Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:01, курс лекций
итодизайн – это искусство составления композиций из цветов, растений, природного материала (камни, коряги). Фитодизайн это общее название различных более узких направлений связанных с использованием элементов природы. Под определение фитодизайн попадают: флористика, ландшафтный дизайн, фитодизайн интерьера.
Фитодизайн — от греческого phyton — растение и английского design — проектировать, конструировать. Целенаправленное научно обоснованное введение растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учетом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении.
Фитодизайн – это искусство составления композиций из цветов, растений, природного материала (камни, коряги). Фитодизайн это общее название различных более узких направлений связанных с использованием элементов природы. Под определение фитодизайн попадают: флористика, ландшафтный дизайн, фитодизайн интерьера.
Не все люди разделяют
любовь к цветам, но каждый когда-нибудь
дарил их или сам получал в
подарок. Красивый букет может много выразить:
желание и сожаление, уважение и почитание,
глубокое чувство искренней симпатии
вплоть до любви, когда цветы могут совершить
чудо.
Фитодизайн — грек. phyton — өсімдік және ағылшынша design — жобалау, конструкция жасау. Кеңсе және басқа да жайларға өсімдіктердің биологиялық бір-біріне сәйкестігін, экологиялық ерекшеліктерін, бөлме ішінде ауаны жақсарту сапаларын ескере отырып өсімдіктерді интерьерге арнайы ғылыми негіздеп өсіру.
Фитодизайн – бұл гүлдерден, өсімдіктерден, табиғи материалдардан (тастар, ағаш қабықтарын, томарларды) композиция жасау өнері. Фитодизайн - табиғи элементтерді пайдалануғмен байланысты әртүрлі бағыттардың жалпы атауы. Фитодизайн анықтамасына: флористика, ландшафтық дизайн, интерьердің фитодизайны жатады.
Ландша́фт (нем. Landschaft, жердің, өңірдің көрінісі, Land — жер және schaft — бір-бірімен байланысын, бірбіріне тәуелдігін көрсететін суффикс) — географиялық атауы және карта бетінде нақты орны бар жекелей табиғи-территориалдық кешен.
Ландшафтық дизайн — бау-бақша-саябақтарды, газондарды, төбешіктерді (горок), тоғандарды көгалдандыруда, көріктендіруде, ұйымдастыруда кіші архитектуралық формаларды пайдалану туралы іс жүзіндегі әрекеттер мен өнер. Ландшафтық дизайнның ауыл шаруашылығындағы баушылықтан және бақша өсіруден айырмашылығы – жалпы және әмбебап бағыт. Ландшафтық дизайнның басты мақсаты – ғимарат инфрақұрылымын, урбанизацияланған формалардың (көпір, баспалдақтар, тротуар...) қолайлы, жайлы жақтарын пайдалана отырып сло формалар мен табиғат арасындағы қарама-қайшылықты жойып, әдемілікті, үйлесімдікті (гармония) жасау.
Ландшафтық дизайн – ландшафты жобалаудың бір бөлігі болып табылады.
Экологиялық фитодизайнның мақсаты – өсімдіктерді пайдалана отырып ауаны өндірістік шаңдардан, газдардан және ауру тудыратын микробтардан тазарту, тыныс алатын ауаны адам организміне пайдалы әсері бар биогенді заттармен байыту, жұмыс орнында адам үшін қолайлы микроклимат, эстетикалық жағымды және психологиялық қолайлы жағдай жасау.
Экологиялық фитодизайнның зерттеу обьектісі – әртүрлі типтегі жайлар (помещения) үшін ұшпалы фитоорганикалық заттарды бөлетін өсімдіктерді дұрыс таңдау.
Ландшафтық дизайн это искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве.
В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность [1], ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.
История Экологического фитодизайна
В Средние века еще не было определения «фитодизайн интерьера», но женщин, которые знали о том, как лучше расположить цветы на клумбе или в доме, уважали. Не знающая этого девушка признавалась невоспитанной. В замках королей и герцогов стояли внушительного размера вазы, с посаженными цветами. Высаживали их не хаотично – разрабатывали специальный порядок, подбирали циклы цветов и их расцветку таким образом, чтобы композиции приобретали какой-либо особенный смысл.
Сегодня же фитодизайн
помещений очень и очень
История Экологического фитодизайна
Долгие годы растения для дома, для оформления внутренних интерьеров офисов и других помещений подбирались весьма хаотично. В дизайне интерьера офисов, в оформлении жилых, производственных и учебных помещений использовались преимущественно экзотические растения тропических и субтропических зон. В первую очередь потому, что они были вечнозелеными, то есть сохраняли свою красивую, декоративную листву даже в период зимних вьюг. Однако история фитодизайна началась только во второй половине ХХ века, когда люди занялись целенаправленным подбором растений для дома, для оформления интерьера офиса и других рабочих помещений.
