Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:59, реферат
Цель работы: охарактеризовать методы совершенствования системы питания автомобилей, снижающих токсичность отработавших газов.
В работе раскрыты вопросы негативного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду и основные направления решения данной проблемы, в частности, охарактеризованы методы снижения токсичности отработавших газов путем совершенствования системы питания автомобиля.
Введение 4
1. Автомобиль в жизни человека 6
1.1 Значение автомобиля в жизни человека 6
1.2 Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду 8
2. Система питания автотранспорта 13
2.1 Система питания дизельных двигателей 13
2.2 Система питания карбюраторных двигателей 16
3. Отработавшие газы 17
3.1 Состав отработавших газов 17
3.2 Влияние отработавших газов на здоровье человека 23
4. Основные направления снижения токсичности отработавших газов 26
4.1 Законодательное регулирование качественного состава изготавливаемого и реализуемого топлива 26
4.2 Использование альтернативных видов топлива, как способ уменьшения токсичности отработавших газов 29
4.3 Рациональная организация движения автотранспорта 32
4.4 Совершенствования системы питания автомобилей 32
Выводы 38
Список литературы 39
Система зажигания автомобилей. Конструкция свечи зажигания, ее положение в камере сгорания, а также энергия и продолжительность искрового разряда – все эти параметры оказывают существенное влияние на воспламенение смеси, продолжительность ее сгорания, а поэтому и на токсичность компонентов отработавших газов. Важность этих факторов возрастает в прямой зависимости от обеднения смеси (λ > 1,1). Установка момента зажигания оказывает решающее влияние как на токсичность, так и на расход топлива. При выборе момента зажигания приходится (иногда в ущерб расходу топлива) для снижения выбросов CH и NOx выбирать более поздние углы опережения зажигания. Вместе с подачей в избытке кислорода это поднимает температуру в выпускной системе и позволяет дожигать СО и СН. Этот метод приводит к снижению выбросов NOx и несгоревших углеводородов, но за счет увеличенного расхода топлива. С другой стороны, если выбирается слишком большое опережение зажигания, это приводит к увеличению расхода топлива и выбросов NOx и СН [26].
Вентиляция картера двигателя. Концентрация углеводородов в картере двигателя может во много раз превышать регистрируемую в отработавших газах. Система регулирования вентиляции картера перепускает картерные газы во впускной тракт двигателя, откуда они попадают в камеру сгорания для дожигания. Раньше эти газы выпускались неочищенными непосредственно в атмосферу; сейчас наличие системы снижения токсичности картерных газов является обязательным требованием.
Система рециркуляции отработавших газов (EGR). Метод рециркуляции хорошо отработан и относительно дешев. Многие производители дизелей использовали этот метод для снижения выбросов оксидов азота до уровня «Евро-3». Однако система рециркуляции имеет определенные недостатки и ограничения. Так, рециркуляция ОГ приводит к ухудшению параметров рабочего процесса, повышению выброса частиц и дымности ОГ. Достижение требований «Евро-4» вынуждает производителей повышать степень рециркуляции, что неизбежно приводит к увеличению тепловой напряженности двигателя, а следовательно, к необходимости увеличивать размеры радиатора системы охлаждения двигателя. Для обеспечения требований «Евро-4» рециркулируемые ОГ, как правило, необходимо предварительно охлаждать, а значит, устанавливать дополнительный радиатор в подкапотном пространстве, которое у современных грузовиков и без того весьма ограничено. Для компенсации потерь мощности, связанных с увеличением степени рециркуляции, производители вынуждены увеличивать степень наддува, что опять же приводит к увеличению тепловой напряженности двигателя.
