Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:43, реферат
Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком были предприняты еще в эпоху античности (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций и др.). Однако попытки эти отличались умозрительностью. Настоящий «прорыв» в изучении этого вопроса произошел во второй половине XIX - начале XX вв., когда выдающиеся археологические открытия (Г. Шаафгаузен, Л. Ларте, Э. Дюбуа, Р. Дарт, Дж.Э. Льюис и др.) позволили существенно расширить и уточнить научные представления о происхождении и развитии человеческого рода, а накопление эмпирического материала заложило основы эволюционной (Т. Гексли, Ч. Дарвин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль и др.) антропологии.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ 3
1.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 3
1.2 ОХОТНИЧЬЕ-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА 4
1.3 АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА 7
1.4 ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 12
1.5 ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕАЛ НООСФЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 17
2. ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ СТРОТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ МЕСТ ОБИТАНИЯ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПРИРОДНО–ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ 20
ЛИТЕРАТУРА 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский национальный технический университет
Кафедра «Геотехника и экология в строительстве»
Реферат
на тему
«Исторические
аспекты взаимодействия общества с природной
средой. Лидирующая роль строительной
отрасли в процессе освоения новых мест
обитания.»
Выполнил
студент группы 112179 Д.А.Гичевский
Руководитель Г.А.Колпашников
Минск 2013
Содержание
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 3
1.2 ОХОТНИЧЬЕ-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА 4
1.3 АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА 7
1.4 ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 12
1.5 ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕАЛ НООСФЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 17
2. ЛИДИРУЮЩАЯ
РОЛЬ СТРОТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В
ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ МЕСТ
ОБИТАНИЯ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ
ПРИРОДНО–ТЕХНИЧЕСКИХ
ЛИТЕРАТУРА 23
Для того чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, целесообразно оглянуться в прошлое и проследить, как складывались эти взаимоотношения на разных этапах развития общества.
Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком были предприняты еще в эпоху античности (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций и др.). Однако попытки эти отличались умозрительностью. Настоящий «прорыв» в изучении этого вопроса произошел во второй половине XIX - начале XX вв., когда выдающиеся археологические открытия (Г. Шаафгаузен, Л. Ларте, Э. Дюбуа, Р. Дарт, Дж.Э. Льюис и др.) позволили существенно расширить и уточнить научные представления о происхождении и развитии человеческого рода, а накопление эмпирического материала заложило основы эволюционной (Т. Гексли, Ч. Дарвин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль и др.) антропологии.
В современной отечественной
литературе по социальной экологии и
экологии человека можно встретить
несколько подходов к построению
исторической периодизации процесса изменения
взаимоотношений между природой
и обществом. Все они отличаются
тем, что, строясь по различным основаниям,
высвечивают преимущественно
Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, мы сочли возможным выделить четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними.
Эпоха охотничье-собирательской культуры.
Эпоха аграрной культуры.
Эпоха индустриального общества.
Постиндустриальная эпоха.
Теперь более подробно рассмотрим каждый из выделенных этапов.
Новейшие исследования антропологов
позволяют оценить возраст
Основу существования человеческого общества на всем протяжении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, косуля, олень, тур, бизон, мускусный бык и др.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лесных орехов, дикого риса и т.д.).
Палеолитический человек
первоначально, по-видимому, за редким
исключением, не нуждался в загонной
охоте. Он скрадывал (отбивал от стада)
добычу и убивал ровно столько, сколько
было необходимо для обеспечения
нормального питания членов группы.
Однако по мере роста численности
племени люди нуждались во все
большем количестве пищи. Возможно,
стремясь сэкономить время и силы,
затрачиваемые на поимку отдельных
животных, первобытные люди стали
склоняться к преимущественному
использованию загонного
Загонная охота, наподобие
современных хищнических
Примерно 10 - 12 тыс. лет назад началось отступление ледника, вследствие чего многие животные, на которых охотился человек, снова поменяли места обитания, изменили образ жизни или вымерли. В результате к концу плейстоцена (по археологической периодизации - палеолита) человечество столкнулось с резко выраженным разреживанием, а затем и исчезновением тех видов животных, которые на протяжении многих тысячелетий служили ему пищей.
Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии эволюции животных видов стал переход к систематическому использованию орудий в целях освоения окружающего мира. Первыми орудиями были, как полагают, обломки костей и палки, применяемые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся для сбора пищи. Ими пользовались еще предки человека - австралопитеки, жившие 4 - 2,5 млн. лет назад. Они же незадолго до появления первых людей начали изготовлять каменные орудия. С тех пор, вплоть до рубежа 5 тыс. лет назад, камень доминировал как материал орудий труда.
Около 1,9 млн. лет назад люди стали строить первые жилища - хижины-шалаши, каркас которых составляли ветки и длинные кости убитых животных, накрытые настилом из травы и листьев. Подобные сооружения были призваны защитить первобытного человека от ветра, дождя, снега.
Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 лет человек начал использовать огонь, возникающий от молний, самовозгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно.
Уже в верхнем палеолите использование огня в хозяйственных целях и рост числа жителей Земли привели к увеличению энергопотребления на планете по сравнению с начальным этапом становления человечества в 100 раз. По мнению Б.Б. Прохорова, сам по себе подобный энергетический баланс первобытного общества охотников-собирателей не мог нанести существенный ущерб окружающей среде. Однако использование людьми огня нередко приводило к возникновению опустошительных пожаров. Древнейшие люди практиковали выжигание травы для загона животных во время охоты, что было причиной периодических пожаров, которые охватывали огромные площади лесов и степей. Экологический эффект этих пожаров был весьма значителен. Они приводили к смене растительности на обширных пространствах, в результате чего на обширных территориях влажные леса уступили место кустарникам и открытым саваннам, изменились состав и структура почвы, а также климат.
Отходы жизнедеятельности
первобытных охотников-
Воздействие внешних условий
и общий характер жизнедеятельности
первобытных охотников и
Аграрная культура охватывает всю эпоху, когда основой материального производства были земледелие и скотоводство - с момента появления сельского хозяйства (ок. 8 тыс. лет до н.э.) вплоть до возникновения полноценного промышленного производства (середина XVIII в. н.э.).
Нестабильность
Параллельно с развитием земледелия шло приручение домашних животных.
Переход к аграрной (сельскохозяйственной)
культуре называют неолитической революцией,
так как человек пришел от присваивающей
экономики к экономике
Если в доземледельческую
эпоху размеры человеческих групп
и продолжительность жизни
Важнейшим фактором, появившимся
в связи с развитием земледелия
и оказавшим серьезное
Вокруг поселений стали скапливаться отбросы, нечистоты, происходило загрязнение почвы и водоемов, что способствовало распространению возбудителей инфекций. Хранилища зерна и свалки привлекали к себе диких животных, являющихся переносчиками возбудителей многих опасных инфекций. В этих условиях многие возбудители инфекционных заболеваний и их кровососущие переносчики передавались от диких животных домашним.
Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев и скотоводов были весьма разнообразны. Практиковавшееся в то время подсечно-огневое земледелие позволяло не только освобождать новые территории для расширения земледелия, но и получать необходимые минеральные соли для подкормки культурных растений. Выжигание лесной растительности приводило к образованию золы - минерального удобрения, которое на несколько лет обеспечивало сбор высоких урожаев зерновых культур. Подсечно-огневое земледелие приводило к обширным пожарам, в результате которых выгорали большие территории леса, погибало много животных. К тем же результатам вело выжигание прошлогодних растительных остатков на луговых и степных участках, предпринимаемое для того, чтобы увеличить запасы кормов для сельскохозяйственных животных. Распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш многих животных, в результате чего одни виды исчезали, другие же концентрировались вокруг участков с культурными посевами, где им были обеспечены богатые корма. Многие из них впоследствии одомашнивались.