Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:01, реферат
В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.
В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изменяет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная личность.
1. Введение: НЕНАСИЛИЕ КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЯ
К ПРИРОДЕ И КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП
2. ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА
И ПРИРОДЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ.
3. Джайнизм.
4. Буддизм.
5. Индуизм.
6. Даосизм.
7. Ислам.
8. Христианство.
9. ЛИТЕРАТУРА
Что касается окружающей социальной среды, то человеку буддизм предписывает относиться к ней с любовью и милосердием, в то же время особая, исключительная привязанность к кому-либо решительно осуждается. С другой стороны, буддийская любовь ¾ это скорее не активная, деятельная позиция, а пассивно-благожелательное настроение ¾ непротивление злу, прощение обид.
Согласно буддийской концепции ненасилие не означает использование активных, ненасильственных методов в достижении справедливости, поскольку сама справедливость признается, как и мир в целом, майей, иллюзией. Все это означает принятие мира таким, каков он есть. Отсюда этика ненасилия состоит не в том, чтобы что-то изменять, а в том, чтобы не усугублять страдания, которыми пронизана вся жизнь, отказаться от личного участия в совершении насилия, принуждения, «давления». Проявления любви и милосердия выступают как естественные состояния человека, но они признаются таковыми, пока отвечают требованиям «срединного пути». Чрезмерные любовь и сострадание ¾ это формы привязанности к жизни, загрязнения сознания, от которых нужно так же освобождаться, как и от проявлений враждебности, зла и т.п. Поэтому ахимса, отказ от насилия ¾ это лишь ступенька индивидуального продвижения к цели, разрыву цепи перевоплощений, к нирване, а не нравственный принцип, имеющий самоценность, посредством которого возможно торжество жизни, имеющей непреходящее значение.
Индуизм. Наиболее общими принципами индуизма являются следующие.
Мир признается не как случайное сочетание, а как иерархически упорядоченное целое, космос. Всеобщий вечный порядок, организующий вселенную как единое целое, называется дхарма («держать»), без дхармы мир не мог бы существовать. Дхарма воплощает в себе некую безличностную закономерность вселенского целого и лишь вторично, производно выступает в качестве закона, предопределяющего судьбу человека. Так устанавливается место каждой частицы в ее отношении к целому. Из всеобщей дхармы выводится дхарма отдельно взятого предмета.
Дхарма пронизывает все и выступает в роли имманентной справедливости, поэтому всякому индусу рекомендуется тщательно обдумывать свое действие; правильное действие есть добро, неправильное ¾ зло, т.е. нравственная оценка поступка происходит в зависимости от соответствия дхарме.
Однако
поскольку каждое действие является
результатом намерения и
Совокупность средств, которая дает такую возможность, называется йогой. Именно в системе йоги в качестве основного предписания выступает принцип ахимсы. Йога включает в себя восемь ступеней: воздержание (яма), выполнение предписания (нияма), упражнение тела (асана), управление дыханием (пранаяма), отвлечение чувств от их объектов (пратьяхара), сосредоточение сознания (дхарана), созерцание (дхьяна), сосредоточение в состоянии транса (самадхи).
Первые две ступени ¾ яма и нияма ¾ основной акцент делают на этическом аспекте. Следует практиковать ненасилие (ахимса), быть правдивым, честным, сдержанным, т.е. избегать причинения вреда как действием, так и намерением, словом, следуя восточной традиции. Ахимса в данном контексте означает последовательное воздержание от причинения зла всем живым тварям и одновременно отсутствие чувства вражды и ненависти. «Не убий» здесь основное правило, даже самозащита не оправдывает убийства. Этическая подготовка (яма и нияма) служит базой для следующих ступеней: через владение телом, дыханием, успокоением чувств человек постепенно поднимается к усвоению высших ступеней йоги, вплоть до состояния самадхи ¾ интуитивного проникновения в истину, возвращения духа к своей естественной основе.
Каковы
же нравственные и философские основы
ненасилия в индуизме. Чтобы ответить
на этот вопрос, нужно обратиться непосредственно
к анализу проблем ненасилия,
который дается в замечательном
памятнике индийской
Содержание книги, входящей в качестве составной части в «Махабхарату», составляет разговор между Арджуной и Кришной, принявшим облик принца одной из царских династий перед началом сражения. В этом разговоре излагаются основы мироздания, религии, роль и назначение человека и его путь к спасению.
Диалог
начинается с того, что Арджуна
высказывает сомнение Кришне, взявшему
на себя роль возничего колесницы
прославленного лучника принца Арджуны,
о целесообразности войны, т.е. совершения
насилия, сомневается также в
том, имеет ли он моральное право
на войну, тем более что на противоположной
стороне находятся его
Таким образом,
в приведенном отрывке
В «Бхагават-гите» неоднократно подчеркивается, что самое важное для человека ¾ это отрешенность от мира, от чувственных удовольствий, материального богатства. Плоды деятельности не принадлежат человеку. Рассуждения заканчиваются призывом: «Сражайся! Отбрось все сомнения». Тем самым как бы оправдывается насилие, но только то, которое предначертано свыше; во всех иных случаях утверждается принцип ахимсы как один из основополагающих нравственных принципов. Отмечается, что все качества, в том числе и отказ от насилия, сотворены Верховным Брахмой. Ахимса как отказ от насилия означает, что не следует совершать поступков, причиняющих страдания или беспокойство другим. Ахимса означает также, что людей необходимо обучать таким образом, чтобы можно было достичь полной реализации возможностей человеческого тела, которое предназначено для духовного самосознания, поэтому любое движение или поступок, не ведущие к этой цели, есть насилие над собой. То, что приближает духовное счастье всех людей, называется отказом от насилия.
Отказ от насилия в «Бхагават-гите» ¾ это этический принцип и знание, выступающее в противовес невежеству.
В других
текстах этой книги ненасилие
рассматривается и как
Таким образом,
ненасилие по отношению к человеку
и всему живому на Земле выступает,
с одной стороны, как некоторая
ценность, выражающаяся одновременно
и как этический принцип, и
как знание, и как божественное
качество, и как форма аскетизма.
По своему содержанию это: а) непрерывание
чьей-либо жизни, так как человек
не вправе нарушить произвольно цепь
перевоплощений; б) отказ от поступков,
причиняющих страдания и
Даосизм. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-цзы, написавший трактат «Дао-дэ-цзин». В центре даосской концепции учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао находится везде и во всем, его никто не создал, все происходит от него, оно всему дает начало, форму и имя. Познать Дао, «путь», слиться с ним, следовать ему ¾ в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает. Так же, как и в других религиозных концепциях Востока, постичь Дао можно через самоотречение, уход от страстей и суетности жизни. Достигается это при помощи специальных процедур, получивших название даосской йоги.
С точки зрения анализа проблемы ненасилия даосизм интересен тем, что он выступил против всякого манипулирования личностью, которое признавалось конфуцианством. Даосизм утверждает принцип ненасилия прежде всего для каждого человека, ставшего на путь познания великого Дао. Этот процесс познания нельзя ускорить или замедлить, нельзя навязать, каждый индивид в соответствии со своей духовной природой проходит свой путь сам. Для этого необходимо забыть все нормы и условности, а вместе с этим свое «Я».
В качестве
универсального принципа и одновременно
метода достижения Дао является принцип
«не-деяния» («у-вэй»), который в контексте
обсуждаемой проблемы имеет большое
значение для понимания сути ненасилия.
Принцип «не-деяния» означает не
неделание, а отстранение от своих
дел, своих мыслей, переживаний, страстей,
т.е. умение встать по отношению к
себе как бы в позицию стороннего
наблюдателя, приобрести то, что мы
сегодня называем эмоциональной
устойчивостью. Если в негативном смысле
«не-деяние» характеризуется
Таким образом, хотя в даосизме специально и не решалась проблема ненасилия, однако разрабатывались ее принципиальные положения, которые в дальнейшем развивались другими религиозными и философско-этическими концепциями. Это положения даосизма о недопустимости насилия над природой человека, о следовании естественности окружающего мира в целом; т.е. индивид самостоятельно, в соответствии со своими наклонностями и способностями должен вступить на путь единения с Дао, а также фундаментальный принцип недеяния как условие приобретения эмоционального равновесия, что является предпосылкой отказа от насилия.
Ислам. Догматика ислама сводится к следующим положениям: вера в Бога, предполагающая внутреннюю убежденность, исповедание веры словом и совершением добрых дел; исповедание, что Мухаммед ¾ пророк Аллаха; признание существования ангелов и злых духов; ожидание Страшного Суда; убеждение, что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: кто праведники ¾ блаженство в раю, а грешники ¾ мучения в аду; признание существования божественного предопределения, поскольку Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
В соответствии с догматикой строятся практические и обрядовые заповеди, к которым относятся: пятикратная ежедневная молитва; обязательное омовение перед молитвой и в других специально оговоренных случаях, налог в пользу бедных, ежегодный пост и паломничество (хадж) в Мекку.
Рассмотрим
теперь, каким образом ставится проблема
ненасилия в мусульманстве. В
отличие от других религий в исламе
полностью оправдывается
Достаточно
жесткая система наказаний
Информация о работе Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип