Загрязнения земель. Виды загрязнителей, источники, загрязняющие почву. Нормирование качества почвы. Рекультивация земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Почва — среда обитания многочисленных низших животных и микроорганизмов, в том числе бактерий, плесневых грибов, вирусов и др. Почва является источником заражения сибирской язвой, газовой гангреной, столбняком, ботулизмом.

Вложенные файлы: 1 файл

гготово.docx

— 73.26 Кб (Скачать файл)

По мере автоматизации  производственных процессов меняется характер труда, требующий создания для работников, управляющих ими, благоприятной рабочей обстановки. В этих условиях значение эргономики возрастает. Задача автоматизации не подчинить человека машине, а создать  наилучшие условия его труда  обусловливает необходимость более  глубокого изучения закономерностей  трудового поведения человека, т. е. изучения того, как он работает.

     Эстетика производства. Она изучает сущность и формы проявления эстетики в области техники и производственной среды. Для наиболее эффективного труда работающих необходима рационально организованная производственная среда, в которой должны быть устранены элементы, неприемлемые с точки зрения инженерной психологии.

      Производственная среда, являющаяся предметным окружением человека, должна сочетать в себе рациональное архитектурно-планировочное решение, оптимальные санитарно-гигиенические условия, научно обоснованную цветовую окраску и создание высокохудожественных интерьеров. В производственную среду входит также территория депо, заводов, станций, мастерских, строительных площадок и т. д. При проектировании, реконструкции или переустройстве предприятий необходимо предусматривать озеленение (высадку зеленых насаждений у главных входов, проездов, вокруг зданий цехов, подсобных помещений, мест отдыха). Зеленые насаждения не должны мешать проезду транспортных средств, нарушать подземные сети коммуникаций, закрывать световые проемы зданий.

      Основная задача эстетики производства заключается в изучении реакции организма человека на воздействие факторов окружающей среды, в выработке гигиенических нормативов, предусматривающих наилучшие условия для работы, в проведении санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда. Улучшение производственной среды включает в себя рациональное решение цвета в производственном интерьере, создание комфортного воздушного и светового климата, снижение уровней шума и вибрации, оборудование удобных санитарно-бытовых помещений, обеспечение спецодеждой и др.

      Особый раздел эстетики производства составляет техническая эстетика, требования которой необходимо учитывать при проектировании новой техники, внедрении научной организации труда.

     Создаваемые машины, механизмы, оборудование должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала; внешний вид их должен быть эстетичным, рабочее место — удобным, управление легким, параметры шума, освещенности и вибрации находиться в пределах установленных норм.       На железнодорожном транспорте и в транспорт ном строительстве основные принципы технической эстетики отражаются в типовых требованиях по технике безопасности и производственной санитарии, предъявляемых к конструкциям подвижного состава, машин и др. 
Рациональное цветовое оформление. Различают оптимальные, субоптимальные и предупредительные цвета.

    Группа оптимальных цветов включает в себя цвета средневолновой части спектра, благоприятно влияющие на организм человека. Они характеризуются слабой насыщенностью цвета, не утомляющей зрение, и высоким коэффициентом отражения. Имеется ряд вариантов этих цветов — оранжево-желтый, желтый, желтовато зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, зелено-голубой и белый.

    Субоптимальные цвета характеризуются средней насыщенностью и яркостью (см. с. 169). Используются они как вспомогательные цвета для окраски небольших поверхностей и создания необходимых контрастов (красновато-оранжевый, серовато оранжевый и др.).

    Предохранительные — это сильно насыщенные цвета разных участков спектра (красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Они применяются для облегчения распознавания объектов, неправильное обращение с которыми может явиться причиной травм.

    При цветовом оформлении производственного оборудования необходимо окрашивать: 
-подвижные элементы объектов, при обращении с которыми требуется осторожность, — в желтый цвет (длина волны 580 нм, насыщенность 55% и коэффициент отражения 65%); 
-наружные поверхности ограждений опасных мест — в более насыщенные желтые цвета; 
-внутренние поверхности ограждений опасных мест, соприкасающиеся с движущимися элементами, — в красный цвет средней насыщенности; 
-части машин и агрегатов, соприкосновение с которыми может привести к травме, в черный цвет с желтыми полосами.

     Объекты, имеющие в рабочем состоянии высокую температуру, покрывают теплоустойчивыми светлыми (алюминиевыми) красками с коэффициентом отражения 40—60%. Металлические рукоятки и штурвалы управления, которые часто бывают в работе, отделывают пластмассой светлых тонов. Кнопки управлений оборудованием окрашивают таким образом: «пуск» — в зеленый цвет, а «стоп» — в красный цвет на желтом фоне малой насыщенности.

     Для обеспечения безопасности движения поездов, особенно в условиях плохой видимости и высоких скоростей, большое значение имеет наружная окраска локомотивов, вагонов, путевых машин, автомотрис, дрезин, дизель-поездов и электросекций пригородных поездов. Широко используется окраска лобовых частей локомотивов с применением дневной оранжево-красной флюоресцирующей эмали, которая обладает дальностью видимости, в 3—4 раза большей, чем другие краски. Принята единая окраска (наружная и внутренняя) путевых машин и механизмов, а также работающих на дорогах мотовозов и дрезин. Сигнальная одежда оранжевого цвета введена для монтеров пути. Все это делается для того, чтобы увеличить дальность видимости и предупредить случаи травматизма.

 

Инженерная психология в создании оптимальных условий  труда

 

     Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии" . Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности. 
          В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы. 
          Как отмечает Ю.К. Стрелков, "изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)" "…Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психологи опираются не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени", - пишет Ю.К. Стрелков. 
          Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, "но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)" (Стрелков, 1999. С. 8). Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога. 
          Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии: 
          1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (все-таки уточнение предмета…); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще). 
          2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора. 
          3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ. 
          4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов. 
          Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

  • Основными методологическими принципами инженерной психологии являются
    • принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
    • принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
    • принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
    • принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);
    • принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии - по А.А. Крылову): 
          1. Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой концепции, на первом этапе в основном было использование опыта других наук "для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда" (преимущественно - при проектировании пультов и постов операторов автоматизированных систем управления - АСУ). На втором этапе - все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как "звено АСУ"). Б.Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на начальных этапах господствовал "машиноцентрический" подход (основная линия разработок: "от машины к человеку", где и сам человек описывается в терминах техники - как элемент, придаток машины…); 2) позже на первое место выходит "антропоцентрический" подход (меняется вектор разработок: "от человека к машине", где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника - это средство его же труда). 
          Главная идея основной концепции - общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а сама реализация этих функций - есть преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выражается через ее разнообразие (по А.Д. Урсула). 
          Выделяются разные уровни информационных отношений: 1) "натуральный" обмен информацией (начиная с простейших организмов: раздражимость и возбудимость); 2) речевой уровень (человеческое общение); 3) общение - как взаимодействие с техникой, а через них - с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром). 
          2. Концепции информационной модели, информационного поиска и эквивалента звена. Главная идея данной концепции (по В.П. Зинченко, Д.Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта управления и осуществляет свою работу "дистанционно"…Это означает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. Основные требования ("правила") построения информационной модели - главное - это учет возможностей человека: а) модель должна отражать только существенные взаимосвязи в системе управления; б) она должна строиться на основании использования наиболее эффективного кода (языка); в) модель должна быть наглядной и компоноваться с учетом характеристик анализаторов человека, особенностей, порядка и сложности выполняемых операций. 
          "Эквивалентное звено системы" (по Ю.Б. Садомову, Л.М. Хохлову) - это не просто человек, а целый комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства отображения информации) и органы управления. Главная функция этого комплекса - передача и переработка информации. 
          3. Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции - определение качества работы по количеству обрабатываемой информации. Количественная оценка позволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора. 
          Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как "совокупность отдельных логически законченных операций", то можно выделить следующие виды таких операций: а) операции заканчиваются выдачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т.п.); б) операции заканчиваются принятием решения об отсутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. решение не выдавать информацию вовне. 
          4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разными авторами предлагаются конкретные способы количественной оценки труда оператора. Например, Г.М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик деятельности оператора. В основе - составление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для анализа и оценки рабочего процесса является выявление отношений между членами алгоритма, т.е. между логическими условиями и исполнительными действиями (действия также называются "операторами"), что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической сложности и стереотипности. 
          Например, выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т.п. Все это рассчитывается в специальных формулах. 

Производственные  опасности, связанные с явлением статического электричества. Меры безопасности. Средства защиты.

     В организациях широко используются и получаются в больших количествах вещества и материалы, обладающие диэлектрическими свойствами, что способствует возникновению зарядов статического электричества.

     Статическое электричество образуется в результате трения (соприкосновения и разделения) двух диэлектриков друг о друга или диэлектриков о металлы. При этом на трущихся веществах могут накапливаться электрические заряды, которые легко стекают на землю, если тело является проводником электричества и оно заземлено.

   На диэлектриках электрические заряды удерживаются продолжительное время, вследствие чего они и получили название статического электричества. Процесс возникновения и накопления электрических зарядов в веществах принято называть электризацией.

    По существующим представлениям статическое электричество возникает в результате сложных процессов, связанных с перераспределением электронов и ионов при соприкосновении двух поверхностей неоднородных жидких, газообразных или твердых веществ.

      Экспериментально установлено, что положительные заряды скапливаются на поверхности того из двух соприкасающихся (трущихся) веществ, диэлектрическая проницаемость которого выше. Если соприкасающиеся вещества имеют одинаковую диэлектрическую проницаемость, то электрические заряды не возникают. Поэтому, например, в чистом виде пары и газы не электризуются. Однако при истечении из аппаратов или баллонов газ может электризоваться, что объясняется присутствием в нем твердых или жидких примесей или продуктов конденсации. Поэтому следует всегда считаться с возможностью электризации газа в таких случаях, так как в стальных трубах или баллонах, аппаратах практически всегда может образовываться ржавчина, а в газе могут появляться кристалики твердой двуокиси углерода или капли конденсата.

      Явление статической электризации наблюдается, в частности: в потоке и при разбрызгивании жидкостей; в струе газа или пара; при соприкосновении и последующем удалении двух твердых разнородных тел (контактная электризация).

      В производственных условиях возникновение и накопление статического электричества происходит:

  • при пневмотранспорте пылевидных и сыпучих материалов, при движении их в аппаратах, дроблении, перемешивании и просеивании;
  • при перемещении в смесителях; 
  • при сливе, наливе и перекачке светлых нефтепродуктов по трубопроводам и резиновым шлангам в резервуарные емкости. При этом степень электризации зависит от многих факторов (диэлектрических свойств и кинематической вязкости жидкости, скорости потока, диаметра трубопровода и его длины, материала трубопровода, шероховатости и состояния внутренних стенок, температуры жидкости и др.); 
  • при транспортировании сжатых и сжиженных газов по трубам и истечении их через отверстия (особенно, если в них содержится тонко распыленная жидкость, суспензия или пыль); 
  • в процессе обработки материалов, а также при применении ременных передач и транспортерных лент. Степень электризации в этих случаях зависит от физико-химических свойств соприкасающихся материалов, плотности их контакта, скорости движения, относительной влажности и температуры воздуха и др.; 
  • при движении транспортных средств, тележек на резиновых шинах и людей по сухому изолирующему покрытию; 
  • в других подобных случаях. 

Информация о работе Загрязнения земель. Виды загрязнителей, источники, загрязняющие почву. Нормирование качества почвы. Рекультивация земель