Основные направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях экологические проблемы приобрели глобальный характер. Россия относится к странам с наихудшей экологической ситуацией. Растущее вмешательство человека в окружающую среду вносит такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом смысле. Человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающий его мир мощное и растущее влияние, результатом чего и стал экологический кризис. Сохранение здоровой окружающей среды есть абсолютная жизненная необходимость не только для человека, но и для государства. Именно государство осуществляет правовое регулирование в сфере взаимодействия общества и природы. Поэтому наиболее актуальной и исключительно важной задачей следует признать обеспечение экологической безопасности общества, где ведущая роль принадлежит Российскому государству. Решающее значение приобретает разработка системы мер по охране окружающей среды: правовых, организационных, экологических, экономических, технических, воспитательных и других.

Содержание

Введение.
Глава 1. Природоохранное законодательство. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
1.1. Состояние нормативно-правового обеспечения на федеральном уровне.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение на региональном уровне.
Глава 2. Основные направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровне.
3.1. Наиболее болезненные экологические проблемы.
3.2. Основные направления государственной экологической политики.
3.3. Экологическая политика российских регионов.
Глава 3. Экологическая безопасность в Воронежской области.
3.1. Характеристика потенциально-опасных объектов.
3.2. Реализация программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
3.3. Основные направления решения экологических проблем Воронежской области.

Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.03 Кб (Скачать файл)

Приоритетными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере являются:

- борьба с загрязнением природой  среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

- борьба с радиоактивным загрязнением;

- создание экологических и природоохранных  программ за счет бюджетов  всех уровней, в том числе  и регионального;

- разработка и принятие законодательных  актов, обеспечивающих юридические  основы экологической безопасности, организационно-административные меры, направленные на совершенствование  управления природоохранной деятельностью,  проведение экологической экспертизы  всех программ и проектов, разработанных  на федеральном и региональном  уровнях.2

1.2. Нормативно-правовое  обеспечение на региональном  уровне

В Воронежской  области был принят также ряд  нормативных актов в сфере  охраны окружающей среды и природопользования.

Так, по Воронежской области действует  закон об охране окружающей среды  и обеспечении экологической  безопасности на территории Воронежской  области, который был принят областной  Думой 30 июня 2005 г. Этот закон закрепляет полномочия в сфере охраны окружающей среды и природопользования. К  полномочиям Воронежской областной  Думы в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды и  обеспечением экологической безопасности, в соответствии с действующим  законодательством относятся:

1) законодательное  регулирование по вопросам охраны  окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности в  пределах полномочий Воронежской  области;

2) утверждение  расходов областного бюджета  на охрану окружающей среды  и обеспечение экологической  безопасности в законе Воронежской  области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

3) учреждение  Красной книги Воронежской области  и Красной книги почв Воронежской  области;

4) информирование  населения о законодательстве  Воронежской области в сфере  охраны окружающей среды.3

Кроме того, в законе раскрывается вопрос о государственном  учете  объектов  и  источников негативного  воздействия на окружающую среду.

Ст. 17.2 закона закрепляет:

Государственный  учет  объектов  и  источников  негативного воздействия   на   окружающую   среду   осуществляется   в    целя государственного  регулирования  природоохранной  деятельности, а  также   текущего  и  перспективного  планирования  мероприятий   по снижению  негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности  на окружающую среду.

Государственный  учет  объектов  и  источников  негативного воздействия  на  окружающую  среду,  государственный  экологический контроль  которых  относится  к  компетенции  Воронежской  области, осуществляет   уполномоченный  орган   в   порядке,   установленном  администрацией Воронежской области.

 Статья    17.3.   Территориальная   система   государственного экологического  мониторинга Воронежской области:

Территориальная  система  государственного  экологического мониторинга  Воронежской  области  формируется  с  целью   создания территориального  фонда  сведений  о  состоянии  окружающей  среды, природных  ресурсов и объектов, об источниках, процессах и  объемах  хозяйственной   и  иной  антропогенной  деятельности,   о   влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Воронежской области.

