Дизельная фракция (атмосферный
газойль) – выкипает в пределах 180-3600С, используется как топливо
для дизельных двигателей и сырье установок
гидроочистки;
Мазут – остаток атмосферной
перегонки – выкипает выше 3500С, применяется как котельное
топливо или сырье для установок гидроочистки
и термического крекинга;
Вакуумные дистилляты (вакуумные
газойли) – выкипают в пределах 350-5000С, используются как сырье каталитического
крекинга и гидрокрекинга; на НПЗ с масляной
схемой переработки получают несколько
(2-3) вакуумных дистиллятов;
Гудрон – остаток атмосферно-вакуумной
перегонки нефти, выкипает при температуре
выше 5000С, используется как сырье установок термического крекинга, коксования производства битумов и масел.
Технологическая схема (рис.). Нефть проходит теплообменники
Т-1,Т-2,Т-3, Т-4, Т-5, Т-6. где подогревается
за счет тепла отходящих продуктов, после
чего поступает в отбензинивающую колонну
К-1. В колонне К-1 из нефти выделяется легкая
бензиновая фракция, которая конденсируется
в холодильнике-конденсаторе ХК-1 и собирается
в рефлюксной емкости Е-1, откуда подается
в стабилизатор К-4. В емкости Е-1 выделяется
также газ, направляемый на компримирование.
Полуотбензиненную нефть с
низа колонны К-1 направляют через трубчатую
печь П-1 в атмосферную колонну К-2. Часть
потока полуотбензиненной нефти возвращается
в К-1, сообщая дополнительное количество
тепла, необходимое для ректификации.
В колонне К-2 нефть разделяется
на несколько фракций. С верха К-2 в паровой
фазе уходит тяжелый бензин, который конденсируется
в холодильнике- конденсаторе ХК-2, а затем
поступает в стабилизатор К-4. В качестве
боковых погонов выводятся керосиновая
и дизельная фракции, которые первоначально
подаются в секции отпарной колонны К-3.
В колонне К-3 из боковых погонов удаляются
в присутствии водяного пара легкие фракции.
Затем керосиновая и дизельная фракции
выводятся с установки.
С низа К-2 выходит мазут, который
через печь П-2 подается в колонну вакуумной
перегонки К-5, где разделяется на вакуумные
дистилляты и гудрон. С верха К-5 с помощью
пароэжекторного насоса А-1 отсасываются
водяные пары, газы разложения, воздух
и некоторое количество легких нефтепродуктов
(дизельная фракция). Вакуумные дистилляты
и гудрон через теплообменники подогрева
нефти и концевые холодильники уходят
с установки.
Для снижения температуры низа
и более полного извлечения дистиллятных
фракций в колонны К-2 и К-5 подается водяной
пар. Избыточное тепло в К-2 и К-5 снимается
циркулирующими орошениями.
В стабилизационной колонне
получают с верха «головку стабилизации»
- сжиженный углеводородный газ, а с низа
- стабильный бензин, не содержащий углеводородов
С3 – С4.
Технологический режим:
Температура, 0С
подогрева нефти перед колонной
К-1 200-230
нагрева нефти в печи П-1 340-360
нагрева мазута в печи П-2 400-420
низа колонны К-1 210-240
низа колонны К-2 330-350
низа колонны К-4 160-200
низа колонны К-5 345-380
Давление избыточное,
кгс/см2
верха колонны К-1 3-4
верха колонны К-2 0,6-1
верха колонны К-4 9-11
Давление остаточное
верха колонны К-5, мм рт.ст. 40-60
Материальный баланс. Выход продукции на установках
первичной переработки зависит от свойств
исходной нефти, достигнутого отбора от
потенциала светлых нефтепродуктов, вакуумного
дистиллята и т. д. Ниже приводится материальный
баланс первичной переработки нефти типа
ромашкинской (I) и самотлорской (II):
I II
Поступило
Нефть 100,0 100,0
Получено
Сжиженный газ 1,0 1,1
Бензиновая фракция (НК - 1400С) 12,2 18,5
Керосиновая фракция (140-2400С) 16,3 17,9
Дизельная фракция (240-3500С) 17,0 20,3
Вакуумный дистиллят (350-5000С) 23,4 23,1
Гудрон (выше 5000С) 30,1 19,1
_________________________________________________
Всего 100,0 100,0
Расходные показатели установки АВТ (на 1 т нефти):
Пар водяной, Гкал* 0,025
- 0,035
Электроэнергия, кВт·ч 5-7
Вода оборотная, м3 2-6
Топливо, кг 25-35
_______________
на современных установках
после вывода на режим потребность в паре
полностью компенсируется за счет собственной
выработки в котлах-утилизаторах
Лекция 14. Экологические
аспекты развития нефтегазового комплекса
Республики Казахстана.
Казахстан обладает
богатыми и разнообразными природными
ресурсами. В хозяйственный оборот вовлечены
многие из имеющихся запасов минерального
сырья.
Интенсивное промышленное освоение
месторождений нефти и газа, развитие,
расширение ресурсной базы требуют со
стороны государства адекватных мер по
защите окружающей природной среды, обеспечению
рационального природопользования.
В настоящее время Западный
Казахстан официально не считается зоной
экологического бедствия, однако наращивание
экономического потенциала региона, связанное
с освоением топливно-энергетических
ресурсов проводилось без учета экологических
последствий. Однако нарастающие масштабы
освоения ресурсов нефти и газа вызывают
уже сейчас заметные экологические осложнения
и в силу отмечающегося подъема уровня
Каспийского моря. Экологические последствия
этого для всего региона и самого моря
нетрудно представить. Та же участь может
постигнуть десятки населенных пунктов
и ряд рыболовецких хозяйств, значительные
по площади сельскохозяйственные угодья.
Все отмеченное свидетельствует о необходимости
принятия экстренных мер по защите особо
важных объектов, имеющих исключительное
влияние на состояние экономики и экологии.
Проведенные в Институте экономики
МОИ РК исследования позволили дать количественную
оценку суммарного ущерба для казахстанской
части Прикаспийского региона. В целом
по всему комплексу отраслей экономики
он составит около 770 млрд. тенге.
Одной из основных проблем,
связанных с нефтедобычей в Казахстане,
является проблема утилизации газовых
запасов Казахстана. Транспортная инфраструктура
и внутренние цены на попутный газ, особенно
в сопоставлении с конкурирующим дешевым
угольным топливом, не способствуют его
использованию. В результате, в республике
ежегодно сжигается порядка 14 млрд. куб.
м попутного природного газа.
По имеющимся сведениям, на
территории казахстанского Прикаспия
объем разлитой нефти составляет около
5 млн. т, общая площадь замазученности
земель – более 19 тыс. га. Почвенный слой
пропитан нефтью на глубину от десятков
сантиметров до 10 метров.
Предприятия нефтегазовой отрасли
Казахстана выступают в качестве опосредованного
элемента, определяющего структурную
связь между ними и окружающей природной
средой. Для того, чтобы свести к минимуму
отрицательное воздействие на окружающую
среду, необходимо экологизировать экономику,
т. е. обеспечить применение и выполнение
совокупности управленческих (организационных),
технологических, финансово-экономических
мероприятий, направленных на снижение
давления нагрузки на окружающую природную
среду предприятиями при сохранении целей
производства – получения прибыли при
достаточных темпах развития экономики,
обеспечивающих поступательное развитие
человеческого сообщества.
Обычно проблемы решаются стандартным
образом. Это или утилизация отходов, или
очистка сбрасываемых стоков или воздуха.
Борьба с загрязнением ведется либо путем
увеличения штрафов и платежей за сверхнормативное
воздействие, либо путем предоставления
неких налоговых льгот тем предприятиям,
которые направляют эти средства на строительство
очистных сооружений, на утилизацию тех
же отходов. Новые общественно-экономические
условия, складывающиеся в Республике
Казахстан, заставляют искать нетривиальные
подходы к системе управления экологической
безопасностью на региональном уровне.
Значительный ущерб природной
среде причиняет загрязнение атмосферы
предприятиями нефтяной и газовой промышленности.
На долю нефтегазодобывающего комплекса
приходится 70% вредных выбросов в атмосферу.
Предприятиями АО "Эмбамунайгаз"
и "Тенгизмунайгаз" сжигается около
200 млн. м3 попутного газа. Опасность для
воздушного бассейна и окружающей среды
региона представляют практически все
технологические процессы и установки
объектов газовой промышленности, а несоблюдение
требований абсолютной герметичности
при использовании - одна из причин вредных
выбросов. Наибольшей токсичностью для
человека обладают соединения свинца
и серы, вызывающие ряд тяжелых заболеваний.
Значительную опасность представляют
и соединения, образовавшиеся в результате
трансформации веществ, ранее выброшенных
в атмосферу /2/.
Основными загрязнителями атмосферы
на объектах АО "Тенгизмунайгаз"
являются сероводород, оксид углерода,
диоксид серы и углеводороды, оксиды азота,
меркаптаны, пыль серы.
На Карачаганакском нефтегазоконденсатном
месторождении основными вредными воздействиями
на окружающую среду в ходе строительства
и эксплуатации проектируемых объектов
являются загрязнение атмосферного воздуха
сероводородом (содержание до 4%), сернистым
ангидридом, диоксидом азота, углеводородами.
Основными источниками загрязнения
атмосферы на промысле являются прискважинные
подогреватели, факелы и подогреватели
на установке комплексной подготовки
газа. Источниками, оказывающими решающее
влияние на уровень загрязнения атмосферы,
являются компрессоры для обратной закачки
очищенного газа в пласт, на долю которых
приходится свыше 97% валового выброса
диоксида азота - основного загрязнителя
воздушного бассейна на Карачаганакском
нефтегазоконденсатном месторождении.
Все отмеченное свидетельствует о необходимости
принятия экстренных мер воздействия
к производствам, оказывающим исключительно
вредное влияние на параметры экологического
состояния.
Рис. 1. Затраты на охрану окружающей
среды в РК
Суммирование отмеченных видов
ущерба и дополнительных затрат в итоге
позволяет установить размер совокупного
ущерба /3/.Полученные размеры ущерба и
дополнительных затрат по отраслям промышленности
региона, попадающего в зону действия
Каспийского моря сведены в таблице 1.
Таблица 1
Суммарный ущерб хозяйственным
объектам и населенным пунктам,
млн. тенге
|
Отметка минус 26 м |
Отметка минус 25 м |
|
ущерб |
ДОП.
затраты |
всего |
ущерб |
ДОП.
затраты |
Всего |
Промышленность |
0.04 |
1,6 |
1,64 |
0,04 |
1,6 |
1,64 |
Нефтедобыча |
21,5 |
3770,0 |
3791,5 |
21,5 |
3770,0 |
3791,5 |
Энергетика |
0.1 |
1,19 |
1,29 |
0,1 |
1,19 |
1,29 |
Транспорт |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
Связь |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,04 |
Сельское хозяйство |
0,06 |
- |
0,06 |
0,04 |
- |
0,04 |
Рыбное хозяйство |
16,5 |
- |
16,5 |
16,5 |
- |
16,5 |
Социальная инфраструктура |
_ |
1,17 |
1,17 |
_ |
1,17 |
1,17 |
ВСЕГО: |
38,41 |
3774,2 |
3812,6 |
38,5 |
3774,3 |
3812,8 |