Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка состояния государственного мониторинга земель в России, его организации на региональном уровне и разработка предложений по совершенствованию.
В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: уяснить сущность и роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами, проанализировать современное состояние государственного мониторинга земель Самарской области (на примере полигона государственного мониторинга «Волжский»), разработать основные направления совершенствования мониторинга земель региона.
Методологическую основу исследования составляют работы отечественных ученых-экологов, экономистов по проблемам охраны земельных ресурсов и экологии землепользования, публикации периодической печати, законодательные, нормативные, методические документы.
При решении поставленных задач применялись следующие методы: научного познания, сравнительного анализа, экономико-статистического анализа.
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
1.2 Методы и способы проведения мониторинга земель
1.3 Основные процедуры мониторинга земель
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА
1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
1.2 Методы
и способы проведения
1.3 Основные процедуры мониторинга земель
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На всех этапах человеческого
развития благосостояние общества зависело
и зависит от его умения использовать
незаменимый природный ресурс - земельный.
В отличие от других факторов производства
земля пространственно
Наиболее полно
общественная значимость земли раскрывается
в сельском хозяйстве, где процесс
производства непосредственно связан
со свойствами земли. Земля служит главным
средством производства и выступает
в виде сельскохозяйственных угодий
с различным плодородием: естественным
и эффективным (экономическим). Как
средство труда земля характеризуется
качеством почв и продуктивностью
растений, как предмет труда - технико-технологическими
и пространственными
Постоянно нарастает
потребность в землях для несельскохозяйственных
целей. Лучшие земли освоены практически
полностью или отчуждены под
населенные пункты, промышленные предприятия,
аэродромы, дороги, трубопроводы, линии
связи, для утилизации отходов промышленного
и сельскохозяйственного
Поэтому важнейшей
задачей государственного управления
в сфере охраны окружающей среды
и рационального
Этому способствует организация системы мер по дальнейшей интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенной нагрузки на почвы.
Одной из главных
задач в этом направлении является
создание эффективного мониторинга
земель на основе ГИС, позволяющего решить
задачи своевременного выявления изменений,
прогноз и выработку
Целью курсовой работы является оценка состояния государственного мониторинга земель в России, его организации на региональном уровне и разработка предложений по совершенствованию.
В соответствии с
целью поставлено решение следующих
задач: уяснить сущность и роль государственного
мониторинга земель в системе
управления земельными ресурсами, проанализировать
современное состояние
Методологическую основу исследования составляют работы отечественных ученых-экологов, экономистов по проблемам охраны земельных ресурсов и экологии землепользования, публикации периодической печати, законодательные, нормативные, методические документы.
При решении поставленных задач применялись следующие методы: научного познания, сравнительного анализа, экономико-статистического анализа.
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
Функции информационного
обеспечения экологической
Принятию решений,
связанных с реализацией
1) получение информации,
связанной с конкретной
2) представление
информации для различных
3) принятие мер,
непосредственно направленных
Задачами государственного мониторинга земельных ресурсов являются:
- организация и
проведение наблюдения за
- контроль качества
земельных ресурсов, почв, вод в
результате неблагоприятной
- оценка фактического
экологического состояния
- выявление новых
источников загрязнений и его
динамика, прогноз развития негативных
процессов, влияющих на
- проверка соблюдения
норм и правил, стандартов качества
земельных ресурсов при
- прогнозирование
мероприятий по уменьшению
- планирование (разработка) мероприятий (рекомендаций) по эффективному использованию земель, снижению загрязнения почв (разработка мер по сокращению воздействия на земельные ресурсы);
- своевременное
предоставление информации по
вопросам состояния земельных
ресурсов и окружающей среды
в целом органам
- эффективность природоохранных мер, контроль над исполнением мероприятий;
- своевременное выявление изменений состояния земельного фонда;
- информационное
обеспечение государственного
- рациональное
- контроль за использованием и охраной земель.
Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В любом случае, задачи подчинены целям. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения и т.п. Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации. Можно годами вести мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с помощью нескольких измерений выявить проблему. Общая последовательность разработки и осуществления схемы мониторинга представлена на рис.1.2.1.
Рис. 1.2.1. Основные процедуры системы мониторинга
Необходимо проводить
систематические комплексные
Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки состояния окружающей среды (см. рис.1.2.2.). Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга привела к тому, что в некоторых случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом.
Рис. 1.2.2. Этапы оценки состояния окружающей среды
Поскольку земля
является важнейшей частью окружающей
среды, главным средством производства
в сельской хозяйстве, а также
пространственным базисом для размещения
предприятий и организаций всех
отраслей хозяйства, то вопросы изучения
земель требуют единого
Государственный мониторинг
земель призван выполнять базовую,
связующую роль среди всех других
мониторингов и кадастров природных
ресурсов, и должен иметь государственный
статус. Такой подход обеспечивает
получение комплексной
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.
Мониторинг земель
ведется в обязательном порядке
по уровням административно-
Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы.
1) Изменения границ
и площадей; административно-
2) Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).
3) Изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.
4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и не покрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).
5) Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.
Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.).