Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:53, контрольная работа
1. Атмосфера – газовая оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней. Масса атмосферы нашей планеты ничтожна – всего лишь одна миллионная массы Земли. Однако ее роль в природных процессах биосферы огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности нашей планеты, защищает ее от вредных космического и ультрафиолетового излучений. Циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные климатические условия, а через них на режим рек, растительный покров и на процесс рельефообразования.
2. Механизм управления природопользованием состоит из методов, функций и субъектов управления, т.е. организационной структуры (органов управления).
3. Рассчитать экономический ущерб от загрязнения атмосферы вредным веществом, выбрасываемым промышленным предприятием.
ЗАДАНИЕ № 1 Теоретические вопросы по основам экологии. Атмосфера. Ее состав и функции. Антропогенное загрязнение. Нормирование примесей в атмосфере 2
ЗАДАНИЕ № 2 Теоретические вопросы по экономике природопользования. Организация управления природопользованием и охраной окружающей среды. 10
ЗАДАНИЕ 3 Расчет экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха. Задача. 15
Литература 19
Основным
критерием установления
Для оценки качества
атмосферного воздуха
ПДКм.р –
основная характеристики
К началу 1999 года по
нормативам ПДК оценивалось
Если вещества
оказывают вредное влияние на
окружающую среду в меньших
концентрациях, чем на
Нормативы ПДК для атмосферного воздуха являются единичными для территории отдельно взятой страны, установленные в других странах ПДК могут отличаться. Установленные нормы в каждой стране регулиру-ются международными организациями по охране здоровья, окружающей среды и различными международными организациями.
Нарушение установленных норм преследуется законом, предусмат-ривающим определенное наказание. Такие законы существуют в каждой стране, поскольку установлено, что постоянное превышение допустимой концентрации хотя бы одного из нормируемых веществ приводит к повы-шению заболеваемости в 1,7 раз, а в некоторых возрастных группах – до трех раз. Загрязнение атмосферы оказывает также непосредственное влия-ние на сооружения и декоративные украшения, памятники, и.т.д. В соот-ветствии с нормативно-технической документацией нормирование качес-ва окружающей среды совершается с целью установления предельно до-пустимых норм влияния на окружающую среду, которое гарантирует эко-логическую безопасность и сохранение генетического фонда, обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов при условии стойкого развития хозяйственной деятельности.
Для каждого проектируемого и действующего объекта, являющегося стационарным источником загрязнения воздушного бассейна, устанавлива-ют нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих ве-ществ в атмосферный воздух. ПДВ устанавливают из условия, что выбро-сы вредных веществ от данного источника в совокупности с другими ис-точниками не создают приземную концентрацию, превышающую ПДК за пределами санитарно-защитной зоны.
Если на данном предприятии или группе предприятий, рассположен-ных в данном регионе, значение ПДВ по объективным причинам не могут быть немедленно достигнуты, устанавливают временно согласованный выброс (ВСВ). Норматив ВСВ устанавливают на период разработки и ор-ганизации воздухо-охранных мероприятий, обеспечивающих достижение нормативов ПДВ. Срок действия ПДВ устанавливается на 5 лет.
Для каждого
города на основании
ПДВ устанавливается
для каждого стационарного
По результатам расчета нормативов ПДВ для каждого стационарно-го источника выбросов устанавливается предельный выброс предприятий в целом. ПДВ устанавливают с учетом фоновых концентраций энергетичес-ки достоверной максимальной концентрации. Она является характеристи-кой загрязнения атмосферы и определяется как значение концентрации, которая превышается не более чем в 6% случаев от общего количества наблюдений. Фоновая концентрация характеризует суммарную концент-рацию, создаваемую всеми источниками, расположенными на данной территории.
Установлению
ПДВ для источника
Для предприятий
и источников, зоны влияния которых
целиком расположены в
Значение выбросов, используемых при расчетах, принимаются в качестве ПДВ.
Для получения информации про состояние воздушного бассейна создана сеть пунктов и станций контроля. Регулярно проводится инвентаризация выбросов – учет основных источников загрязнения атмосферы, количества и состава выбросов.
Многие загрязняющие вещества, содержащиеся в выбросах промышленных предприятий и других источников загрязнения, обладают сходным токсическим действием на живые организмы. Кроме того, ряд веществ может усиливать свою токсичность в присутствии других. Это явление называют эффектом суммации вредного вещества.
Суммация (аддитивное действие) – суммарный эффект действия смеси равен сумме эффектов входящих в смесь компонентов. Суммация характерна для веществ общенаправленного действия, когда вещества оказывают одинаковое воздействие на одни и те же системы организма (например, смеси углеводородов).
Для гигиенической
оценки воздушной среды при совместном
присутствии в воздухе
С1 / ПДК1 + С2 / ПДК2 +…+Сn / ПДКn ≤ 1 ,
где С1 , С 2, С n - концентрации каждого вещества в воздухе, обладающих эффектом суммации, мг/м3;
ПДК1 …ПДКn - соответствующие им предельно допустимые концентрации этих веществ, мг/м3.
Механизм управления природопользованием состоит из методов, функций и субъектов управления, т.е. организационной структуры (органов управления).
В зависимости от субъекта, выполняющего функции управления в сфере взаимодействия общества и природы выделяют следующие виды управления:
1. Общественное управление. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой – о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.
Значительную роль в организации контроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов выполняют общественные организации и объединения: Белорусское общество охраны природы, Белорусское общество охотников и рыболовов, Белорусское молодежное движение «Белая Русь», Белорусский социально-экологический союз, Белорусская экологическая партия «зеленых».
2. Производственное управление. Его содержание определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования какого-либо природного объекта. При этом наиболее специфическими функциями производственного управление являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, т.е. актами предприятия, с учетом его специфики.
3. Государственное управление – осуществляется тремя ветвями власти: законодательной, исполнительно и судебной. Каждая из них вы-полняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномочен-ные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.
Методы управления
– это способы воздействия
на поведение и деятельность управляемых
объектов с целью обеспечения
рационального
1. Административные (командно-распорядительные) – обеспечиваемые возможностью государственного принуждения.
Основными инструментами
административного
2. Экономические – создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования. Это использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся: рентные платежи; платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог); компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности; штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования; система налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др.
3. Социально-психологические – методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).
Управление
природопользованием предполага
• создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
• подзаконное нормотворчество;
• распоряжение (управление) природными ресурсами;
• экологическое планирование;
• экологическое нормирование;
• экологическая экспертиза;
• экологический контроль;
• экологическое лицензирование; экологический аудит;
• наблюдение за состоянием окружающей среды;
• оценка воздействия на окружающую среду;
• учет состояния и использования отдельных природных объектов;
• экологическое воспитание и образование;
• разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды;
• привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении экологического законодательства, и др.
Перечисленные функции управления могут осуществляться физическими и юридическими лица, а также государственными органами.
В соответствии с компетенцией происходит классификация органов управления природопользованием, воспроизводством, защитой и охраной окружающей среды. Они подразделяются на органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции.
Органы общей компетенции – наряду с управлением в области использования и охраны природных ресурсов – осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями народного хозяйства. К ним относятся Президент Республики Беларусь, Правительство, областные, городские, районные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.
Органы специальной компетенции. Их характерной чертой является то, что содержание их компетенции определяется в основном или исключительно возлагаемыми на них функциями управления природопользованием в отношении одного или нескольких природных объектов, воспроизводством, охраной и защитой одного или нескольких природных объектов. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии; Министерство лесного хозяйства.