  натянутый на подрамник холст (станок, мольберт). Станковая живопись создается  в мастерской художника.

Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными  жанрами:

  • Пейзаж,
  • Натюрморт,
  • Портрет,
  • Сюжетно-тематические картины.

Отличительным признаком  этих жанров является объект изображения (что изобразил художник), а общим  – выразительные средства (как  изобразил).

Пейзаж -  жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.

Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы  или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.

В композиции пейзажа все  художественные образы находятся в  равновесии, в ритмическом чередовании  цвета и света. Таковы основные особенности  использования художником выразительных  средств живописи.

Пейзаж ярче других жанров живописи выражают различные оттенки  и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с  музыкой, поэзией. К каждому пейзажу  можно подобрать музыкальное  произведение.

Созвучие пейзажа с  поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический.

Лирический пейзаж отражает красоту природы, он экспрессивен по настроению, вызывают определенные переживания – чувства грусти или радости, любви к Родине.

Эпический пейзаж раскрывает величие земли. В нем все монументально, написано ярко, звучно.

Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком  пейзаже, ассоциируется с чувствами  человека.

В драматическом пейзаже  все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства.

Пейзажная живопись – это  высшая ступень художественного  освоения природы, вдохновенно и  образно воссоздающая ее красоту. Полагаем, что знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж поможет развить эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.

Именно через пейзажную  живопись ребенок сможет прочувствовать всю силу природы, ее грацию, и в  наибольшей степени оценить экологическую  значимость. Картины несут первозданный вид природы, ее девственную красоту, ее силу.

 

Значение живописи в развитии эстетических и гуманных чувств у  детей.

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства  – отражение действительности в  художественных образах, которые действуют  на сознание и чувства ребенка, воспитывают  в нем определенное отношение  к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление  личности ребенка, его развитие очень  велико. Душа ребенка предрасположена  к восприятию прекрасного, ребенок  способен тонко чувствовать живопись.

Можно выделить три различных уровня эстетического развития детей дошкольного возраста:

  На первом, самом низшем уровне эстетического развития ребенок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. На этом уровне в целом ряде случаев мотив оценки носит предметный или житейский, практический характер (выбрал ту или иную открытку потому, что «дома такой еще нет», «потому что здесь лодка, можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).

  На таком уровне  эстетического развития стоят  дети примерно трехлетнего возраста. Если эта сторона работы становится  предметом внимания педагога, то  на этом уровне дети остаются  не только в 6-7 –летнем возрасте, но и в более старшем.

  На втором уровне эстетического развития ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и световые сочетания изображенных предметов и явлений, реже форму и композиционные приемы.

  На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, неполное постижение художественного образа. Но оно позволяет ребе6нку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной работы по развитию их эстетических чувств и эстетического восприятия.

  Представлять эти  три уровня эстетического развития  детей очень важно для практики  эстетического воспитания. Воспитателю  следует всех детей, стоящих  на первом, самом низком уровне  эстетического развития, учить видеть  эстетические качества и свойства  картины.

  Следует помнить. Что  эстетические эмоции, возникшие  под воздействием внешней красивости-яркости  красок, ритмичности, еще не свидетельствует  о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое  чувство будет тогда, когда  человек ответит переживанием  не только на прекрасную форму  в произведении искусства, но  и на его образно-художественное  содержание. Отсюда задача педагога - поднимать детей со второго  уровня эстетического развития  до более высокого, третьего.

  Многие психологи  и педагоги, характеризуя детское  восприятие, указывают, что для  восприятия предмета, явления ребенку  совершенно недостаточно лишь  смотреть на него. Простого смотрения  на картину, даже повторенного  много раз, недостаточно для  того, чтобы ребенок хорошо и  правильно ее понял. От того, как воспитатель руководит восприятием  картины, в какой форме и  в какой последовательности он  ставит вопросы, как заключает  и обобщает ответы детей, зависит,  что ребенок увидит.

    Без специальной  работы – акцента на художественной  стороне картины- дети воспринимают ее просто как наглядное изображение каких-то событий, подробностей, фактов, а не как художественное произведение. Эстетическое наслаждение оказывается благодаря руководству со стороны воспитателя. В этом случае дети окажутся способными воспринять картину не как наглядное изображение событий и фактов, а эстетически пережить ее. Без педагога они к этому могут быть слепы.

  Но, как правильно  подчеркивает проф. Б. М. Теплов  «Теряя…, «непосредственность»  по отношению к художественным  произведениям, человек теряет  собственно эстетическое отношение  к ним. Одна из труднейших  задач…- сохранить эту эмоциональную  непосредственность при возрастающей  сознательности отношения к искусству». Для того чтобы произведение  искусства, став предметом изучения  его с детьми, не утратило своей  эстетической ценности, нужно строить  занятия так, чтобы не разрушать  художественного образа картины.

Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого  впечатления, он бывает обычно неясным, расплывчатым. Неоднократное восприятие художественного произведения помогало лучше, полнее, глубже его воспринять и пережить. Однако каждый повторный показ детям ранее известной картины должен обязательно вносить что-то новое. В противном случае дети говорят; «А мы ее уже смотрели», «А давайте другую смотреть». Когда повторное рассматривание строится таким образом, что каждый раз ребенок замечает все новые стороны, новые особенности произведения, тогда и впечатление от него остается более глубокое, яркое, сама картина доставляет все больше радости, вызывая желание смотреть ее еще и еще.

Информация о работе Живопись ка средство экологического воспитания детей