Селективные нейтрализаторы оксидов азота (SCR). Большая часть европейских автопроизводителей, среди которых Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault Trucks, Volvo Trucks и другие, для обеспечения требований «Евро-4» ориентируются на систему SCR. SCR представляет собой каталитический нейтрализатор, в котором оксиды азота восстанавливаются до чистого азота. Для осуществления реакции в нейтрализатор непрерывно подается жидкий реагент, представляющий собой 32,5-процентный водный раствор мочевины. SCR обеспечивает высокую степень нейтрализации оксидов азота, на уровне 80-90%. Подаваемый в нейтрализатор реагент широко известен под названием AdBlue. Применение SCR не ухудшает, по сравнению с методом рециркуляции ОГ, рабочий процесс двигателя. Более того, применение SCR, по имеющимся данным, позволяет улучшить топливную экономичность дизелей на 5–7%, по сравнению с двигателями уровня «Евро-3». Связано это с тем, что для достижения требований «Евро-3» производители двигателей, наряду с системой рециркуляции, были вынуждены жертвовать оптимальными настройками двигателя, смещая момент начала впрыска топлива. То и другое приводило к ухудшению рабочего процесса. С применением SCR необходимость в этих мероприятиях отпадает, что позволяет производителям двигателей «вернуть» угол опережения впрыска в исходное положение. Система SCR обеспечивает, в отличие от концепции, основанной на рециркуляции ОГ, надежное снижение выбросов оксидов азота не только до уровня «Евро-4», но и вводимых с 2008 года требований «Евро-5». Система SCR имеет и существенные недостатки. Главным из них является необходимость постоянного использования дополнительного реагента AdBlue: возрастающие эксплуатационные затраты, организация инфраструктуры заправок, увеличение массы автомобиля (по имеющимся данным, на 50–100 кг). Кроме того, существенно затрудняется контроль реального экологического уровня автотранспортных средств в эксплуатации: отключение подачи AdBlue никак не сказывается на ходовых качествах автомобиля, зато токсичность ОГ ухудшается радикальным образом — до пограничного уровня, лежащего в интервале значений, принятых для «Евро-1» и «Евро-2». Ко всему прочему жидкость AdBlue замерзает уже при температуре –11,5°С, что заставляет производителей подвижного состава применять специальные системы подогрева реагента [28].
Выводы
Статистические данные показывают, что количество автомобилей в мире с каждым годом увеличивается, что в свою очередь приводит к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу. Особенно остро это ощущается в крупных городах.
Оксиды углерода, азота, серы, углеводороды, содержащиеся в составе отработавших газов негативно влияют на состоянии здоровья населения: повышается число людей страдающих респираторными заболеваниями. С каждым годом эти показатели только возрастают.
Проведя анализ основных направлений снижения токсичности отработавших газов можно сказать, что существенных положительных сдвигов в этом направлении можно добиться действуя по всем направлениям: законодательное регулирование должно подстегивать совершенствование экологических характеристик транспортных средств, также способствовать поиску эффективных альтернативных решений данного вопроса. На сегодняшний день все эти меры принимаются. С каждым годом совершенствуются нормативы ЕВРО, позволяющие существенно сократить количество вредных выбросов в атмосферу. В то же время предпринимаются попытки создания экологически чистых двигателей, работающих на альтернативных видах топлива, таких как биодизельное топливо, водород, электричество, пропан, метанол и этанол. Немалое значение для снижения количества вредных выбросов в атмосферу имеет рациональная организация движения автотранспорта. И, конечно же, важна роль совершенствования технических характеристик автомобиля, в частности, совершенствование системы питания.
Список литературы
1. Марков В.А., Яременко О.В. Твой друг - автомобиль. — М.: ДОСААФ СССР, 1988 .— 367с.
2. Автомобиль в нашей жизни: Сб. нормат. актов / Сост. Н.Н.Горбунов, Н.Н.Расков.— М.: Юрид. лит., 1991 .— 239с.
3. Трофименко Ю.В. Проблемы образования и размещения автотранспортных отходов // Экология и промышленность России .— 2002.— N9 .— С.42.
4. Экология города: Учебное пособие для студентов вузов / В. В. Денисов и др./ Под ред. В. В. Денисова.— М. Ростов н/Д : МарТ, 2008 .— 831 с.
5. Дудышев В.Д. Экологическая безопасность автомобильного транспорта // Экология и промышленность России .— 1997 .— N5 .— C.14-17.
6. Круглов С. М. Всё о легковом автомобиле: Справ. пособие / С. М. Круглов .— 3-е изд, стер. — М.: Высш. школа, 2002 .— 539 с.
7. Системы управления дизельными двигателями ./ BOSCH; пер. с нем. Ю. Г. Грудского, А. Г. Иванова.— Первое изд. — М.: За рулем, 2004 .— 480 с.
8. Иванов Д.Н. Системы питания двигателей легкого жидкого и газового топлив / Д. Н. Иванов .— 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Машгиз, 1955 .— 239 с.
9. Ерохов В.И. Карбюраторы российских автомобилей. Устройство, эксплуатация, ремонт. / В. И. Ерохов.— М.: Астрель: АСТ : ВЗОИ, 2004 .— 192 с.
10. Кульчицкий , А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 651200 "Энергомашиностроение" специальности 101200 "Двигатели внутреннего сгорания"./ А. Р. Кульчицкий ; Владимирский государственный университет (ВлГУ) .— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004 .— 400с.
11. Толшин В.И. Способ оценки концентрации оксидов азота в отработавших газах судовых четырехтактных дизелей в условиях эксплуатации / В. И. Толшин, В. В. Якунчиков, Д. Б. Амбросов // Двигателестроение .— 2004 .— N 1 .— С. 25 - 27
12. Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.— 2-е изд.,перераб. — М.: Машиностроение, 1981 .— 160с.
13. Коробова Н.Л. Экологический мониторинг NO[2] выхлопов автотранспорта с помощью лесопосадок городов Южного Урала / Н.Л.Коробова // Инженерная экология .— 2003 .— N6 .— С.30-35
14. Марков В.А. Токсичность отработавших газов дизелей / В. А. Марков, Р. М. Баширов, И. И. Габитов .— 2-е изд., доп. и перераб. — Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002 .— 376 с.
15. ГОСТ Р 52033-2003. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
16. ГОСТ Р 17.2.02.06-1999. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей.
17. ГОСТ Р 52160-2003. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния.
18. Новиков Л.А. Современные и перспективные технологии для организации малотоксичной работы двигателей / Л. А. Новиков // Двигателестроение .— 2005 .— N 4 .— С. 8-15 .
19. Леонов В.Е. Пути повышения экологической безопасности автотранспорта // Безопасность жизнедеятельности .— 2002 .— Ш2 .— С.16-18.
20. Миронов И.И. Современная концепция обеспечения экологической безопасности транспортного комплекса / И.И.Миронов, А.И.Мазур, А.И.Симонова // Экологические системы и приборы .— 2003 .— N1 .— C.38-44.
21. Новиков Л.А. Современные и перспективные технологии для организации малотоксичной работы двигателей / Л. А. Новиков // Двигателестроение .— 2005 .— N 4 .— С. 8-15
22. Янкевич Н.С. Снижение содержания вредных примесей в отработавших газах ДВС / Н. С. Янкевич, А. С. Климук, Л. С. Кравчук // Двигателестроение .— 2006 .— N 1 .— С. 35-37.
23. Марков В.А. Зависимость показателей дизеля от конструкции распылителя форсунки / В. А. Марков, С. Н. Девянин, В. И. Мальчук // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение .— 2005 .— N 1 .— С. 73-94
24. Жегалин О.И. Снижение токсичности автомобильных двигателей .— М. : Транспорт, 1985 .— 120с.
25. Колесник В.В. Математическое моделирование процесса обезвреживания выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания / Колесник В. В., Орлик В. Н. // Экотехнологии и ресурсосбережение .— 2005 .— N 1 .— С. 76-80 .
26. Очистка газов - безальтернативное решение для достижения перспективных норм вредных выбросов дизелей / материал подгот. Г. В. Мельник // Двигателестроение .— 2010 .— N 3 .— С. 45-53 .
27. Марков В.А. Управление рециркуляцией отработавших газов в транспортных дизелях // Вестник МГТУ.Сер.Машиностроение .— 2002.
28. Медведев Ю.С. Принципы работы каталитического нейтрализатора отработавших газов / Кубанский гос. аграрный ун-т, Ю.С.Медведев // ЭКиП: Экология и промышленность России .— 2003 .— N4 .— С.11-12 .