В административных районах, городах
накапливаются первичные данные локального
мониторинга, характеризующие состояние
всего земельного фонда, землевладений
и землепользовании, отдельных полей,
участков, контуров угодий, элементов
инфраструктуры. В республиках в составе
РФ, автономных областях, автономных округах,
краях и областях формируются сводные
данные по входящим в их состав административным
районам, городам, а также по отдельным
ландшафтно-экологическим объектам регионального
характера. На уровне Российской Федерации
формируются сводные данные по республикам
в составе Федерации, автономным областям
и автономным округам, областям, краям,
а также по ландшафтно-экологическим объектам
зонального характера.
Сформированные базы и банки мониторинга
земель могут быть использованы органами
государственного и муниципального управления;
Федеральным агенством кадастра и объектов
недвижимости, а также его органами на
местах; предприятиями, организациями
и учреждениями других ведомств, деятельность
которых связана с использованием земель;
отдельными гражданами; международными
и зарубежными органами и организациями
в области охраны окружающей среды, природопользования
и землепользования.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
Россия располагает огромными
земельными ресурсами, являющимися национальным
богатством страны, однако используются
они крайне неэффективно. Во многих регионах
уровень негативного воздействия на земли
достиг критического значения. Реальна
угроза полного истощения и загрязнения
земель, играющих роль важнейшего средства
производства.
Особое место в системе наблюдений
за состоянием и использованием земель
должно быть отведено получению достоверной
и своевременной информации об их качестве
посредством применения современных технологий
и методов дистанционного зондирования,
позволяющей обеспечить тематическое
картографирование изменений качества
земель, своевременно производить анализ,
оценку и прогноз проявления основных
негативных процессов на землях, разрабатывать
и принимать меры по их предотвращению
и устранению, систематически вести государственный
мониторинг земель для получения необходимых
данных, включаемых в государственный
земельный кадастр, получать объективную
характеристику земельного фонда страны,
вести государственную оценку земель,
определять земельные платежи с учетом
состояния качества земель и решать другие
задачи, обеспечивающие государственную
безопасность страны.
Наличие полной и достоверной
информации — важнейший фактор при принятии
любых управленческих решений. Помимо
ведущей роли в государственном управлении
земельными ресурсами информация о состоянии
и использовании (в том числе об истории
использования) земель необходима для
информационного обеспечения рынка земель,
а также для целей государственного земельного
кадастра при определении кадастровой
стоимости. Недостаток информации о свойствах
земли как приобретаемого товара, качественная
характеристика которого является определяющей,
приведет к неоправданному занижению
(либо завышению) стоимости земельных
участков, создаст многочисленные прецеденты
для возникновения судебных споров в соответствии
с существующим земельным и экологическим
законодательством.
Следует особо отметить актуальность
рассмотрения проблем национальной безопасности,
относящихся к состоянию и использованию
земель России.
Система мониторинга предполагает
работу с большими массивами разнообразной
информации, включающими различные данные:
по структуре региона, гидрометеорологических
измерений, о концентрациях вредных веществ
в окружающей среде; по итогам картографирования
и аэрокосмического зондирования, о результатах
биологических исследований и др.
Программой определены следующие
цели и задачи:
Стратегическая цель: Обеспечение
рационального и эффективного использования
земель в Российской Федерации
Первая задача. Совершенствование
государственного регулирования землеустройства
в Российской Федерации.
Задача 2. Совершенствование
системы государственного мониторинга
земель. Срок реализации программы: 2002-2008
В рамках указанной Федеральной
целевой программы в регионах должны быть
разработаны и реализованы региональные
программы совершенствования государственного
мониторинга земель и регулирования землеустройства
для:
- своевременного выявления
изменений состояния земель, оценки этих
изменений, прогноза и выработки рекомендаций
о предупреждении развития негативных
процессов и об устранении их последствий;
обеспечения оборота земель,
рационального использования земель и
их охраны;
- информационного обеспечения
заинтересованных лиц и органов власти
информацией о состоянии и использовании
земель.
Выполнение данной задачи характеризуется
следующими показателями:
- фактическое выполнение запланированных
объемов работ по изучению состояния и
использования земель в процентах к плану;
- увеличение общей площади
изученности состояния земель (в процентах
к базовому году).