Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:02, доклад

Краткое описание

Модели и моделирующая деятельность в педагогическом
процессе ознакомления с природой
Важное место в процессе ознакомления детей с природой
принадлежит моделям и моделирующей деятельности с
предметами.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Модели и моделирующая деятельность в педагогическом

процессе ознакомления с природой

Важное место в процессе ознакомления детей с природой

принадлежит моделям и  моделирующей деятельности с

предметами.

Психологи в своих работах  показали, что использование 

моделирования как средства формирования разнообразных знаний

и навыков оказывает положительное  влияние на интеллектуальное

развитие детей. Исследованиями Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.

В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова установлено, что с

помощью пространственных и  графических моделей относительно

легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность,

формируются перцептивные, интеллектуальные и практические

действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Л.А. Венгер

выдвинул предположение  о том, что психологическим содержанием 

формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных

способностей «являются  действия пространственного моделирования  –

построения и использования  наглядных образов, функционально 

эквивалентных реальным пространственным моделям» [118. – С. 6].

С этих позиций моделирование  используется в педагогике, в част-

ности при ознакомлении дошкольников с природой.

Многообразие природных  явлений, составляющих непосред-

ственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в

процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни диких

животных, изменчивость развивающихся  организмов, цикличность 

сезонных изменений в  природе, многочисленные и скрытые от

восприятия связи и  зависимости внутри природных сообществ  — все 

это создает объективные  трудности для познания явлений  природы 

детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых 

находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде

случаев вызывают необходимость  моделирования некоторых 

явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение

приобретают действующие  модели, которые вскрывают характер

функционирования объекта, показывали механизм его связи с

окружающими условиями.

Проанализируем педагогические исследования, в которых при-

менялось моделирование  природных объектов. Остановимся  сначала

на использовании иконических моделей (т.е. имеющих сходство с

натурой) как более доступных для восприятия и понимания детьми.

В наших предыдущих исследованиях, посвященных 

ознакомлению дошкольников с приспособленностью животных к

среде обитания, использовались модели отдельных животных..

Картонная модель бабочки  павлиньего глаза, сидящей на коре дерева,

имела подвижные крылья. Модель позволяла демонстрировать не

только особенности строения и поведения, но и приспособительную

связь со средой обитания, в  основе которой — маскировочная  и 

запугивающая окраска  и формы поведения (затаивание, интенсивная

демонстрация ярких пятен). Бумажная модель хищной птицы,

воспроизводящая ее полет и нападение, демонстрировала детям

приспособительные формы  защитного поведения некоторых 

животных (еж, черепаха и др.). .

Иной тип моделирования  природных объектов применялся в

исследованиях Н. И. Ветровой. Она ставила задачу расширить и уточ-

нить конкретные представления  о растениях у детей дошкольного 

возраста. С этой целью  их обучали приемам расчленяющей

абстракции с помощью  моделирования различных признаков  строения

растений. Н.И.Ветровой были разработаны модели-шкалы признаков 

цвета, величины, характера  поверхности и расположения, форм,

численности отдельных частей растения. Наблюдая за растениями,

дети самостоятельно составляли сенсорную модель — полоску,

отображающую его варьирующие признаки. В результате обучения

изменился характер наблюдения детей, появилась многоплановость  в

восприятии объектов. Дети научились характеризовать растения

одновременно по многим признакам. Моделирование данного типа

способствовало сенсорному развитию детей.

В различных исследованиях  кроме иконических использовались

абстрактные обобщающие модели, воспроизводящие характер

сцепления отдельных компонентов  комплекса «животное — среда».

Например, модель маскировки показала значение совпадения и несов-

падения окраски, наличия  или отсутствия движения для опознания 

плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель

определенного цвета. Эта  модель позволяет формировать у  детей 

обобщенное представление  о явлении маскировки как таковом. После 

демонстрации на модели трех-четырех  разных по форме и цвету 

фигур дети начинали понимать, что для маскировки любого предмета

(животного) важны два  признака: окраска, совпадающая с

окружающим фоном, и неподвижность. Таким образом, становилась 

очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия

ребенка связь между особенностями  строения и поведения 

конкретных животных и  свойствами среды их обитания.

Данный тип моделей  способствует умственному воспитанию

детей, так как наглядно демонстрирует закономерную связь 

природных объектов, связь  причинно-следственного характера; это 

помогает познать явление  в обобщенном виде, развивать не только

наглядно-образное, но и логическое мышление ребенка.

Как отмечалось ранее, при  ознакомлении дошкольников с живой

природой важное значение имеют закономерно протекающие

изменения: рост и развитие живых существ, сезонные изменения  в

природе и др. Особую роль в познании природных изменений  играет

сопоставление, которое выявляет устойчивые и меняющиеся признаки

объектов. Исследования показывают, что сопоставление различных

состояний меняющегося объекта  или явлений, разделенных большими

промежутками времени, требует  развитого образного мышления.

Такое сопоставление становится доступным детям дошкольного

возраста лишь при специальной  организации обучения — создании

графических моделей, отражающих эти процессы.

Графическое моделирование  неоднократно использовалось в

психологических исследованиях, проводимых под руководством Л.А.

Венгера, с целью формирования у дошкольников модельных

представлений о пространственном расположении предметов 

(Т.В.Лаврентьева), о конструируемых и изображаемых в рисовании

объектах (Л. Л. Серхио, В. В. Холмовская, Л. И. Цеханская). Общим в

этих исследованиях является моделируемое содержание – отдельные

предметы или группы предметов (в одних случаях объединенные на

основе существенного  сходства в обобщенные категории; в  других —

взаимосвязанные пространственным расположением).

Исследованиями установлено, что графическое моделирование 

оказывает положительное  влияние на развитие продуктивной и

интеллектуальной деятельности дошкольников.

Но можно использовать иной, пространственно-временной тип 

графического моделирования. Универсальным средством в данном

случае может стать  серия графических изображений  объекта на разных

этапах его преобразования. Такая серия, составленная с учетом

временных изменений объекта, адекватно отражающего скорость

изменения объекта, дает наглядное  представление о характере и 

последовательности преобразований предмета или явления. По этому 

принципу разработаны  различные типы графических моделей  для

фиксации состояний меняющихся природных объектов (в 

педагогической интерпретации  их называют календарями наблюдений

за явлениями природы).

В качестве примера рассмотрим календари наблюдений за птицами 

во время зимней подкормки, проводимых в разных возрастных группах.

Календарь для младших  дошкольников, а также верхняя  часть 

календаря для старшей  группы заполняются карточками с

изображениями птиц, прилетающих  к кормушке. Фиксация наблюде-

ний таким способом производится каждый день. Нижняя часть

календаря старшей группы и календарь подготовительной группы

заполняются иначе: ежедневно  в соответствующих графах проставляются 

цветные галочки (символическое  изображение птиц).

Календари различаются не только по способу фиксации

наблюдений, но и по содержанию. Объем моделируемого содержания

для старших дошкольников значительно больше: учитываются  время 

(за единицу которого взята неделя, разделенная на дни), а также

некоторые особенности поведения  птиц у кормушки. В календаре 

подготовительной группы может быть зафиксирована погода,

перечислены корма, что в  комплексе составляет внешние условия, на

фоне которых происходят наблюдения за птицами.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для 

младших — единственным) является состав птиц. Внесение данных в

календарь 1 раз в 2 недели в разгар зимней подкормки в

младшей – старшей группах  позволяет детям хорошо познакомиться  с

многообразием. зимующих птиц. Троекратное внесение данных в

календарь (в конце осени, зимой, в начале весны) в подготовительной

группе дает возможность  проследить с детьми динамику изменения 

состава птиц, связанную с осенне-весенними миграциями.

Как ведение календаря  влияет на умственное воспитание детей? В 

результате регулярных наблюдений младшие дошкольники

получают первые впечатления  о видовом различии птиц. Работа с

календарем создает для  этого дополнительные возможности. Дети

вместе с воспитателем находят карточки с изображением пернатых,

прилетавших к кормушке, и  сравнивают их с образами птиц,

за которыми наблюдали. Ежедневное повторение этой процедуры в течение 2 недель способствует формированию у  детей отчетливых

представлений, соответствующих  словесным характеристикам 

(названия птиц, определение  их величины, окраски и пр.).

Старшие дошкольники, работая  с календарем, расширяют свои

представления не только о  многообразии увиденных птиц, но и  об

особенностях их поведения (где кормились, чего боялись, проявляли 

свою агрессию или нет  и пр.). Развивается способность  детей к

наглядно-схематическому мышлению, способность абстрагироваться,

поскольку календарь заполняют  значками-символами.

Особое значение приобретает  работа с календарем в старшей

группе. В течение 2 недель дети отбирают карточки с изображением

наблюдаемых на участке птиц, расставляют их по соответствующим

графам, а затем изображают символически — цветными галочками.

Календарь, соединяя в себе иконический и символический способы

фиксации наблюдений, служит наглядно-практическим средством 

перевода детей от наглядно-образной к наглядно-схематической

форме мышления. Одновременно дети обучаются умению

поступенчато соотносить образы и объекты: представления о живых

птицах соотносятся с  их изображением в рисунках, которые, в свою

очередь, соотносятся с  символическим обозначением. На

заключительном этапе (беседа по подведению итогов наблюдений)

дети соотносят образы и объекты в обратном порядке: по значкам-

символам репродуцируются  представления о живых птицах и их

реальном поведении. Таким образом, использование календарей

данного типа (графических  моделей) в практике детских садов  —

важное средство умственного  воспитания детей разных возрастных

групп.

При ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями 

природы успешно применяется  графическая модель «календаръ-

ширма», в которой регулярно  фиксируется состояние природы. В 

течение одной (например, второй или третьей) недели каждого 

месяца дети наблюдают  за погодой, растительным и животным

миром. Ежедневно разным цветом они закрашивают клетки,

обозначающие дни недели, значками-символами заполняют графу 

«погода», один раз в конце  недели цветным рисунком заполняют 

графу «живая природа». На рисунке  изображают травянистую и

древесную растительность, покров земли, замеченных во время

наблюдений животных (птиц, насекомых и пр.). Изображение  одной 

и той же местности в  разные периоды сезона, регулярная фиксация

погоды позволяют отразить в календаре закономерность

последовательных изменений  в природе. Это важно для переходных

сезонов (осень, весна), когда  непостоянство явлений, большая 

протяженность изменений  во времени создают объективные

трудности для познания детьми. Использование в обучении

дошкольников календаря-модели, в котором зафиксированы

основные состояния меняющейся природы, помогает преодолевать

эти трудности.

В графической модели может  быть зафиксирован и другой тип 

закономерных изменений  в природе — рост и развитие живых 

существ. Такой моделью  является календарь-ширма, отражающий

пространственно-временные  параметры роста и развития огород-

ной культуры — редиса. Одноразовые  еженедельные наблюдения

с последующей фиксацией  в виде цветного рисунка создают 

картину последовательных изменений  подземной и надземной

частей растения. Одновременная  фиксация сезонных изменений и 

необходимых сельскохозяйственных работ дает представление 

Информация о работе Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников