Нормирование экологического состояния территории в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:58, реферат

Краткое описание

При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения, вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей. Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и получила широкое признание в качестве важного методологического документа.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............3
1.Экологическое нормирование………………………………………….…..6
2.Принципы экологического нормирования……………………………….9
3.Понятие экологического благополучия и устойчивости экосистем……12
4. Нормирование экологического состояния территории в России……...15
Заключение……………………………………………………………….….23
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………….............3

1.Экологическое нормирование………………………………………….…..6

2.Принципы экологического  нормирования……………………………….9

3.Понятие экологического благополучия и устойчивости экосистем……12

4. Нормирование экологического состояния территории в России……...15

Заключение……………………………………………………………….….23

Список литературы………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При проектировании новых  объектов, реконструкции уже действующих  или при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики воздействия на природу  и человека принадлежат Научному комитету по проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его создание преследовало двоякую  цель: расширить знания о воздействии  человечества на окружающую среду и  выявить, каким образом изменения, вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей. Особое внимание предполагалось сосредоточить  на влиянии глобального или, по крайней  мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и получила широкое признание в качестве важного методологического документа.

Начиная с 1975 года оценку воздействия  на окружающую среду стали проводить  во многих странах. В России в целях  реализации ст.41 Закона Российской Федерации  «Об охране окружающей среды» № 2060-1 от 19.12.91. было утверждено Положение  об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.

Термин «оценка воздействия  на окружающую среду» (ОВОС) означает деятельность, направленную на выявление и прогнозирование  ожидаемого влияния на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей, а также последующую интерпретацию  и передачу полученной информации.

Основным содержанием  этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при  принятии решений относительно того или иного проекта. Проест при этом может подразумевать как новую деятельность, так и расширение или изменение уже существующей.

Главным аспектом в области  экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в  редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все  юридические и физические лица, обязаны  руководствоваться следующими принципами:

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека;

- научно обоснованным сочетанием экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для среды и здоровья человека;

- соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

- гласностью и тесной связью с общественностью в решении экологических задач;

- международным сотрудничеством в охране окружающей среды.

Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним  деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов: приняты Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и Закон о животном мире (1995).

Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

- естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

- земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные  природные заповедники, природные  заказники, национальные природные  парки, памятники природы, редкие или  находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места  их обитания.

Понятие «регулирование»  происходит от латинского слова regula - норма, правило и от немецкого regulieren - регулировать, поддерживать постоянство, стабилизировать  некоторую величину, либо ее изменение  по заданному правилу. Регулирование  является самостоятельным элементом  управления экономикой. При переходе к рыночным отношениям государственное  регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных  программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования, формирования бюджета.

Регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для природопользователей экономических различий - регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные  рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование, платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ.

Налоги, платежи и финансирование тесно связаны между собой. Налогообложение  устанавливается органами власти различных  уровней управления. Налоги перечисляются  природопользователями на бюджетные  счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных  мероприятий. Регулирующее воздействие  оказывают экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование, а так же экологическое страхование.

1. Экологическое  нормирование

Объективно в процессе общественного развития человек  не может не воздействовать на состояние  окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим  соображениям не выбрасывать в природную  среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при  этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов  в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью  экологического нормирований, что и  определяет место экологических  нормативов в механизме экологического права.

Под экологическим нормированием  понимается установление уполномоченными  государственными органами экологических  нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется  немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области  экологического нормирования.

В числе основных следует  назвать Закон об охране окружающей среды, гл. V которого -- «Нормирование  в области охраны окружающей среды» определяет систему экологических  нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно  к регулированию охраны и использования  отдельных природных ресурсов установлены  в актах природоресурсного законодательства: ЗК РФ (ч. 5 ст. 13), ВК РФ (ст. 109), ЛК РФ (ст. 62), Законах об исключительной экономической  зоне РФ (ст. 30), об охране атмосферного воздуха (ст. 11, 12), о животном мире (ст. 17), об отходах производства и потребления (ст. 18).

Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды  обитания.

Важную роль в экологическом  нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических  нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду, лимитов использования природных  ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. (с изм. и доп.).

В систему экологических  нормативов входят:

* нормативы качества окружающей  среды;

* нормативы предельно  допустимого вредного воздействия  на состояние окружающей среды;

* нормативы допустимого  изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными  специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы  являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификации, контроля и др. Согласно ст. 22 Закона об охране окружающей среды за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это  система эколого-экономических ограничений  по территориям, срокам и объемам  предельных показателей использования  природных ресурсов, выбросов и сбросов  в окружающую природную среду  загрязняющих веществ и размещения отходов (Статья 19 Закона Российской Федерации  «Об охране окружающей природной  среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов  РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1).

Природопользование осуществляется путем изъятия природного вещества из природы и внесение в нее  загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду  и размещения отходов.

Лимиты устанавливаются  на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных  и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов. Применяются  лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования  лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма  вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ  служат нормативы качества природной  среды (Статьи 25-34 Закона Российской Федерации  «Об охране окружающей природной  среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов  РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). Эти  нормативы носят название ПДВ - предельно  допустимые выбросы в атмосферу; ПДС - предельно допустимые сбросы в  водные источники; ПДК - предельно допустимые концентрации; ПДУ - предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, магнитных полей; ПДН - предельно  допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию  в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий). Нормативы  утверждаются Государственным комитетов  по охране окружающей среды Российской Федерации. Виды, лимиты хозяйственной  деятельности, экологические требования при использовании ресурсов фиксируются  в лицензиях (разрешениях) на комплексное  природопользование, выдаваемых органами управления, где указывается:

- виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

- экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований (статья 18, часть 3 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1).

2. Принципы экологического нормирования.

 Выбор средств и  действий для разработки научных  подходов к нормированию опирается  на: 1) общие принципы нормирования  и 2) принципы, вытекающие из системных  свойств ландшафтов. Принципы здесь  выступают не столько формой  фиксации знания, сколько указанием  на направление поиска путей получения нового знания, необходимого для разработки научных подходов к нормированию нагрузок на ландшафт.

Общие принципы, т.е. свойственные любому виду нормирования вытекают из необходимости учета в процессе нормирования следующих аспектов –  философского, социально-экономического, организационно-управленческого, информационного  и некоторых других.

 

Философский (общенаучный) аспект. С позиции этого подхода норма  – это аксеологическая категория, одна из форм оценочных суждений (хорошо, плохо, нормально), отражающая отношения  субъекта (человека, общества) и объекта (ландшафт, природа).

Возможны два общенаучных  пути разработки методики норм: на основе использования представлений о  «черном» и «прозрачном» ящиках. Наиболее простой путь – «черный ящик»  – изучаются только нагрузки (воздействия, импульсы) и последствия (отклики). Такой  путь может использоваться для оперативной  разработки норм антропогенных нагрузок. Более сложен путь исследования с  помощью «прозрачного» или «полупрозрачного ящика». В этом случае необходимо последовательное изучение и анализ различных состояний  ландшафта и его компонентов, цепных реакций, передающих воздействия, характера связей между свойствами компонентов.

Информация о работе Нормирование экологического состояния территории в России