В 60-е годы прошлого века группа ученых из Центрального Республиканского Ботанического сада Академии Наук Украины во главе с академиком А.М. Гродзинским начала разработку нового ассортимента живых растений для дома, дизайна интерьера, оформления офиса. Из всего многообразия тропических и субтропических растений украинские ботаники отбирали виды, которые не только вписывались в дизайн офиса, домашнего или производственного интерьера, но и оказывали положительное воздействие на человека, большую часть времени проводящего в закрытом помещении. Новое направление ботанической науки получило название фитодизайн.
Перед фитодизайнерами были поставлены конкретные цели — используя растения, очистить воздух от производственных газов, пыли и болезнетворных микробов, обогатить его биогенными веществами, благотворно действующими на организм человека, создать оптимальный для человека микроклимат в рабочем помещении, эстетически приятную и психологически комфортную искусственную среду. Это была задача экологического фитодизайна.
В ходе исследований выяснилось, что некоторые растения для дома или оформления офиса способны выделять особые вещества, которые убивают болезнетворные микробы, одновременно улучшая и оздоравливая воздух. На заре 30-х годов ХХ века Б. Токин даже предложил для их обозначения специальный термин —«фитонциды». Название прижилось и было весьма популярно в 40—70 годы прошлого века, однако в настоящее время более правильным считается термин «летучие фитоорганические вещества» (ЛФОВ). Согласно современным представлениям, растения способны синтезировать и выделять в окружающую среду органические соединения — спирты, сложные эфиры, терпены, фенолы. Выделяемые растениями вещества убивают микроорганизмы (вирусы, грибы, бактерии, простейшие) или задерживают их рост и размножение. Благодаря этим уникальным свойствам растений для дома или офиса численность микробов в помещении можно существенно понизить. Правильный подбор растений, выделяющих летучие фитоорганические вещества, для различных типов помещений — предмет исследования «экологического фитодизайна».
Впервые информация о культивировании декоративных растений прозвучала от Альберта Магнуса, который в середине 13 века соорудил у себя дома оранжерею. При этом он использовал для содержания всевозможных культур обычные цветочные горшки.
Что касается нашей страны, то первые оранжереи датируются концом 16 века, были они Московскими. Несколько позднее оранжереи стали использовать с научной целью. 1812 год – дата основания Никитского ботанического сада; 1822 год - здесь создана оранжерея, где содержалось более 1500 экземпляров тропической флоры. Это количество не уступало ботаническим садам Лондона, Берлина, а по некоторым видам растений даже превосходило.
Появился интерес к изучению новых форм, видов растений, отбору для сельского хозяйства, к садоводству, для украшения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что источником идеи фитодизайна стали именно ботанические сады.
Вторая половина 19 века ознаменовалась описанием некоторыми учеными (например, Регелем и Шлейденом) влияния флоры, а также ее сочетаний на жизнь, здоровье человека. Также современная литература постоянно указывает на чувственно-эстетический подход, используемый при создании парков.
Очень глубокий смысл создания искусственных садов видели мастера Японии, Китая. Там мастерство фитодизайна достигло такого совершенного уровня, что до сих пор изучается, исследуется множеством специалистов. Особенно интересным здесь представляется эстетические японское искусство икебана.
Более детальное изучение растений с точки зрения использования в интерьерах началось тогда, когда их стали выращивать дома различные слои населения. Предметом изучения явилась возможность сочетания, приемы размножения. Книги начали описывать культуру тепличных, оранжерейных растений, стали рассматривать видовые составы с точки зрения пригодности для использования в жилых помещениях. Многие из тех видов, которые были зарекомендованы для озеленения помещения изначально, впоследствии по тем или иным причинам перестали использоваться.
История фитодизайна.
И все же есть в мире страны,
где цветы как бы хороши они не были, не
вызывают никакого интереса ни в ритуальном,
ни в эстетическом отношении. Примером
того, что страсть европейцев к цветам
не универсальна. Может служить описанная
в литературе реакция одного молодого
африканца, которому сказали, что самым
прекрасным подарком для европейской
женщины являются цветы. В ответ он воскликнул:
"Как ужасно! Пара мертвых палок в прокисшей
воде!" Его реакция - отчетливый знак
равнодушия и отвращения к цветам как
к чему-то бренному и малополезному. Для Виктора Гюго, хотя
он и европеец, цветочное аранжировки
были ничем иным, как "букетами умерших
существ".
Африканские народы совсем
не интересуются цветами.
Европейские женщины
в течении многих поколений убеждались,
что ничто не улучшает дом так, как цветочные
композиции.
Различные культуры имеют
разные виды цветочной аранжировки, типичные
флористические традиции и обычаи не свойственны
им. В Бейруте, например, друзья одаривают
друг друга ароматными носовыми платками,
наполненными цветками жасмина. В буддийских
храмах наполняют чаши цветками лотоса.
В индии плетут гирлянды из цветов қырмызыгүл
(календула). В Бали танцовщицы носят головное
украшение из золота и цветочных чашечек
(тостағанша жапырақ). У японцев любование
каждый год цветочным дождем во фруктовых
садах является праздником. А искусство
икебаны - национальная традиция, которой
должна владеть каждая японская женщина.
Для китайского букета,
который как и японский, сильно отличается
от европейского стебли должны быть обязательно
древесными: ветки персика или апельсина,
как и древовидные пионы (сәлдегүл), там
более предпочитаемы, чем любые травянистые
растения. Кроме того, в этой части света,
где прежде любили горшечные растения,
букеты очень редки. Только во время празднования
нового года букет есть почти в каждом
доме. Цветущая ветка в Китае означает
"гонец счастья (бақыт хабаршысы)"
и ставится в вазу по определенным правилам,
которые имеют не меньше значения, чем
содержание. Дорогая новогодняя ваза принадлежит
здесь к важнейшим семейным реликвиям.
В Южной Азии часто не
нуждаются в вазах . веточные стебли не
интересны для аранжировки , их выбрасывают
в компост, нужны только цветочные головки.
На рынках Дели и Бомбея цветки отрываются
и продаются на вес: груды бутонов и головок
красных роз , прекрасные пирамиды из цветков
календулы . Некоторые торговцы укрепляют
цветки на ленты или полоски тонкой коры.
Здесь царство гирлянд, и оно не ограничивается
Индией, а простирается вплоть до юго-Восточной
Азии и Полинезии.
Распространение флористических
обычаев объясняется тенденциями развития
флористической культуры. Так как международный
вкус все больше унифицируется, то везде
в мире появляются привычные для Запада
букеты, даже в регионах в которых они
до сих пор были не известны.
Цветочный этикет. Правила
гласят:
Прежде всего следует
помнить, что преподнесенные цветы не
только выдадут ваш вкус, но и подчеркнет
ваше отношение к одариваемому. Поэтому
до того, как дарить букет, надо вспомнить
два основных правила цветочного этикета,
из которых первое "букет и личность",
а второе - "букет и повод".
Цветы в качестве подарка
нужно выбирать очень тщательно в зависимости
от возраста, пола, состояния одариваемого.
При выборе ассортимента цветов необходимо
учитывать назначение букета, т.к. далеко
не каждый цветок соответствует любому
поводу. Кроме того подарок в виде цветов
доставит гораздо большую радость виновнику
торжества, если при их выборе учитывались
его пристрастия к определенным цветочным
растениям.
Букет и личность.
Детям, мальчикам и девочкам, дарят цветы
мелкие и нежные, составленные в маленькие,
округлые, разноцветные, теплых радостных
тонов букетики. Особенно будет интересно
для них добавление конфет в букеты.
Взрослым чаще всего
дарят букеты на длинных стеблях. Женщинам
и молодым девушкам можно подарить композиции
уже в вазах или декоративных контейнерах.
В зависимости от степени близости краски
меняются от интенсивных красных до пастельных,
известных как нейтральные. Орхидея уместна
для подарка женщине, обладающей чувственной
красотой.
Следует помнить, что
цветы с сильным запахом, как фрезии, ландыш,
восточная лилия могут стать помехой для
людей с аллергией или просто больных
простудой.
Все цветы, имеющие характер
подарка, должны быть упакованы в тонкую
бумагу, целлофан или коробку из картона,
которая служит для предохранения от сминания,
а также от неблагоприятного воздействия
ветра, рук, мороза, солнца. Очень редко
упаковка - часть композиции!
Символическое значение цвета.
Белый (ақ түсті гүл) –
пәктік, тазалық, шын көңілділік (невинность,
чистота, искренность)
Розовый (қызғылт түс) –
нәзіктік, (нежность, трепетное отношение)
Желтый (сары түс) – күн,
даналық, қайта өрлеу (солнце, мудрость,
возрождение)
Оранжевый (қызғылт-сары)
– жылулық, күн, көңілділік (тепло, солнце,
радость, веселье)
Красный, бордовый (қызыл,
қою қызыл) – қатты ғашықтық, денсаулық
(страстная любовь, здоровье)
Пурпурный (көкшіл-қызыл)
– билік (власть)
Синий (көк түс) – арман,
романтика, сенім (мечтательность, романтичность,
вера)
Фиолетовый (күлгін түс) – құпиялылық (таинственность)
Зеленый (жасыл түс) – (көңілдің орнына түсуі,
тіршілік, мейірімділік) умиротворенность,
жизнь, милосердие
В нашей стране последнее
время прочно укоренилось мнение, что
четное количество цветов в букете приемлемо
только для похорон, хотя какого-либо логического
объяснения этому нет. "магия чисел"
следующая : 1цветок - знак внимания, 3 -
уважения, 5 - признания, 7 - обожания, 9 -
я у твоих ног.