Территориальная  система  государственного  экологического мониторинга Воронежской  области включает:

-  наблюдение по определенным  программам и методикам за  состоянием окружающей  среды,  природных объектов,  источников  антропогенного  воздействия на  них;

-  оценку состояния указанных  объектов наблюдения;

- прогноз их изменени

- выработку  рекомендаций и  разработку мероприятий по обеспечению  экологической защиты населения  Воронежской области.

 

    

 

 

   Глава 2. Основные направления решения экологических проблем

2.1. Наиболее болезненные экологические  проблемы

Необходимость самого серьезного отношения к выработке и последовательному проведению экологической политики диктует экологическая обстановка в нашей стране. Можно выделить самые острые проблемы.

Ядерная и радиационная безопасность. Огромные территории России опасно загрязнены в результате ядерно-радиационных аварий и катастроф, производства и испытаний ядерного оружия, проведения промышленных ядерных взрывов. Последствия чернобыльской аварии испытывают на себе 16 субъектов Российской Федерации, расположенных в европейской части страны. Особенно сильно пострадала в этом смысле Брянская область. К местам радиационных аварий и катастроф можно отнести также части Томской области и Приморского края. По оценкам Центра экологической политики России, из-за масштабного радиационного загрязнения риску подвержено около 12 млн. россиян. Большой урон экосистемам на территории России нанесли ядерные испытания.

В России насчитывается  около 13 тыс. предприятий и объектов, использующих радиоактивные вещества и изделия на их основе. Обостряют ситуацию необходимость разборки стареющих атомных станций и более 150 выведенных из строя атомных подводных лодок, а также проблема утилизации ядерных компонентов сокращаемого ядерного оружия. К тому же многие регионы страны оказались загрязненными жидким ракетным топливом гептилом и обломками отделяющихся ступеней ракет. Так или иначе эта проблема затрагивает 15 субъектов Федерации (Алтайский край, Архангельская, Оренбургская области и др.).4

Проблема  радиационной безопасности обострилась  в последнее время в связи с изменением природоохранного законодательства. Как известно, Министерство по атомной энергии (Минатом) активно лоббировало Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами» и поправки к части 3 статьи 50 Закона «Об охране окружающей природной среды», разрешающие ввоз из-за рубежа отработавшего ядерного топлива, его переработку и захоронение на территории России. Однако чернобыльская катастрофа показала, что даже высокие технологии не гарантируют полной безопасности, а убытки от аварий, которые при переработке или транспортировке отходов исключить нельзя, могут во много раз превзойти потенциальные финансовые выгоды. Кроме того, по данным директора Центра ядерной экологии и энергетической политики Социально-экологического союза Лидии Поповой, в технико-экономическом обосновании Минатома говорится, что из 20 тыс. тонн отходов, которые предполагается ввезти в Россию, 4 тыс. рассчитаны только на захоронение, а остальные 16 тыс. предполагается переработать... через 20 лет.

Экологические аварии. Высокая вероятность их возникновения в современных российских условиях требует принятия безотлагательных мер. Аварии на промышленных предприятиях (особенно в химической промышленности и атомной энергетике), на транспорте (в том числе трубопроводном), в оборонной промышленности и т. д. способны нанести огромный экологический и иной ущерб.

Загрязнение окружающей среды. В России улавливают и обезвреживают только около 76 проц. общего количества выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. С очисткой сточных вод дело обстоит еще хуже: 82 проц. сбрасываемых вод не подвергается очистке. Волга, Дон, Кубань и Печора загрязнены органикой, соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами. Особенно тяжелая обстановка складывается в крупных городах: сейчас в стране насчитывается 55 городов с очень высоким уровнем загрязнения.

Деградация окружающей природной среды уже сказалась  на здоровье наших сограждан, послужив одной из причин демографического кризиса.

2.2. Основные направления  государственной экологической  политики

Несмотря на всю сложность  экологической обстановки, средств  на охрану окружающей среды федеральный бюджет выделяет немного. В 1999 году было ассигновано, например, всего 0,5 проц., что в четыре раза меньше поступлений в бюджет за пользование природными ресурсами. Нехватка денежных средств на то, чтобы создать гражданам минимально приемлемые условия жизни, вынуждает правительство и законодателей отодвигать решение экологических проблем на задний, план.

Формирование экологической  политики происходит, однако, не только под влиянием сложившейся экологической ситуации. Приходится учитывать и другие объективные обстоятельства, например воздействие реструктуризации производства или проблемы особо охраняемых территорий и т. п. Одни из этих факторов стимулируют принятие мер по защите окружающей среды, другие, напротив, выступают в роли различного рода ограничителей — экономических, институциональных, в том числе правовых.

Чрезвычайно важно, чтобы  экологическая политика учитывала  интересы различных групп природопользователей, ставила и решала проблемы с позиции социальной справедливости. Поэтому она не может обходить стороной такие острые вопросы, как оценка стоимости природных ресурсов, их приватизация и собственность, ответственность за нанесенный ущерб и его компенсация. Экополитика во многом зависит и от уровня ее научного обеспечения (выявление проблем охраны среды, разработка путей их решения, развитие системного анализа, моделирование оптимальных природоохранных программ, создание банков данных эколого-экономической информации на основе экологического мониторинга, совершенствование методики последнего и экспертных методов оценки и т. п.).                                                                    Немалую роль играет и уровень экологической культуры управленцев. Пока она, увы, низка, и увеличению объемов производства, как правило, придается большее значение, нежели охране окружающей среды. При иной системе приоритетов даже простое выполнение действующих природоохранных норм могло бы намного улучшить ситуацию. Однако органы государственного управления и местного самоуправления нередко игнорируют ими же принятые законы и распоряжения.

И, наконец, фундамент любой серьезной экологической политики — это ее образовательное и воспитательное обеспечение, то есть развитие экологического сознания россиян, доступ к получению и распространению достоверной информации о состоянии природной среды и здоровья населения, возможность свободного распространения такого рода сведений.

Основными направлениями региональной политики являются:

- экологически обоснованное размещение  производительных сил;

- экологически безопасное развитие  промышленности, сельского хозяйства,  энергетики, транспорта и коммунального  хозяйства;

- рациональное использование природных  ресурсов;

- предупреждение возникновения  противоречий в экологически  неблагоприятных регионах РФ  между развитием производительных  сил и сохранением экологического  равновесия;

- предупреждение и ликвидация  чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение естественного развития  экосистем, сохранение и восстановление  уникальных природных комплексов  при решении территориальных  проблем;                               

- совершенствование управления  в области охраны окружающей  среды и природопользования.                                                                                                               Успех экологической политики во многом зависит от механизмов, с помощью которых ее проводят в жизнь. Инструментарий, позволяющий реализовывать текущие мероприятия, многообразен: этим целям служат разработка федеральных целевых программ экологической направленности, развитие и стандартизация систем экологического менеджмента, экологического аудита, экологического страхования и т. д. Практика показывает, что очень важно правильно сочетать командно-административные меры (выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу или сброс сточных вод в водоемы и т. п., нормирование предельно допустимых уровней загрязнений и др.) с «рыночными» подходами (установление платы за выбросы, налогообложение и др.).

Один из проектов общенациональной политики («Экологическая доктрина Российской Федерации») разработал коллектив ученых РАН. К числу ее основных направлений авторы отнесли следующие вопросы:

  • разработка государственной стратегии и планов действий по сохранению качества основных компонентов природной среды (воздух, вода, почвы, биоразнообразие);
  • формирование экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов;
  • развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения;
  • формирование общественного сознания и развитие экологического образования;
  • совершенствование правовой и законодательной базы;
  • развитие научных исследований в области экологии и природопользования;
  • привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем;
  • учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

Информация о работе Основные направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровне