Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 15:31, контрольная работа
Большой круговорот, продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания (в том числе растворимые в воде питательные вещества) сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаются на сушу с осадками. Геотектонические изменения, процессы опускания материков и поднятия морского дна, перемещения морей и океанов в течение длительного времени приводят к тому, что эти напластования возвращаются на сушу и процесс начинается вновь.
Загрязнение поверхностных
и подземных вод можно распределить на
такие типы:
механическое - повышение содержания механических
примесей, свойственное в основном поверхностным
видам загрязнений;
химическое - наличие в воде органических и неорганических веществ токсического и нетоксического действия;
бактериальное и биологическое - наличие в воде разнообразных патогенных микроорганизмов, грибов и мелких водорослей;
радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ в поверхностных или подземных водах;
тепловое- выпуск
в водоемы подогретых вод тепловых и атомных
ЭС.
Основными
источниками загрязнения и засорения
водоемов является недостаточно очищенные
сточные воды промышленных и коммунальных
предприятий, крупных животноводческих
комплексов, отходы производства при разработке
рудных ископаемых; воды шахт, рудников,
обработке и сплаве лесоматериалов; сбросы
водного и железнодорожного транспорта;
отходы первичной обработки льна, пестициды
и т.д. Загрязняющие вещества, попадая
в природные водоемы, приводят к качественным
изменениям воды, которые в основном проявляются
в изменении физических свойств воды,
в частности, появление неприятных запахов,
привкусов и т.д.); в изменении химического
состава воды, в частности, появление в
ней вредных веществ, в наличии плавающих
веществ на поверхности воды и откладывании
их на дне водоемов.
Истощение подземных и поверхностных вод.
Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение минимально допустимого стока (для поверхностных вод). И то и другое приводит к неблагоприятным экологическим последствиям, нарушает сложившиеся экологические связи в системе человек — биосфера.
Практически во всех крупных промышленных городах мира, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Донецке и других городах, где подземные воды длительное время эксплуатировались мощными водозаборами, возникли значительные депрессионные воронки (понижения) с радиусами до 20 км и более. Так, например, усиление водоотбора подземных вод в Москве привело к формированию огромной районной депрессии с глубиной до 70—80 м, а в отдельных районах города до 110 м и более. Все это, в конечном счете, приводит к значительному истощению подземных вод.
По данным Государственного водного кадастра, в 90-е годы в нашей стране в процессе работы водозаборов отбиралось свыше 125 млн. м3/сутки. В результате на значительных территориях резко изменились условия взаимосвязи подземных вод с другими компонентами природной среды, нарушилось функционирование наземных экосистем. Интенсивная эксплуатация подземных вод в районах водозаборов и мощный водоотлив из шахт, карьеров приводит к изменению взаимосвязи поверхностных и подземных вод, к значительному ущербу речному стоку, к прекращению деятельности тысячи родников, многих десятков ручьев и небольших рек. Кроме того, в связи со значительным снижением уровней подземных вод наблюдаются и другие негативные изменения экологической обстановки: осушаются заболоченные территории с большим видовым разнообразием растительности, иссушаются леса, гибнет влаголюбивая растительность — гигрофиты.
Так, например, на Айдосском водозаборе в Центральном Казахстане произошло понижение подземных вод, которое вызвало высыхание и отмирание растительности, а также резкое сокращение транспирационного расхода. Довольно быстро отмерли гидрофиты (ива, тростник, рогоз, чаевик), частично погибли даже растения с глубоко проникающей корневой системой (полынь, шиповник, жимолость татарская и др.); выросли тугайные заросли. Искусственное понижение уровня подземных вод, вызванное интенсивной откачкой, отразилось и на экологическом состоянии прилегающих к водозабору участках долины рек. Этот же антропогенный фактор может приводить к ускорению времени смены сукцессионного ряда, а также к выпадению отдельных его стадий.
Длительная интенсификация водозаборов в определенных геолого-гидрогеологических условиях может вызвать медленное оседание и деформации земной поверхности. Последнее негативно сказывается на состоянии экосистем, особенно прибрежных районов, где затапливаются пониженные участки, и нарушается нормальное функционирование естественных сообществ организмов и всей среды обитания человека.
Ко всему вышесказанному происходит истощение подземных вод. Истощению подземных вод способствует также длительный неконтролируемый самоизлив артезианских вод из скважин.
Истощение поверхностных вод проявляется в прогрессирующем снижении их минимально допустимого стока. На территории России поверхностный сток воды распределяется крайне неравномерно. Около 90% общего годового стока с территории России выносится в Северный Ледовитый и Тихий океаны, а на бассейны внутреннего стока (Каспийское и Азовское море), где проживает свыше 65% населения России, приходится менее 8% общего годового стока.
Именно в этих районах наблюдается истощение поверхностных водных ресурсов, и дефицит пресной воды продолжает расти. Связано это не только с неблагоприятными климатическими и гидрологическими условиями, но и с активизацией хозяйственной деятельности человека, которая приводит ко все более возрастающему загрязнению вод, снижению способности водоемов к самоочищению, истощению запасов подземных вод, а следовательно, к снижению родникового стока, подпитывающего водотоки и водоемы.
Не будем забывать об одной из главной экологической проблеме — восстановление водности и чистоты малых рек (длиной не более 100 км), наиболее уязвимого звена в речных экосистемах. Именно они оказались наиболее восприимчивыми к антропогенному воздействию. Непродуманное хозяйственное использование водных ресурсов и прилегающих земельных угодий вызвало их истощение (а нередко и исчезновение), обмеление и загрязнение.
В настоящее время состояние малых рек и озер, особенно на Европейской части России, в результате резко возросшей антропогенной нагрузки на них, катастрофическое. Сток малых рек снизился более чем наполовину, качество воды неудовлетворительное. Многие из них полностью прекратили свое существование.
К другим весьма значительным видам воздействия человека на гидросферу следует отнести: создание крупных водохранилищ, коренным образом преобразующих природную среду на прилегающих территориях, и изъятие на хозяйственные цели большого количества воды из впадающих в водоемы рек, что приводит к сокращению и усыханию многих внутренних водоемов (Аральское море, Мертвое море и др.).
Создание крупных водохранилищ, особенно равнинного типа, для аккумуляции и регулирования поверхностного стока приводит к разнонаправленным последствиям в окружающей природной среде.
Необходимо учитывать, что создание водохранилищ путем перегораживания русла водотоков плотинами чревато серьезными негативными последствиями для большинства гидробионтов. Из-за того, что многие нерестилища рыб оказываются отрезанными плотинами, резко ухудшается или прекращается естественное воспроизводство многих лососевых, осетровых и других проходных рыб.
К очень серьезным негативным экологическим последствиям приводит и изъятие на хозяйственные цели большого количества воды из впадающих в водоемы рек. Так, уровень некогда многоводного Аральского моря, начиная с 60-х гг., катастрофически понижается, в связи с недопустимо высоким перезабором воды из Амударьи и Сырдарьи. В результате объем Аральского моря сократился более чем наполовину, уровень моря снизился на 13 м, а соленость воды (минерализация) увеличилась в 2,5 раза.
Академик Б.Н. Ласкарин по поводу трагедии Аральского моря высказался следующим образом: «Мы остановились у самого края пропасти... Арал губили можно сказать целенаправленно. Существовала даже некая антинаучная гипотеза, по которой Арал считался ошибкой природы. Якобы он мешал осваивать водные ресурсы Сырдарьи и Амударьи (говорили, что, забирая их воду, Арал испаряет ее в воздух). Сторонники этой идеи не думали ни о рыбе, ни о том, что Арал — центр оазиса».
Осушенное дно Аральского моря становится сегодня крупнейшим источником пыли и солей. В дельте Амударьи и Сырдарьи на месте гибнущих тугайных лесов и тростниковых зарослей появляются бесплодные солончаки.
Трансформация фитоценозов на берегу Аральского моря и в дельтах Амударьи и Сырдарьи происходит на фоне высыхания озер, проток, болот и повсеместного снижения уровня грунтовых вод, обусловленного падением уровня моря. В целом перезабор воды из Амударьи и Сырдарьи и падение уровня моря вызвали такие экологические изменения приаральского ландшафта, которые могут быть охарактеризованы как опустынивание.
Для сохранения и восстановления Аральского моря, нормализации экологической, санитарно-гигиенической и социально-экономической ситуации в Приаралье необходимы совместные усилия государств Средней Азии и Казахстана по перестройке экономики этих стран (отказ от ориентации на чрезвычайно водоемкие сельскохозяйственные культуры, сокращение орошаемых площадей и т.д.), постоянная ориентация на экологически устойчивое развитие.
Эвтрофикация, повышение уровня первичной продукции водоема благодаря увеличению в них концентрации биогенных элементов, главным образом азота и фосфора. Интенсивное развитие растений приводит к накоплению органического вещества, которое, вследствие неполной минерализации, накапливается в водоёме. Переход водоёмов от олиготрофного состояния через мезотрофное к эвтрофному связан с накоплением в них донных отложений и уменьшением водной толщи, в которой при прежней скорости поступления биогенных элементов возрастает их концентрация. Различают естественное и антропогенное эфтрофирование водоема Естественная эвтрофикация водоема длится тысячелетиями, антропогенное наступает гораздо быстрее, особенно в водоёмах с замедленным стоком— озёрах, водохранилищах, прудах и внутренних морях (обычно в прибрежной зоне). Поступление биогенных элементов, особенно в континентальные водоёмы, происходит в результате смывания с полей удобрений, а также с промышленными и коммунальными стоками. Биогенные элементы поступают и с атмосферными осадками, из почв (в результате их эрозии, распашки, сведения лесов) и т. д. Основным эвтрофирующим элементом для морских водоёмов служит азот, для пресноводных — фосфор (иногда азот). Повышение до определенного уровня первичной продукции при эфтрофикации водоема создаёт основу для развития более богатой кормовой базы рыб и другим гидробионтов и способствует увеличению их численности; затем, однако, качество воды может ухудшиться: возникает её «цветение», зарастает прибрежная зона, уменьшаются прозрачность и содержание кислорода. Высокая степень эвтрофирования приводит к заморам рыб и другим гидробионтов. Эвтрофирование водоема обратимо. Наиболее радикальные меры борьбы с эвтрофированием водоема: преграждение доступа биогенных элементов в водоём и очистка стоков, агротехнические и лесохозяйственные мероприятия, уменьшающие вынос биогенных элементов с площади водосбора. Для увеличения содержания растворённого кислорода водоёмы аэрируют искусств, путём или удаляют бедные кислородом глубинные воды.
4. Основная задача контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель Органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные органы государственной власти по контролю за использованием и охраной земель, а также органы местного самоуправления. Общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляется общественными объединениями и общественными инспекторами, назначаемыми специально уполномоченными органами государственной власти по контролю за использованием и охраной земель из числа лиц, знающих земельное законодательство и имеющих опыт работы в области охраны окружающей природной среды. На предприятиях, в учреждениях и организациях проводится производственный контроль за использованием и охраной земель. Государственный контроль. В условиях рыночной экономики государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время такая деятельность не должна, как указано в ст. 36 Конституции Российской Федерации, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства. Должны также исполняться обязанности, предусмотренные в ст. 53 ЗК, а также указами Президента Российской Федерации, изданными в целях рационального использования и охраны земель. Во исполнение Указов Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г. и "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" от 16 декабря 1993 г. Правительство Российской Федерации постановлением от 23 декабря 1993 г. утвердило Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации. Это Положение является основным нормативным актом, подробно решающим вопросы земельного контроля. Определяя систему органов государственного контроля, Положение называет органы представительной и исполнительной властей, с одной стороны, и органы, специально уполномоченные выполнять функции государственного контроля, - с другой. К первым относятся палаты Федерального Собрания Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство Российской Федерации, органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местной администрации. Это государственные и местные органы общей компетенции. Они, решая общие вопросы земельной реформы Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов, городов и сел, а также другие важные проблемы социально-экономического развития соответствующей территории, выполняют вместе с тем и функции государственного контроля в области использования и охраны земель. В своей контрольной деятельности государственные органы общей компетенции опираются на систему органов, специально уполномоченных заниматься земельным контролем, которые им подотчетны.
Земельный кадастр, совокупность достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.
В СССР ведение З. к. Предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 (ст. 46). Государственный учёт земель ведётся по единой для всей страны системе; включает данные регистрации землепользовании, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки всех без исключения земель единого государственного земельного фонда. Эти данные необходимы для организации рационального использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, рационального размещения и специализации с.-х. производства, мелиорации земель и т.д., а также для проведения других народно-хозяйственных мероприятий, связанных с использованием земли. Порядок ведения кадастра, формы документации, периодичность уточнения и обновления данных устанавливаются Советом Министров СССР.
З. к. ведутся и в зарубежных социалистических странах. В большинстве европейских социалистических стран проведены большие работы по обновлению З. к., составленных до установления народной власти.
В большинстве буржуазных государств также ведутся З. к., данные которых широко используются при налоговом обложении землевладельцев, регистрации поземельных сделок, залога земель и т.д.
5.Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).
К национальным объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Этими объектами государства распоряжаются свободно, охраняют их и управляют ими на основании собственных законов.
Международные объекты охраны окружающей природной среды – это объекты, которые находятся в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, а также перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.
Кроме этого, на международный учет взяты и некоторые природные объекты, охраняемые государствами. К ним относятся:
1) природные объекты, представляющие уникальную ценность (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы;
2) исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу;