Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 22:25, реферат
Необходимость экологизации ландшафтного дизайна становится очевидной при рассмотрении состояния архитектурно-пространственной среды современного города, редко оцениваемого как благополучное. Преобладание критического отношения населения к среде составляет постоянный повод для поиска средств ее преобразования и совершенствования.
Общественные пространства в структуре жилой застройки предназначены для всех видов рекреационных занятий вне зависимости от места проживания людей, то есть являются доступными для жителей нескольких жилых групп. В составе таких пространств преобладают площадки для подвижных игр подростков, спортивных занятий различных возрастных групп, а также размещаются детские игровые комплексы в природном окружении.
Учитывая более интенсивный характер их использования и слабую контролируемость со стороны проживающих вокруг людей, а также исходя из соображений обеспечения устойчивости среды, целесообразно предусматривать повышенную антивандальную защищенность как самих игровых сооружений, так и покрытия поверхности земли. Использование набивных и дощатых покрытий, сочетаний бетонной и каменной плитки с разрывами в виде травяного заполнения наиболее отвечает динамичному характеру пребывания людей в таких пространствах и может обеспечить более продолжительную их эксплуатацию.
Многовариантность трактовки комбинаций из перечисленных материалов, в частности, разнообразие геометрического рисунка и конфигурации поверхностей, позволяет внести в облик среды акцентирующие элементы, не прибегая к объемным компонентам. Отказ от монотонного заполнения одинаковым материалом площадей большого размера составляет необходимый минимум в решении задач композиционного оформления открытых пространств общественного назначения.
В связи с преобладанием произвольного режима передвижения в этих пространствах, отражающегося на природных компонентах среды, в ландшафтном дизайне таких фрагментов жилой среды ограничено применение древесной растительности и кустарников за исключением их размещения по контурам площадок в качестве ветрозащиты. В то же время, учитывая достаточно большие размеры общественных пространств в интервалах жилой застройки, применение геопластики и невысоких экранов из кирпича и бетона, а также подпорных стенок, относится к наиболее эффективным приемам обработки поверхности земли, обеспечивающим как ее функциональное разграничение, так и зрительное расчленение на более масштабные фрагменты.
В числе актуальных вопросов повышения комфортности жилой среды особая роль принадлежит совершенствованию ландшафтной организации коммуникационных (транзитных) пространств. Проблема заключается в том, что современное состояние именно этих фрагментов среды отличается неудовлетворительным оборудованием, плохим содержанием и отсутствием какого-либо управления. Передвижение людей от большинства многоэтажных зданий к остановкам общественного транспорта или центрам обслуживания осуществляется по мало обустроенным пешеходным направлениям, в которых зачастую не только отсутствует положительная эстетика, но и постоянно ухудшается выполненное по "безадресному" проекту благоустройство. Можно ли с помощью ландшафтного дизайна как-либо повлиять на такое положение?
Этот
вопрос имеет несколько аспектов.
В частности, трудно говорить об эстетическом
совершенствовании жилой среды
без функционального и
Оформление
пространственных границ транзитных направлений
составляет один из эффективных путей
повышения устойчивости прилегающих
природных компонентов
Информативность
и символизм в трактовке
Не менее
выразительным с точки зрения
эмоционального воздействия является
использование в качестве знаков
места композиций из цветущих и контрастно
окрашенных деревьев. Их роль в организации
коммуникационного пространства определяется
в зависимости от сложившегося направления
преимущественного перемещения
пешеходов и характера
В интересах
сохранения целостности среды применение
приведенных приемов
Трансформация жилой среды во времени, в том числе развитие всех видов растительности, не должна отражаться на комфортности коммуникационных пространств. В связи с этим поддержание определенных размеров стриженого кустарника и почвопокровных растений является обязательным компонентом содержания и предупреждения их разрушения от неизбежного воздействия пешеходов.
Спектр
возможностей ландшафтного дизайна
достаточно широк, но по мере обращения
к определенной формализации в применении
природных материалов, в частности,
использованию их характерной геометрии,
неизбежно возникает
Для сохранения устойчивости среды достаточно важным является создание между жилыми образованиями и полосами транспортного движения буферных зон, назначение которых, кроме организации транзитного движения пешеходов к жилой среде, может включать размещение мест непродолжительной рекреации вблизи жилища. Находясь на границе транспортного пространства, такие участки требуют применения средств разграничения на поверхности земли и предполагают преимущественное использование газонов и другой растительности в целях поддержания экологического равновесия среды.
В дизайнерском решении мест отдыха в коммуникационном пространстве заключена одна из возможностей достижения образной выразительности среды, но с их оборудованием связано, в не меньшей степени, и представление о ее комфортности. Отсутствие таких мест с минимальным набором уличной мебели или их полуразрушенное состояние традиционно усиливают ощущение дискомфорта. Целям гуманизации жилых пространств может служить композиционно согласованное и масштабно выверенное размещение скамей современного дизайна с экранами из формованного кустарника, небольшими площадками для игр детей или цветочными фрагментами на поверхности земли. Любое передвижение в подобном пространстве не будет сопряжено с продолжительным поиском места отдыха, а смена графического рисунка покрытия земли, формы и колористики растительности во многом ответят человеческим потребностям в контакте с природным окружением.
Все более
полное осознание необходимости
перехода к цивилизованному решению
вопросов взаимодействия человека и
природы, формирования жизненного пространства
людей, означает, что новая жилая
среда не только не может оставаться
маловыразительной, но, что не менее
важно, должна превратиться в экологически
устойчивую за счет оптимального распределения
компонентов живой природы в
соответствии с изменившимися социальными
и функциональными
Движение к современному ландшафтному дизайну не относится к числу временных, модных в развитых странах. Оно - часть их национальной культуры, в которой отражается как уважение к каждому из живущих, так и постоянно развивающееся представление о совершенных приемах включения компонентов природы в повседневное окружение.
1.3. Проблемы транспорта при решение задач ландшафтной архитектуры жилой зоны
Ухудшение
среды жизнедеятельности
Экология
жилой среды стабильно
Ландшафт
селитебных территорий, относимый специалистами
к категории "агрессивных", подвержен
разрушению в основном за счет воздействия
транспортных средств и неорганизованного
передвижения людей. Экологическиориентированный
ландшафтный дизайн жилой среды
должен способствовать смягчению негативного
воздействия транспорта и гибкой
организации жизненных
Усилия по развитию ландшафтного дизайна селитебных территорий могут быть эффективными для повышения устойчивости среды в случае их сосредоточения на решении вопросов предотвращения стихийного паркирования автомобилей, оптимальной организации транзитных пешеходных направлений (внешние пространства жилых групп) и создания системы дифференцированных пространств для различных видов досуговой деятельности (внутренний контур застройки).
Ландшафтный
дизайн жилой среды неизменно
относится к одному из средств
совершенствования ее эстетики, обеспечения
выразительности и разнообразия
отдельных фрагментов застройки. Развитие
жилых образований в крупных
городах за последние десятилетия
внесло определенные коррективы в представления
о гармоничной среде
Идея
ландшафтной организации
Традиционная советская практика многоэтажного строительства, как правило, десятилетиями обходила вопросы организации автостоянок в жилой среде, что по мере роста числа автомобилей в крупном городе создало немало проблем с их размещением как для самих владельцев, так и для всех проживающих рядом людей. Понижение этажности новой застройки до трех – пяти этажей могло бы частично снять остроту этой проблемы, но без радикального изменения подхода к использованию ландшафтного дизайна в решении этого вопроса трудно ожидать качественного улучшения эстетического облика жилой среды.
И вопрос
заключается не в обеспечении
очередного нормативного количества озеленения,
а в рациональном с точки зрения
функции и в разнообразном
с позиций эстетики размещении компонентов
живой природы для создания изолированных
участков транспортного назначения
вне полос пешеходного
Учитывая, что развитие многих новых районов в городах осуществляется путем их реконструкции, накопленный зарубежный опыт представляется полезным именно с точки зрения оптимального использования открытых пространств жилых образований и их ландшафтной организации. Безусловно, полезен и опыт изменения преобладающей шкалы масштабов современной застройки с адекватным пересмотром подходов к ландшафтному дизайну ее фрагментов.
В современной зарубежной практике формирования жилой среды организация автостоянок с использованием ландшафтного дизайна относится к числу наиболее важных задач. Основным путем решения этой задачи становится интенсивное освоение открытых пространств во внешнем контуре жилой группы для создания системы разграниченных стоянок (чаще до 10 машиномест) индивидуального автотранспорта, включая гостевые стоянки.
Одна
из характерных особенностей ландшафтного
дизайна таких стоянок
Информация о работе Ландшафтный дизайн как средство повышения качеств жилой среды