Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе наблюдений у детей складываются правильные представления о многих предметах и явлениях окружающего мира. Осмысление ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует его речь, память, внимание, закладывает надёжную основу для формирования начатков материалистического миропонимания. Логическое познание неразрывно связано с чувственным, поэтому в процессе восприятия изучаемых объектов и явлений наблюдение приобретает исключительное значение, оно позволяет формировать ощущения.

Содержание

Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная природа.docx

— 60.63 Кб (Скачать файл)

Он предлагает рассмотреть животное (цвет шерсти, глаза, ноги, пальцы), послушать», как морская свинка грызет свеклу, погладить ее. Воспитатель задает вопросы, поясняет все, что интересует детей, вызывает желание наблюдать, за животным.

 

 

Цель. Познакомить детей с внешним видом и особенностями поведения кролика (зверек с белой или серой пушистой, мягкой шерстью, длинными ушами; глаза большие, красные; зубы острые; хвост короткий; задние ноги длиннее передних; передвигается прыжками; грызет овощи, ветки). Дать знания о способах ухода за животным (кормить два раза в день, чистить клетку).

Подвести к пониманию, что кролик — домашнее животное: живет возле людей, человек за ним ухаживает; из кроличьего пуха вяжут теплые шарфики, шапки, варежки.

Учить детей наблюдать за животным, пользоваться словами, обозначающими признаки и действия животного. Развивать дальнейший интерес и заботливое отношение к животным.

Организация занятия. Детей посадить полукругом. Приготовить корм для кролика: капусту, морковь, свеклу, ветки осины. Огородить пространство, чтобы дать возможность кролику передвигаться.

Ход занятия. Загадать детям загадку о кролике или предложить посмотреть, что лежит на подносе: для кого приготовлено угощение? Как догадались? Внести кролика. Дать ему возможность подвигаться. Спросить детей: что делает кролик?

Взять кролика на руки или посадить в мелкую корзинку. Предложить ребятам погладить животное и сказать, какая у него шерстка. Пока дети гладят кролика, спросить каждого: кого гладишь? Какая шерстка у кролика?

Снова выпустить животное на пол. Предложить детям посмотреть, что будет делать кролик, если кто-то из них хлопнет в ладоши. Спросить: что сделал кролик? Какие у него уши? Предложить воспитанникам покормить животное: разложить корм на некотором расстоянии (1 —1,5 м). Спросить: что делает кролик? Как он ест? Какие у него зубы? Что он больше всего любит?

Поместить животное в корзинку и прикрыть. Показать детям пуховую шапочку, шарфик, варежки. Дать потрогать вещи. Объяснить, что они сделаны из пуха кролика.

Спросить, знают ли дети, где живут кролики, кто за ними ухаживает. Если они не знают, рассказать об этом. Можно использовать картину «Крольчатник».

В конце занятия спросить, как дети будут ухаживать за кроликом.

2. Примерный конспект  занятия на тему: «Ознакомление  детей с комнатными растениями (средняя группа).

 

Программное содержание: Воспитатель продолжает обучать детей описывать растения. Учит описанию по плану. Закрепить знания детей о растениях. Познакомить детей с новыми растениями. Объяснить название растения.

Подготовка к занятию: Воспитатель отбирает растения для рассматривания, одни ставит на стол, другие на окна.

Ход занятия: Дети сидят. Воспитатель просит их ответить на вопросы: «Что стоит на моём столе? Как называются эти комнатные растения? Какова их величина? Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки? Какие они и сколько их? Далее рассматривают растение. «Дети, посмотрите на это новое растение. Оно называется огонёк. Вы видите, сколько у него много маленьких красных цветочков. И поэтому его называют «огонёк». Расскажите о нём так же, как вы рассказывали о других растениях (дети описывают его). «А теперь сравним огонёк и дружную семейку. Похожи они? Чем не похожи? В конце занятия воспитатель даёт оценку работы, дети ставят небольшие растения на свои места.

 

 «Наблюдение за рыбкой»

Программный материал: первоначальные представления о рыбе: плавает в воде, хватает корм ртом.

Оборудование: аквариум с рыбкой, таз с водой комнатной температуры, сухой корм, сачок, кормушка.

Ход занятия.

Воспитатель: - Дети посмотрите, какая у нас красивая рыбка. Я поймаю рыбку сачком, пересажу её в таз с водой, и мы посмотрим, как рыбка плавает в воде. (Пускает рыбку в таз с водой). Вот поплыла рыбка к Тимуру, а теперь к Тане, к Машеньке. К кому теперь поплыла рыбка? Что делает рыбка в воде с хвостом? Покажите рукой, как она делает хвостиком, когда плавает.

Теперь пересадим рыбку опять в аквариум и покормим её. (Воспитатель бросает корм в кормушку). Дети посмотрите, у рыбки есть рот. Вот она ловит ртом корм. Съела корм. Опять плывёт. Вот она увидела и съела корм. Дети все видели, как плывёт рыбка и ест корм. Теперь пойдём гулять, а завтра опять будем кормить рыбок.

Основным приёмом воспитателя на этом занятии является показ с такими пояснениями, которые приближают объект к детям («Поплыла рыбка к Тимуру, а теперь к Тане» и т.д.). Это повышает интерес у детей к наблюдениям. То же самое значение имеет и пересадка рыб из аквариума в таз, а затем обратно в аквариум. Игровой приём подражания руками и движениями рыбке – заставляет детей ещё раз понаблюдать за ней.

Пользуясь подобными приёмами можно наблюдать с детьми на занятиях с другими животными.

 

 «Наблюдение над  кошкой во второй младшей группе»

 

Программный материал: внешний вид кошки, как ест, как играет.

Словарь: мяукает, шерсть густая, мягкая, мурлычет, лапы, усы.

Ход занятия: воспитатель приносит в группу кошку.

- Это кошка, - говорит воспитатель.

- Посмотрите дети, какая она  красивая: вся серая, с чёрными  полосами. Её можно погладить, она  не укусит. (Гладит кошку). У неё  густая и мягкая шерсть. А посмотрите, какие у неё на мордочке  большие усы.

Воспитатель постепенно обращает внимание детей на особенности внешнего вида кошки. Дети отмечают, что у неё есть голова, уши, глаза, нос, рот. Потом разглядывают её ноги, лапы, хвост. Воспитатель называет отдельные части тела животного. Когда дети уже достаточно ознакомились с внешним видом животного, воспитатель даёт ей молоко. Увидев блюдце с молоком, кошка начинает мяукать. Ребята радостно отмечают, что она просит молоко. Внимание детей обращает на то, как кошка лакает молоко своим длинным языком, и отправляет его в рот. Когда животное закончит есть, воспитатель опять гладит и ласкает его. Сытая кошка начинает мурлыкать.

- Это она поёт, - говорят дети.

- Это она мурлычет, уточняет  воспитатель.

На следующем занятии воспитатель кормит кошку мясом. После этого он показывает детям, как кошка играет с бумажкой и пустой катушкой. Дети наблюдают движения у кошки, как она затаивается, как прыгает, как хватает лапами и зубами бумажку. Ознакомление детей этого возраста с дикими и домашними животными можно осуществить посредством различных игрушек.

 

Наблюдение над кроликом (старшая группа)

 

Программный материал: Внешний вид кролика, особенности движений.

Оборудование: кролик, небольшая клеёнка.

Ход занятия: 1) Дети показывают руками, какой величины кролик, сравнивают его с величиной кошки или собаки. 2) Отвечают на вопросы: Какая у кролика мордочка? Какие глаза, уши, хвост, ноги? 3) Обращают внимание на различие в длине передних и задних ног, наблюдают за движением зверька и объясняют, почему он прыгает, а не ходит. 5) Гладят кролика и определяют у него шерсть.

 

Примеры экскурсии в уголках природы для младшей группы

 Примерный конспект  занятия на тему: «Наблюдение  за птичкой».

 

Программное содержание: Закрепить название птицы, знание характерных признаков внешнего вида. Воспитывать интерес и бережливое отношение к птицам. Закрепить знание слов – клюв, клюёт, крылья.

Подготовка к занятию: Воспитатель расставляет стульчики кругом, в середине ставит стол. Приготовить корм для птички.

Ход занятия: Чтобы привлечь внимание детей, воспитатель начинает занятие с сюрпризного момента, вносит клетку, закрытую салфеткой и предлагает детям угадать, кто там может быть. Затем снимает салфетку и спрашивает: «Кто это? (птичка), Что у птички есть? (глаза, клюв, крылья). Какого она цвета? (рассмотреть особенности внешнего вида); Что птичка делает в клетке? (летает, машет крыльями, сидит на палочке). Дети давайте покормим птичку. Она ест зёрнышки. Что птичка делает? Как она ест? (она клюёт зёрнышки клювом). Вот какая красивая у нас птичка. Она будет жить у нас в группе, мы за ней будем ухаживать. Воспитатель клетку с птичкой ставит на полочку, а дети тихонько походят к ней. Так заканчивается занятие с малышами по ознакомлению с птицей.

 

3. Примерный конспект  экскурсии в парк (старшая группа)

 

Программный материал: Осень. Пожелтение и опадение листьев. Красота деревьев в осеннем наряде.

Ход экскурсии: Перед выходом на экскурсию воспитатель говорит детям: «Сегодня хорошая погода, и мы пойдём в парк, посмотреть какими стали деревья осенью». Придя на намеченное место, надо обратить внимание на красоту деревьев с разноцветными листьями. «Посмотрите дети, как красиво блестят на солнце листья дуба. Скажите, какого они цвета? А какого цвета они были летом?

Понаблюдать с детьми листопад, обратить внимание на большое количество опавших листьев. Воспитатель предлагает детям побегать по дорожкам и послушать, как шуршат листья. Закончить экскурсию следует сбором листьев.

 


Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой