Мониторинг состояния атмосферного воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

Цель: Изучить методы организации состояния мониторинга атмосферы
Задачи:
- Изучить общие сведения о мониторинге состояния атмосферного воздуха
- Проанализировать принципы организации мониторинга атмосферы
- Изучить способы сбора и обработки данных о загрязнение атмосферного воздуха в системе экологического мониторинга

Содержание

Введени…………………………………………………………………………...стр.3
Цели и задачи данной работы…………………………………………………...стр 4
1. Общие сведения о мониторинге атмосферного воздуха…………………………….………………………………………...……стр.4
2. Организация мониторинга атмосферы……………………………….…..….стр.5
2.1 Источники загрязнения атмосферного воздуха………………………..…..стр.8
2.2. Критерии санитарно-гигиенической оценки состояния воздуха…...……стр.8
2.3 Организация наблюдений и контроля загрязнения атмосферного воздуха…………………………………………………………………………..стр. 11
2.4 Посты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха……….…...стр.19
2.5 Автоматизированная система наблюдений и контроля окружающей среды……………………………………………………………………………..стр.21
2.6 Отбор проб атмосферного воздуха для анализа…………………………..стр.23
3 Сбор и обработка данных о загрязнении атмосферного воздуха………….стр.25
3.1 Математическое моделирование процессов рассеяния вредных веществ в атмосферном воздухе……………………………………………………...……стр.25
3.2 Прогноз загрязнения атмосферы…………………………………………..стр.27
Заключение……………………………………………...………………………стр.31
Список литературы……….……………………………………………………стр. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат мониторинг состояния атмосферного воздуха.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

по дисциплине: «Экологический мониторинг»

на тему: «Мониторинг состояния атмосферного воздуха»

 

 

Выполнил студент

очной формы обучения

специальности Природопользование

4 курса 1 группы                                                              

 

 

Преподаватель

к.э.н., доцент                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г.

Содержание

 

Введени…………………………………………………………………………...стр.3

Цели и задачи данной работы…………………………………………………...стр 4

1. Общие сведения о мониторинге атмосферного воздуха…………………………….………………………………………...……стр.4

2. Организация мониторинга атмосферы……………………………….…..….стр.5

2.1 Источники загрязнения атмосферного воздуха………………………..…..стр.8

2.2. Критерии санитарно-гигиенической оценки состояния воздуха…...……стр.8

2.3 Организация наблюдений и контроля загрязнения атмосферного воздуха…………………………………………………………………………..стр. 11

2.4 Посты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха……….…...стр.19

2.5 Автоматизированная система наблюдений и контроля окружающей среды……………………………………………………………………………..стр.21

2.6 Отбор проб атмосферного воздуха для анализа…………………………..стр.23

3 Сбор и обработка данных о загрязнении атмосферного воздуха………….стр.25

3.1 Математическое моделирование процессов рассеяния вредных веществ в атмосферном воздухе……………………………………………………...……стр.25

3.2 Прогноз загрязнения атмосферы…………………………………………..стр.27

Заключение……………………………………………...………………………стр.31

Список литературы……….……………………………………………………стр. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интенсивное воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Такой анализ в настоящее время осуществляется в рамках природопользования. Главная задача природопользования как научного направления - поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Рациональное природопользование предполагает управление природными процессами, т.е. запрограммированное воздействие на природные объекты с целью получения определенного хозяйственного эффекта.

Чтобы управление было достаточно эффективным, необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их изменении в результате антропогенного воздействия, предвидеть последствия вмешательства человека в ход естественных процессов.

Управление природными процессами должно опираться на надежную и достоверную информацию о прошлых, настоящих и будущих состояниях природных и природно-антропогенных систем.

За последнее десятилетие накоплен большой материал по изменению природы. Однако он не содержит данных о динамике развития процессов. В связи с этим встал вопрос об организации специальных наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее антропогенными изменениями с целью их оценки, прогнозирования и своевременного предупреждения о возможных неблагоприятных последствиях, т.е. о введении постоянной действующей службы наблюдения мониторинга.

 

 

 

 

Цели и задачи данной работы:

Цель: Изучить методы организации состояния мониторинга атмосферы

Задачи:

- Изучить общие сведения о  мониторинге состояния атмосферного  воздуха

- Проанализировать принципы организации мониторинга атмосферы

- Изучить способы сбора и  обработки данных о загрязнение  атмосферного воздуха в системе экологического мониторинга

 

 

 

 

1. Общие сведения о мониторинге атмосферного воздуха

Мониторинг атмосферного воздуха - это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и источниками его загрязнения, а также оценка и прогноз основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов.

        В нашем государстве система наблюдений за атмосферным воздухом ведется на основании следующих принципов:

- согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;

- совместимости технического и  программного обеспечения;

- достоверности и сопоставимости  данных мониторинга окружающей  среды;

- согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной экологической информации о состоянии экологических систем;

       Проведение мониторинга атмосферного воздуха было начато в 1980 г. Именно в этот год на основании приказа Государственного комитета по гидрометеорологии от 20 октября 1980 г. № 181 было организован Центр по изучению и контролю загрязнения природной среды. В это время началось изучение атмосферного воздуха на государственном уровне.

      С момента начала существования самостоятельной страны и до нынешнего времени было выделено 3 этапа развития мониторинга атмосферного воздуха:

 

1. 1991-2001 гг - Период формирования  национальной системы мониторинга  окружающей среды и развития  в ней непосредственного мониторинга атмосферного воздуха. С 1991 г. Центр по изучению и контролю загрязнения природной среды функционирует как Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга природной среды. В 1992 году издаётся Закон об охране окружающей среду, на основании которого формируются механизмы национального мониторинга атмосферного воздуха.

 

2. 2001 - 2008 гг. - указом Президента  Республики Беларусь 24 сентября 2001 г. № 516 "О совершенствовании системы  республиканских органов государственного  управления и иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь" государственное регулирование в области гидрометеорологии возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Приказом Минприроды 27 декабря 2001 г. № 347 переименован в Государственное учреждение "Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды". В рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь ГУ РЦРКМ осуществляет наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, атмосферных осадков и снежного покрова в целях определения антропогенной нагрузки на указанные объекты окружающей среды за счет выбросов загрязняющих веществ и их трансграничного переноса.

       В этот период выходит в свет один из основных документов, на котором базируется национальная система мониторинга Беларуси - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482 «Об утверждении положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов».

 

3. 2008 и по настоящие дни - закон  Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха». Данный правовой акт регулирует деятельность структур, изучающих атмосферный воздух и увеличивает контроль за данным природным объектом, что ставит работу, связанную с охраной атмосферного воздуха, в приоритетное направление развития государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация мониторинга атмосферы.

2.1. Источники загрязнения атмосферного воздуха

Сброс загрязняющих веществ может осуществляться в различные среды: атмосферу, воду, почву. Выбросы в атмосферу являются основными источниками последующего загрязнения вод и почв в региональном масштабе, а в ряде случаев и в глобальном.

Промышленные источники загрязнения атмосферного воздуха подразделяются на источники выделения и источники выбросов. К первым относятся технологические устройства (аппараты установки и т.п.), в процессе эксплуатации которых выделяются примеси. Ко вторым - трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари и другие устройства, с помощью которых примесь поступает в атмосферу.

Промышленные выбросы подразделяются на организованные и неорганизованные. Организованный промышленный выброс поступает в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы, что позволяет применять для очистки от загрязняющих веществ соответствующие установки. Неорганизованный промышленный выброс поступает в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушений герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу газа в местах загрузки, выгрузки или хранения продукта. Неорганизованные выбросы характерны для очистных сооружений, хвостохранилищ, золоотвалов, участков погрузочно-разгрузочных работ, сливно-наливных эстакад, резервуаров и других объектов.

К основным источникам промышленного загрязнения атмосферного воздуха относятся предприятия энергетики, металлургии, стройматериалов, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, производства удобрений.

2.2. Критерии санитарно-гигиенической оценки состояния воздуха.

Вещества, находящиеся в атмосферном воздухе, попадают в организм человека главным образом через органы дыхания. Вдыхаемый загрязненный воздух через трахею и бронхи попадает в альвеолы легких, откуда примеси поступают в кровь и лимфу.

В нашей стране проводятся работы по гигиенической регламентации (нормированию) допустимого уровня содержания примесей в атмосферном воздухе. Обоснованию гигиенических нормативов предшествуют многоплановые комплексные исследования на лабораторных животных, а в случае оценки ольфакторных реакций организма на действия загрязняющих веществ и на добровольцах. При таких исследованиях используются самые современные методы, разработанные в биологии и медицине.

В настоящее время определены предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе более чем 500 веществ.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) - это максимальная концентрация примеси в атмосферном воздухе, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает и не окажет на него вредного влияния (включая отдаленные последствия) и на окружающую среду в целом.

Гигиенические нормативы должны обеспечивать физиологический оптимум для жизни человека, и, в связи с этим, к качеству атмосферного воздуха у нас в стране предъявляются высокие требования. В связи с тем, что кратковременные воздействия не обнаруживаемых по запаху вредных веществ могут вызвать функциональные изменения в коре головного мозга и в зрительном анализаторе, были введены значения максимальных разовых предельно допустимых концентраций (ПДКмр.) С учетом вероятности длительного воздействия вредных веществ на организм человека были введены значения среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДКсс).

Таким образом, для каждого вещества установлено два норматива: Максимально разовая предельно допустимая концентрация (ПДКмр) (осредненная за 20-30 мин) с целью предупреждения рефлекторных реакций у человека и среднесуточная предельно допустимая концентрация  (ПДКсс) с целью предупреждения общетоксического, мутагенного, канцерогенного и другого действия при неограниченно длительном дыхании.

Значения ПДКмр и ПДКсс для наиболее часто встречающихся в атмосферном воздухе примесей приведены в таблице 2.1. В правой крайней графе таблицы приведены классы опасности веществ: 1-чрезвычайноопасные, 2-высокоопасные, 3- умеренноопасные и 4 - малоопасные. Эти классы разработаны для условий непрерывного вдыхания веществ без изменения их концентрации во времени. В реальных условиях возможны значительные увеличения концентраций примесей, которые могут привести в короткий интервал времени к резкому ухудшению состояния человека.

Таблица 2.1

Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест

Вещество

ПДК, мг/м3

Класс опасности вещества

максимальная разовая

средняя суточная

Азота диоксид

0,085

0,04

2

Серы диоксид

0,5

0,05

3

Углерода оксид

5,0

3,0

4

Пыль (взвешенные вещества)

0,5

0,15

3

Аммиак

0,2

0,04

4

Кислота серная

0,3

0,1

2

Фенол

0,01

0,003

2

Ртуть металлическая

-

0,0003

1

Информация о работе Мониторинг состояния атмосферного воздуха