Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично , стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно.

Содержание

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны
1.2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды
2. Инженерная охрана окружающей природной среды
2.1. Природоохранная деятельность предприятий
2.2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений
3. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды
3.1. Система стандартов и нормативов
3.2. Закон на страже природы

Вложенные файлы: 1 файл

Экология.docx

— 37.24 Кб (Скачать файл)

К физико-химическим методам относят флотацию, ионный обмен, адсорбцию, кристал­лизацию, дезодорацию и т. д. Биологические методы считаются основными для обезвреживания сточных вод от органических примесей, которые окисляются микроорганизмами, что предполагает достаточное количество кислорода в воде. Эти аэробные процессы могут протекать как в естественных условиях — на полях орошения при фильтрации, так и в искусственных сооружениях — аэротенках и

биофильтрах.

Производственные сточные воды, не поддающиеся очистке перечисленными

методами, подвергают термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию, или закачке

в глубинные скважины (в результате чего возникает опасность загрязнения подземных вод). Указанные методы осуществляются в локальных (цеховых), общезаводских, районных или городских системах очистки.

Для обеззараживания сточных вод  от микробов, содержащихся в бытовых, особенно

в фекальных, стоках, применяется хлорирование в специальных отстойниках.

После того как решетки и прочие приспособления освободили воду от минеральных

примесей, микроорганизмы, содержащиеся в так называемом активном иле,

«съедают» органические загрязнения, т. е. процесс очистки обычно проходит

несколько ступеней. Однако и после  этого степень очистки не превышает 95%, т.

е. полностью устранить загрязнение  водных бассейнов не удается. Если к тому же какой-либо завод спустит в городскую канализацию свои сточные воды, не прошедшие предварительной физической или химической очистки от каких-либо ядовитых веществ на цеховых или заводских сооружениях, то микроорганизмы в активном иле вообще погибнут и для возрождения активного ила может понадобиться несколько месяцев. Следовательно, стоки данного населенного пункта в течение этого времени будут загрязнять водоем орга­ническими соединениями, что может привести к его эвтрофикации.

Одной из важнейших проблем охраны окружающей среды является проблема сбора,удаления и ликвидации или утилиза­ции твердых производственных отходов' и бытового мусора, которого приходится от 300 до 500 кг в год на душу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусора на компосты с последующим использованием в качестве органических удобрений или в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальных заводах.

Специально оборудованные свалки, общее число которых в мире достигает нескольких миллионов, называются полигонами и представляют собой довольно сложные инженерные сооружения, особенно если речь идет о хранении токсичных или радиоактивных отходов.

Под складирование более 50 млрд. т  накопленных в России отходов занято 250

тыс. га земельных угодий.

                   3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ                  

                        ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ                       

               § 1. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ              

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства

является система экологических  стандартов. Ее своевременная научно

обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации

принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентиро­ваться

предприятия-загрязнители в своей  природоохранной дея­тельности. Несоблюдение

стандартов влечет за собой юридиче­скую ответственность.

Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для  всех

объектов данного уровня системы  управления норм и требований. Стандарты  могут

быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводски­ми. Системе

стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает

несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1

означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 — «Охрана природы.

Атмо­сфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности

предприятий по защите водных и воздушных  ре­сурсов, вплоть до требований к

аппаратуре для наблюдения за качеством  воздуха и воды.

Важнейшими экологическими стандартами  являются нормативы качества окружающей

среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных

средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных ве­ществ в отдельности и

действует на территории всей страны.

В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует

сохранения качества среды на достаточно высо­ком уровне хотя бы потому, что

влияние многих веществ в пер­спективе и при взаимодействии друг с другом еще

слабо изучено.

На основе ПДК разрабатываются научно-технические нормативы предельно

допустимых выбросов (ПДВ) вредных  веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в

водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого

источника загрязнения с таким  расчетом, чтобы совокупное воздействие  на

окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению

ПДК.

Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с

развитием производительных сил района, приходится периодически

пересматривать нормативы ПДВ  и ПДС. Выбор наиболее эффективных  вариантов

природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом

необходимости соблюдения этих нормативов.

К сожалению, в настоящее время  многие предприятия в силу технических и

экономических причин не способны сразу  уложиться в эти нормативы. Закрытие

такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения  в

результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным

причинам.

• Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жизни нужно есть,

одеваться, слушать магнитофон и  смотреть кино и телепередачи, производство

пленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным». Наконец,

нужно иметь работу по специальности  рядом с жильем. Лучше всего

реконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они

перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в пол­ном объеме выделить

средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное

оборудование, да и сам процесс  реконструкции стоят очень дорого.

Поэтому таким предприятиям могут быть установлены временные нормативы, так

называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное

сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенного

срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов

природоохранных мероприятий.

От того, укладывается или нет  предприятие в установленные  ему нормативы и в

какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер и источники  платы

за загрязнение окружающей среды.

                   § 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ                  

Ранее уже отмечалось, что государство  обеспечивает рацио­нализацию

природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем  создания

природоохранительного зако­нодательства и контроля за его соблюдением.

Природоохранительное законодательство — это система законов и  других

юридических актов (постановлений, указов, ин­струкций), которая регулирует

природоохранные отношения в целях  сохранения и воспроизводства природных

богатств, ра­ционализации природопользования, сохранения здоровья насе­ления.

Для обеспечения возможности практической реализации при­нятых законов очень

важно, чтобы они были вовремя  подкреп­лены принятыми на их основе

подзаконными актами, точно определяющими  и уточняющими в соответствии с

конкретными условиями отрасли  или района, кому, что и как  делать, перед кем и

в какой форме отчитываться, каких  экологических норм, стандартов и  правил

придерживаться и т. д.

Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая

схема достижения совпадения интересов  об­щества и отдельных

природопользователей через лимиты, плате­жи, налоговые льготы, а конкретные

параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей

конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях  и т. д.

Объектами природоохранительного  законодательства являют­ся как природная

среда в целом, так и ее отдельные  естествен­ные системы (например, озеро

Байкал) и элементы (вода, воз­дух  и т. д.), а также международное  право.

В нашей стране впервые в мировой  практике требование охраны и рационального

использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около

двух сотен юриди­ческих документов, касающихся природопользования. Одним из

важнейших является комплексный закон  «Об охране окружаю­щей природной  среды»,

принятый в 1991 г.

Он гласит, что каждый гражданин  имеет право на охрану здоровья от

неблагоприятного воздействия  загрязненной окру­жающей природной среды, на

участие в экологических объеди­нениях и общественных движениях и получение

своевременной информации о состоянии  окружающей природной среды и  ме­рах по

ее защите.

Вместе с тем каждый гражданин  обязан принимать участие в охране окружающей

природной среды, повышать уровень  своих знаний о природе, экологическую

культуру, соблюдать требования природоохранительного  законодательства и

установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они

нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на

уголовную, административную, дисциплинар­ную и материальную.

В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при под­жоге леса, виновный

может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы,

наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.

Однако чаще применяется административная от­ветственность в виде наложения

штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в

случаях порчи или уничтожения  природных объектов, загрязнения  при­родной

среды, невыполнения мер по восстановлению нарушен­ной окружающей среды,

браконьерства и т. д.

Должностные лица могут также подвергаться дисци­плинарной ответственности в

виде полного или частич­ного лишения премий, понижения в должности, выговора

или увольнения за невыполнение природоохранных  мероприятий и несоблюдение

экологических нормативов.

Кроме того, выплата штрафа не освобождает  от мате­риальной гражданско-

правовой ответственности, т. е. не­обходимости возмещения причиненного

загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда

окружа­ющей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяй­ству.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установ­ления ответственности

за экологические правонарушения, вы­шеназванный закон формулирует

экологические требования при строительстве  и эксплуатации различных объектов,

показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провоз­глашает

принципы международного сотрудничества в этой об­ласти и т. д.

 

Заключение

Природоохранное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов.

Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.

Другими причинами слабого регулирующего  действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением окружающей среды.

Наконец, большое значение имеет  низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература:                           

1.      Демина Т. А.  Экология, природопользование, охрана  окружающей среды:

Пособие для учащихся старших классов  общеобразовательных учреждений. –  М.:

Аспект Пресс, 1998. – 143 с.

                                                                       

Информация о работе Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды