Киотский протокол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 12:44, реферат

Краткое описание

Киотский протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата.Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999. Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-фз).

Вложенные файлы: 1 файл

Что такое Киотский протокол.docx

— 28.03 Кб (Скачать файл)

Что такое  Киотский протокол? 

Киотский  протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата.Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999. Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-фз). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

Кто принял Киотский протокол?

По состоянию  на 14 февраля 2006 года Протокол был ратифицирован 161 страной мира (совокупно ответственными за более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США и Австралия.

В чем суть Киотского  протокола?

Страны Протокола  определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 до 31 декабря 2012 года. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.

У России разрешенный  уровень выбросов парниковых газов  на 2008-2012 гг. - 100% от уровня 1990 г. (у стран  ЕС в целом - 92%, у Японии - 94%, у США  предполагалось 93%).

Возможности Киотского  протокола

Киотский  протокол - первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами - разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны - ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества (ведь пьем же мы пиво и воду с СО2 и ничего…), поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.

Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления».

Эффект  Киотского протокола

Климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008-2012 гг.) невелик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации.

Принятие Киотского  протокола

В дополнение к РКИК ООН на Третьей Конференции Сторон РКИК, проходившей в Киото в 1997 г., был разработан и принят Киотский протокол. Однако он вступил в силу лишь через 7 с лишним лет с момента его подписания. Это связано с тем, что согласно ст. 25, п.1 Протокол может вступить в силу при соблюдении двух условий. Во-первых, к нему должны присоединиться не менее 55-ти государств (под присоединением предусматривается ратификация Протокола парламентом страны). Этот рубеж был преодолен в мае 2002 года, когда соответствующее решение принял Парламент Исландии. Во-вторых, к Киотскому протоколу должны присоединиться государства, на долю которых в совокупности в 1990 году приходилось не менее 55% общих выбросов парниковых газов. К сентябрю 2004 года 124 государства ратифицировали соглашение, однако их суммарный объем эмиссий CO2 не превышал 44%. Судьба Киотского протокола в значительной степени стала зависеть от России, которая на данный момент занимает третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов.

Россия - Сторона Киотского  протокола

После ратификации  Киотского протокола Государственной  Думой Российской Федерации (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128 «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» ) «планка» в 55% была преодолена, и Протокол вступил в силу.

Действие Киотского  протокола

Киотский  протокол предусматривает  принятие конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению  антропогенных выбросов парниковых газов  или увеличению их стоков Сторонами Приложения I к РКИК (промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой). Эти обязательства заключаются в суммарном сокращении выбросов по крайней мере на 5% за первый бюджетный период с 2008 по 2012 гг. по сравнению с уровнем базового года. В качестве базового года, относительно уровня которого устанавливается обязательство Сторон сократить выбросы парниковых газов, принят 1990 год.

(Для  отдельных категорий  государств (например, страны, осуществляющие  процесс перехода  к рыночной экономике,  страны, для которых  изменения в землепользовании  и лесное хозяйство  являлись в 1990 году чистыми источниками  выбросов парниковых  газов) предусмотрена  возможность использования  иного базового  года, чем 1990 год. Решение об изменении базового года для выполнения обязательств такими сторонами Киотского протокола принимает Конференция Сторон на основании анализа представленных Национальных сообщений).

Таким образом, Киотский протокол, также как и  РКИК, предусматривает, что ответственность за глобальное потепление должны нести, в первую очередь, промышленно развитые страны мира.

Количественные  ограничения по выбросам парниковых газов в период с 2008 по 2012 гг. для  всех стран Приложения I к РКИК отличаются, а сами численные выражения обязательств указаны в Приложении B Протокола.

Регулируемые газы и сектора

В Приложении А к Киотскому протоколу дается список категорий источников выбросов, которые считаются антропогенными. Сами парниковые газы рассматриваются в их совокупности («корзинной»), которая сравнивается на основании «потенциалов глобального потепления». Учетной единицей парниковых газов является тонна углеродного эквивалента, остальные парниковые газы пересчитываются к тонне СО2 через соответствующие коэффициенты. Список парниковых газов включает: диоксид углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Самый распространенный парниковый газ – водяной пар - исключен из списка регулируемых Протоколом газов, т.к. нет данных о росте его концентрации в атмосфере в результате хозяйственной деятельности человека. Озоноразрушающие вещества (хлорфторулероды, галогены, метилхлороформ, тетрахлорид углерода и др.), которые тоже вызывают парниковый эффект, здесь не рассматриваются, т.к. они подлежат учету и запрещены к использованию в связи с выполнением Сторонами обязательств по Монреальскому протоколу к Венской конвенции об охране озонового слоя. [Кокорин А.О., Грицевич И.Г. и др.]

В контексте  РКИК ООН и Киотского протокола под обязательствами стран снижать выбросы парниковых газов предполагается, в первую очередь, сокращение или ограничение потребления ископаемого топлива, повышение эффективности использования энергии, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных низкоуглеродных технологий, меры по ограничению и/или сокращению выбросов парниковых газов в транспортном секторе.РКИК ООН и Киотский протокол не только способствуют введению новых более эффективных технологий в странах, взявших на себя конкретные количественные обязательства, но и стимулируют их распространение в развивающихся странах посредством различных финансовых инструментов, механизма передачи технологий и механизмов гибкости. Увеличение абсорбции парниковых газов предполагает принятие мер по восстановлению лесов.

РКИК ООН  и Киотский протокол не диктуют странам-участницам обязательные схемы национальной системы  регулирования выбросов парниковых газов и их поглощения. Конкретная страна разрабатывает и принимает  такую систему, исходя из своих внутренних природных, социально-экономических условий и приоритетов.

Киотский  протокол – дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992). Подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 года 159 государствами. Открыт для подписания 16 марта 1998 года.

Вступил в  силу 16 февраля 2005 года после того, как  его ратифицировали страны, суммарная  квота которых по выбросам "парниковых" газов превышает 55 % (по состоянию  на 1990 г.).

Подписавшие его страны договорились о необходимости  сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Документ предусматривает, что в  период с 2008 по 2012 годов общий объем  выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других парниковых газов  должен быть сокращен на 5,2% по сравнению  с уровнем 1990 года. Каждое государство  получает определенные лимиты на выброс в атмосферу вредных газов. Если какая-либо страна не использует полностью  свои лимиты, то она имеет право  их продать как неиспользованные квоты. По мнению экспертов ООН, такой  механизм должен способствовать поступлению  в развивающиеся страны значительных ресурсов, которые должны быть использованы для борьбы с негативными тенденциями, вызванными изменением климата.

Согласно  Протоколу, Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %, Япония и Канада – на 6 %, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %, Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008 – 2012 годах на уровне 1990 года. (Убрана фраза, не имеющая отношение к Киото). Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, не были обременены обязательствами, но могли брать на себя добровольные обязательства и получать под них финансирование. 
Соединенные Штаты Америки заявили о неучастии в протоколе до 2013 года.

США и европейские  страны придерживаются по этому вопросу  разных точек зрения: в США считают, что сохранение климата должно обеспечиваться развитием современных технологий, а не введением ограничений на выбросы углекислого газа, которые  предусматривает Киотский протокол.

Киотский  протокол ратифицирован 181 страной  и одним региональным содружеством   Европейским союзом.

Россия подписала  Киотский протокол в марте 1999 года, но тогда не ратифицировала. Без России Киотский протокол никогда не вступил бы в силу. 22 октября 2004 года Госдума РФ одобрила проект ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", 27 октября – Совет Федерации, 5 ноября – Президент РФ. 18 ноября 2004 года Постоянный представитель РФ А.Денисов передал на хранение Генеральному секретарю ратификационную грамоту протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Для России протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации.

Объем накопленных Россией  квот за срок действия Киотского протокола с 2008 по 2012 годы, по оценкам, превысит шесть миллиардов тонн эквивалента СО2.

Действие  Киотского протокола заканчивается в 2012 году. Через три года на смену "Киото" должен прийти новый документ, основные положения которого страны-участницы Рамочной конвенции ООН по изменению климата обсуждали на переговорах в Копенгагене в декабре 2009 года.

Канада заявила  о выходе из Киотского протокола

Министр окружающей среды Канады Питер Кент официально объявил, что Оттава выходит из Киотского  протокола. Североамериканское государство  отказалось от обязательств, взятых на себя в 1997г. вместе с другими странами, стремившимися уменьшить парниковый эффект, сообщает Би-би-си.

 
"Киотский  протокол для Канады – в  прошлом. Действие Киотского протокола  не распространяется на двух  мировых лидеров по выбросам  парниковых газов – США и  Китай. Значит, соглашение не работает", – разъяснил свою позицию П.Кент.

Министр также  назвал подписание протокола "заслугой некомпетентного либерального правительства" и отметил, что если бы Канада продолжала пытаться снизить выбросы CO2, это  обошлось бы государственной казне  в 13,6 млрд долларов, то есть 1 тыс. 600 долларов на каждую канадскую семью.

П.Кент выступил со столь громким заявлением спустя несколько часов после принятия очередного соглашения по борьбе с  изменением климата, заключенного в  Дурбане (ЮАР). Канадский министр  уверен, что этот документ "оставляет  лазейки" для Китая и Индии, но при этом "открывает путь вперед".

Изначальной целью конференции ООН в Дурбане было подписание рамочного соглашения взамен Киотского протокола, действие которого истекает в конце 2012г. Однако в итоге было решено продлить его действие на время формирования нового единого договора, ограничивающего выброс парниковых газов в атомосферу. Согласно дурбанскому соглашению, новый договор должен быть готов к 2015г. и вступит в силу в 2020г. 
Канада заявила о выходе из Киотского протокола, обвинив США и Китай в его несоблюдении

Информация о работе Киотский протокол