Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:45, реферат
Внешняя среда как фактор, определяющий условия существования организма. Единство организма и внешней среды. Повышенная чувствительность организма детей и подростков к факторам внешней среды. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Методы гигиенических исследований, санитарно-статистического и эпидемиологического анализа состояния окружающей среды и здоровья населения.
Медицинский контроль за питанием организованных детских коллективов при перевозке детей, направляющихся на экскурсию, отдых и т.п. любым видом транспорта (поезд, самолет, автобус и т.д.).
Гигиена труда и охрана здоровья работающих
Основы законодательства по охране труда, правовые нормы, охрана труда женщин и подростков. Основы физиологии труда. Труд умственный и физический. Изменение в организме в процессе трудовой деятельности. Утомление, переутомление, перенапряжение и их профилактика. Значение механизации, автоматизации производства и рационального устройства рабочих мест в профилактике переутомления, гигиена умственного труда.
Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды. Влияние условий труда на состояние здоровья промышленных рабочих. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, профессиональные отравления.
Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве. Изменение технологии производственного процесса. Промышленная вентиляция (аэрация, естественная и искусственная вентиляция на производстве). Кондиционирование воздуха, освещение промышленных предприятий. Влияние уровня освещенности на производительность труда и производственный травматизм. Нормирование естественного и искусственного освещения производственных помещений. Техническая эстетика. Эргономика рабочего места. Предварительные и периодические медицинские осмотры. Лечебно-профилактическое питание. Средства индивидуальной защиты. Роль подростковых врачей в профилактике профессиональных заболеваний у подростков. Ограничение использования труда подростков на различных производствах.
Содержание и задачи санитарного надзора на промышленных предприятиях. Экологическая оценка выбросов и отходов производства.
Микроклиматические условия на различных производствах. Профессиональные вредности в горячих цехах, на открытом воздухе. Меры профилактики перегреваний и переохлаждений.
Промышленная пыль. Классификация пылевых частиц. Профессиональные заболевания, связанные с работой на производствах с высокой запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов, их профилактика. Силикоз и силикатозы.
Профессиональные отравления. Общие закономерности действия промышленных химических веществ. Гигиеническое нормирование допустимого содержания химических веществ в воздухе производственных помещений. Острые и хронические отравления. Профессиональные отравления оксидом углерода (II), свинцом, ртутью, бензолом и др. Меры профилактики.
Производственный шум и вибрация. Классификация шумов по спектральному составу. Источники шумов. Допустимые уровни шума на производстве. Влияние шума на организм. Меры предупреждения вредного воздействия шума. Характеристика биологического действия вибрации в зависимости от частоты и амплитуды. Производственные источники вибрации. Вибрационная болезнь, ее профилактика.
Неионизирующее излучение на производстве, его влияние на организм, меры профилактики. Использование неионизирующего излучения в медицинских целях (МРТ, УЗ, лазер и др.).
Гигиенические аспекты организации труда при работе с компьютером. Основные направления предупреждения вредного влияния ПЭВМ на здоровье пользователей.
Ионизирующее излучение. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения (альфа-, бета-, гамма-, рентгеновского). Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность. Нормы радиационной безопасности. Общие принципы планировки радиологических лабораторий. Гигиенические требования к планировке, размещению и оборудованию радиологических отделений больниц. Сбор, удаление, транспортировка и обезвреживание радиоактивных отходов в радиологических отделениях больниц.
Производственный травматизм. Основные причины травматизма на производстве. Мероприятия по предупреждению травматизма у подростков. Профилактика глазного травматизма.
Профессиональные вредности, связанные с работой на сельскохозяйственных машинах, их профилактика. Профессиональные вредности при работе с ядохимикатами. Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению ядохимикатов в сельском хозяйстве. Профессиональные вредности, связанные с работой на животноводческих фермах. Сельскохозяйственный травматизм, меры профилактики.
Вопросы гигиены труда в системе здравоохранения. Общая характеристика профессиональных вредностей физической, химической, биологической и психофизиологической природы в лечебно-профилактических учреждениях. Меры профилактики.
Гигиена лечебно-профилактических учреждений
Значение оптимальных гигиенических условий в больницах для успешного лечения. Больничное строительство и обеспеченность коечным фондом в Российской Федерации. Системы строительства больниц (централизованная, блочная, децентрализованная, смешанная). Гигиенические требования к размещению и планировке участка лечебно-профилактических учреждений.
Внутренняя планировка больниц и поликлиник. Планировка приемного отделения. Больничное отделение, палатная секция, ее планировка и оборудование. Гигиенические требования к ориентации различных функциональных помещений больниц. Требования к внутренней отделке помещений ЛПУ. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции больничных помещений. Особенности вентиляции детских инфекционных больниц. Водоснабжение, канализование ЛПУ. Обезвреживание отходов больниц.
Особенности планировки инфекционных больниц. Преимущества боксированных отделений перед профилированными. Устройство боксов, полубоксов. Борьба с внутрибольничными инфекциями.
Особенности планировки детских больниц, площади, набор помещений.
Санитарно-охранительный режим при организации питания в детских ЛПУ.
Гигиена детей и подростков
Гигиена детей и подростков как одно из основных направлений деятельности врача-педиатра. Основные проблемы и содержание гигиены детей и подростков. Возрастная морфология и физиология как основа нормирования среды обитания детей и подростков. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем детского организма. Гигиена детей и подростков как залог здоровья взрослого населения и увеличения продолжительности жизни.
Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детей. Физическое развитие как один из важнейших показателей здоровья. Влияние различных факторов, в том числе социальных, на физическое развитие подрастающего поколения. Методы исследования физического развития (сигмальный, регрессионный, центильный и др.). Возрастные стандарты физического развития. Комплексная оценка физического развития. Оценка уровня биологического развития в дошкольном и школьном возрасте. Акселерация, децелерация, стагнация, секулярный тренд, его гигиеническое значение.
Критерии оценки состояния здоровья детей. Распределение детей по группам здоровья при массовых профилактических медицинских осмотрах.
Возрастные анатомо-физиологические особенности костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, пищеварения, кожи, центральной и периферической нервной системы и органа зрения. Нарушения и заболевания, возникающие у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. «Школьные» болезни. Патология опорно-двигательного аппарата (сколиозы, нарушения осанки, плоскостопие), вегетососудистые дистонии (юношеская гипертензия, гиподинамическая гипотензия), простудные заболевания, миопия, аллергические реакции на вещества, мигрирующие из товаров детского ассортимента и др. Меры профилактики.
Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Значение особенностей высшей нервной деятельности детей и подростков в организации учебно-воспитательного процесса. Развитие утомления у детей разного возраста, переутомление и его профилактика. Сон, его физиологическая сущность. Гигиенические требования к продолжительности и условиям организации сна. Физиологические основы режима дня. Понятие о динамическом стереотипе, особенности режима дня для детей преддошкольного, дошкольного и школьного возраста. Продолжительность и методика проведения обязательных занятий в дошкольном учреждении. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости». Определение готовности детей к обучению в школе по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.
Гигиена учебных занятий в школе. Адаптация детей к учебному процессу в начале обучения. Гигиенические принципы организации учебного процесса. Работоспособность, физиологические методы ее определения. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учебной недели.
Гигиенические требования к учебным изданиям и техническим средствам обучения. Профилактика нарушений состояния здоровья при работе на персональных компьютерах.
Особенности учебно-воспитательной работы в специализированных школах, школах-интернатах, учреждениях для детей-сирот, детских санаториях. Режим дня в оздоровительных учреждениях (загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием детей, туристические базы, палаточные лагеря и т.д.). Критерии эффективности оздоровления детей и подростков.
Гигиенические основы физического воспитания. Двигательная активность детей и подростков. Профилактика гиподинамии. Основные принципы физического воспитания (комплексность, систематичность, постепенность с учетом состояния здоровья). Медицинские группы для занятий физической культурой. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика спортивных травм и заболеваний, связанных с занятиями физическими упражнениями. Формы физического воспитания (урок физкультуры, физкультминутки, динамические паузы, внешкольные и внеклассные занятия физкультурой). Организация занятий и требования к построению урока физкультуры.
Закаливание детей и подростков как составная часть физического воспитания. Закаливание естественными факторами внешней среды (вода, солнце, воздух) в зависимости от возраста, состояния здоровья, и сезона года. Физиологическое обоснование и методика проведения воздушных и солнечных ванн. Физиологическое обоснование и методика проведения водных процедур: обтирания, обливания, контрастный душ, купание в естественных водоемах и плавательных бассейнах. Медицинские группы для проведения закаливающих процедур в детских учреждениях.
Гигиенические основы трудового и производственного обучения. Влияние труда на физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Нормирование видов труда в зависимости от пола и возраста. Организация трудового обучения для учащихся начальных классов (I-IV), для учащихся средней школы (V-VIII) мальчиков и девочек. Влияние распределения уроков труда в расписании дня и недели на работоспособность учащихся. Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских трудового обучения.
Организация производственного обучения учащихся старшей школы (IX-XI). Гигиенические требования к выбору базы для проведения производственного обучения, режиму рабочего дня, производственной нагрузке. Гигиенические принципы организации производственного обучения и практики в сельском хозяйстве. Перечень противопоказаний для работы в учебных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве для учащихся V-XI классов.
Гигиенические принципы организации производственного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Влияние различных факторов производственной среды на организм подростков. Вопросы техники безопасности при трудовом, производственном и профессиональном обучении. Профилактика травматизма в школьных мастерских и на производстве. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация. Медицинские показания и противопоказания к разным видам трудовой деятельности подростков. Профессиональная пригодность, критерии профессиональной пригодности.
Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию учреждений для детей и подростков. Сеть детских учреждений в зависимости от возрастной структуры населения. Гигиенические требования к размещению детских и подростковых учреждений на территории населенных пунктов. Радиус обслуживания. Гигиенические требования выбору участка, его размеры, планировка, благоустройство, озеленение и инсоляция в зависимости от профиля учреждений.
Гигиенические требования к планировке дошкольных образовательных учреждений, вместимость. Принцип групповой и индивидуальной изоляции. Необходимый набор помещений групповой ячейки, их взаимное расположение. Гигиенические требования к отдельным помещениям и их оборудованию (спальня, туалетная, групповая и т.д.).
Гигиенические основы планировки школ, школ полного дня. Гигиенические требования к набору помещений, их расположению, оборудованию.
Особенности планировки школ-инернатов. Помещения для младших и старших воспитанников. Гигиенические требования к учебным помещениям, спальням, изолятору, пищеблоку, их оборудование.
Гигиенические принципы планировки загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Павильонный тип размещения помещений на территории. Гигиенические требования к спальным корпусам, изолятору, пищеблоку. Возможность организации и проведения оздоровительных мероприятий.
Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению.
Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских учреждениях. Размещение учебного, лабораторного и производственного оборудования в классах, кабинетах, лабораториях и мастерских. Гигиенические требования к размерам, конструкции и окраске инструментария для производственных и сельскохозяйственных работ.
Гигиенические требования к детским игрушкам, материалы для их изготовления, правила обработки и дезинфекции игрушек в детских учреждениях.