Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:02, контрольная работа
Современная правоохранительная деятельность в области охраны окружающей среды по целому ряду причин (громоздкости природоохранного законодательства и исполнительного механизма, низкой правовой и экологической культуры, недостаточной разработанности научного и технического обеспечения и т.д.) обнаруживает бессистемность и слабость. Отсюда многочисленные факты правовой незащищенности отдельных граждан и всего общества от экологических неурядиц и преступлений и столь же многочисленные факты практически полной безнаказанности как физических, так и юридических лиц, ответственных за природоразрушительные действия.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятия загрязнения природной среды ………………………………………...4
Юридическая ответственность предприятий за экологические нарушения….7
Заключение…………………………………………….…………………………13
Библиографический список……
Омский экономический институт
Контрольная работа по дисциплине:
«Экология»
Технологический факультет
Омск 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятия загрязнения природной среды ………………………………………...4
Юридическая ответственность предприятий за экологические нарушения….7
Заключение…………………………………………….……
Библиографический список…………………………..…………………………14
Введение
Современная правоохранительная деятельность в области охраны окружающей среды по целому ряду причин (громоздкости природоохранного законодательства и исполнительного механизма, низкой правовой и экологической культуры, недостаточной разработанности научного и технического обеспечения и т.д.) обнаруживает бессистемность и слабость. Отсюда многочисленные факты правовой незащищенности отдельных граждан и всего общества от экологических неурядиц и преступлений и столь же многочисленные факты практически полной безнаказанности как физических, так и юридических лиц, ответственных за природоразрушительные действия.
Важным условием эффективности юридической ответственности за экологические правонарушения является принцип неотвратимости наказания. Это касается, в частности, административной ответственности, которая чаще всего применяется в охране окружающей среды.
Понятия загрязнения природной среды
Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии со снижением продуктивности или разрушением данной экосистемы.
Различают природные загрязнения, вызванные природными, нередко катастрофическими причинами, например, извержение вулкана, и антропогенные, возникающие в результате деятельности человека.
Разнообразные виды вмешательства человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим категориям загрязнений:
-ингредиентное загрязнение, или
внесение химических веществ, которые
количественно или качественно
чужды естественным
-параметрическое (физическое) загрязнение,
связанное с изменением
-биоценотическое загрязнение, которое заключается в воздействии на состав и структуру популяций живых организмов, населяющих биогеоценоз;
-стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции), изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования, связанном с оптимизацией природы в интересах человека.
С позиций кибернетики загрязнение можно считать комплексом помех в экосистемах, которые воздействуют на потоки энергии и информации в пищевых (энергетических) цепях. Однако в отличие от естественных, антропогенные помехи весьма часто приводят не к отбору наиболее приспособленных особей, а к массовой элиминации (вымиранию) организмов. Это обусловлено специфическими особенностями действий антропогенных факторов, из которых важнейшими являются следующие:
1) нерегулярность действия, а значит,
и непредсказуемость для
2) неограниченные возможности
Помимо помех, которые возникают в экосистемах в качестве косвенных последствий тех или иных мероприятий, человек часто создает направленные помехи в каналах информации между компонентами экосистем. Примером может служить сознательное (направленное) загрязнение среды ядохимикатами специально для уничтожения хозяйственно вредных насекомых (инсектициды), грибов (фунгициды), сорняков и др. Применение последних есть воздействие на уровень продуцентов, а, следовательно, и на все звенья пищевых цепей, которые связаны именно с уничтожаемыми растениями-сорняками. При этом происходит воздействие на все уровни организации жизни — от биогеоценоза в целом до популяций и отдельных индивидуумов. В подобных случаях ученые указывают на возможность ответных реакций природы и ее компонентов.
Антропогенные загрязнители делятся на материальные (пыль, газы, зола, шлаки и др.) и физические, или энергетические (тепловая энергия, электрические и электромагнитные поля, шум, вибрация и т. д.). Материальные загрязнители подразделяются на: механические, химические и биологические. К механическим загрязнителям относятся пыль и аэрозоли атмосферного воздуха, твердые частицы в воде и почве. Химическими (ингредиентами) загрязнителями являются различные газообразные, жидкие и твердые химические соединения и элементы, попадающие в атмосферу, гидросферу и вступающие во взаимодействие с окружающей средой — кислоты, щелочи, диоксид серы, эмульсии и другие.
Биологические загрязнители — все виды организмов, появляющиеся при участии человека и наносящие ему вред — грибы, бактерии, сине-зеленые водоросли и т. д.
Механические загрязнители – агенты, засоряющие окружающую среду и оказывающие лишь механическое воздействие без физико-химических последствий (например, мусор).
Химические загрязнители – вещества, изменяющие естественные химические свойства окружающей среды.
Юридическая ответственность предприятий за экологические нарушения
Юридическая ответственность имеет два вида в данной сфере – административную и уголовную. Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством.
В КоАП РФ установлены следующие административные
взыскания: предупреждение; штраф; возмездное
изъятие предмета, явившегося орудием
совершения или непосредственным объектом
административного правонарушения; конфискация
предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом административного
правонарушения; лишение специального
права, предоставленного данному гражданину,
например права охоты; исправительные
работы, административный арест.
По своим объективным признакам административное
правонарушение внешне схоже с преступлением.
Поэтому Кодекс об административных правонарушениях
в качестве одного из предварительных
условий возложения административной
ответственности предусматривает отсутствие
в совершенном нарушении признаков состава
преступления. Основные признаки, которые
дают возможность разграничить экологическое
преступление и административный проступок,
приводятся, как правило, в УК РФ. Это –
повторность совершения экологического
правонарушения, наличие умысла и др.
В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.
Состояние здоровья человека в значительной
степени зависит от чистоты воды, воздуха,
качества продуктов, которыми он питается,
и соответственно от чистоты почвы. Информации
о том, сколько человек в России умирает
в связи с воздействием на здоровье неблагоприятных
факторов окружающей среды, встречать
не приходилось. Однако известно, что продолжительность
жизни мужчин в России в последние 25 лет
сократилась с 71 года до 57 лет, в том числе
в связи с деградацией природы.
Все составы преступлений, сформулированные
в действующем Уголовном кодексе, с точки
зрения выполняемых ими функций, относящихся
к природопользованию и охране окружающей
среды, можно подразделить на три категории:
специальные экологические составы, смежные,
дополнительные.
Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:
• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
• нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
• нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
• загрязнение вод (ст. 250);
• загрязнение атмосферы (ст. 251);
▪ загрязнение морской среды (ст. 252);
• нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
• порча земли (ст. 254);
• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
• незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);
• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
• незаконная охота (ст. 258);
• уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259);
• незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
• уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);
• нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:
• нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);
• сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
• жестокое обращение с животными (ст. 245);
• экоцид (ст. 358).
Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:
а) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. Важно подчеркнуть, что в прежнем УК РСФСР вовсе не предусматривались составы, отражающие посягательство на природу в целом. По новому УК РФ к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в ст. 247– 249,259, 262, 215, 237, 358;
б) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст. 245, 250–258, 260—261 УК РФ.
Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.
Некоторые составы, не являясь по своей
природе экологическими, при определенных
обстоятельствах также могут быть использованы
в целях охраны окружающей среды. К дополнительным
следует отнести ряд преступлений против
государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления:
злоупотребление должностными полномочиями
(ст. 285); превышение должностных полномочий
(ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность
(ст. 293). Предусмотренные этими статьями
преступления могут применяться напрямую
к тем должностным лицам, которые своими
действиями или бездействием способствовали
причинению вреда окружающей среде.
За совершение экологических преступлений
УК РФ предусматривает следующие виды
наказаний:
- штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;