Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 16:40, реферат
1. Буддизм как религиозно-философское учение.
2. Феномен Будды.
3. Отношение к природе
Пусть каждое создание
пребывает в благополучии и мире.
Пусть каждое живое творение,
слабое или сильное, большое или маленькое,
короткое и среднее по размеру,
ничтожное и волевое,
Пусть каждое живое создание,
видимое или невидимое,
живущее далеко и находящееся по близости,
уже родившееся или еще ожидающее рождения,
Пусть все они обретут внутренний мир,
-
говорится в буддийской молитве.
Двумя наиболее важными качествами, развиваемыми буддистами, являются доброта и сострадание. Доброта воспринимается как желание сделать других счастливыми, а сострадание должно распространяться на все: людей, животных, растений, саму землю. Буддийский поэт VIII века Шантидева сказал:
Точно также как руки и другие
части
Считаюся конечностями тела,
Почему бы не считать живые существа,
Такими же конечностями жизни?
Буддисты говорят: «Дитя Будды должен из сострадания освобождать всех живых существ, так как все существа мужского или женского пола в то или иное время были нашими отцом или матерью, мы должны уважать их как своего отца или мать. В каждой жизни они были теми, кто давал нам жизнь. Поэтому, все живые существа во всех шести областях (согласно буддийской космологии, это области: богов, титанов, людей, животных, злых духов и ада), должны считаться нашими матерями и отцами. Следовательно, поедание любого живого существа приравнивается к убийству собственных родителей и поеданию собственного тела».
В «Чула-вачче», в стихе шестом, сказано:
Я люблю существа, которые
не имеют ног,
А также тех, у которых есть две ноги.
Тех, которые имеют четыре ноги, я тоже
люблю,
Как и тех, которые имеют много ног. (...)
Пусть существа, все, все существа, что
живут,
Все твари любой породы,
Не столкнутся ни с чем таким,
что может предвещать им болезнь!
Пусть никакое зло не придёт к ним!
В «Буддийской декларации природы» говорится: «Если (животные) не в состоянии передать, что они страдают, то это не означает, что они нечувствительны или безразличны к боли или страданию. В этом смысле их положение мало чем отличается от положения человека, у которого расстроена речь... Право на жизнь мы рассматриваем как своё неоспоримое право. Но, будучи нашими соседями на этой планете, другие виды тоже имеют право на жизнь. (...) Таким образом, буддизм есть религия любви, понимания и сострадания, и в качестве таковой она стремится к идеалу ненасилия. Буддизм придаёт огромную важность делу охраны диких животных и защиты окружающей среды, от которой зависит выживание всех видов живых существ».
Многие буддийские организации вносят конкретный вклад в дело охраны дикой природы. В 1979 г. трастовая компания английской Сангхи купила покрытую лесами территорию в Западном Сассексе, чтобы устроить там религиозный заповедник «Сангха». В 1991 г. тибетский центр Сэмье-Линг в Шотландии купил поблизости от острова Арран Святой остров, чтобы устроить там религиозный заповедник.
Один из принципов буддизма - терпимость по отношению к другим живым существам. Буддийские монахи часто наставляют верующих: «Если ты не можешь понять, то хотя бы не делай вреда живым существам». Кстати, сам Будда говорил: «Не совершай зла, но практикуй всё доброе и держи своё сердце в чистоте». Следует также отметить, что первую проповедь Будды слушали не только люди, но и две газели.
Согласно буддизму, существует смена жизней. Эта вера заставляет человека помнить, что он может оказаться на месте животного. Будда, например, в прошлых жизнях был кроликом, лебедем, рыбой, обезьяной, слоном и оленем.
Буддизм, как индуизм и джайнизм, придерживается принципа «ахимсы», ненасилия по отношению к другим существам. Это означает отказ не только от всех дел, но и от всех мыслей, несущих насилие живым существам. Буддизм учит, что нужно не только избегать прямого насилия, но и воздерживаться от плодов насилия. Известен случай, когда Будда, весь израненный, прыгает в огонь, чтобы изжарив себя, накормить своим телом голодного нищего, но, перед тем как прыгнуть, трижды отряхивается, чтобы вместе с ним не погибло ни одно из насекомых, гнездившихся в мехе его шубы.
«Как мать бросает все, чтобы спасти своего единственного сына, так буддист всегда должен выказывать безграничную любовь и сочувствие ко всем живым существам», - учит Будда.
Хорошо известен в буддизме также принцип «бадхичитты» (милосердие и сострадание). Он поощряет действия, направленные на спасение и благо всех живых существ. Буддизм предписывает придерживаться еще одного принципа –«метты» - доброты и любви к абсолютно всем существам; видимым и невидимым, большим и маленьким, родившимся и не родившимся. К жизни другого надо относиться точно также, как и к своей.
В одном буддийском писании говорится: «Вернитесь тигры в леса опять, и пусть их не превратят в равнины. Ибо без вас их срубит топор. Лишившись их, все лишитесь дома». Ненасильственное отношение к животным обуславливается и буддийским понятием о заслуге. Если человек накормит голодное животное, тем самым он добавит к числу своих добрых заслуг еще одну. То есть, доброта к животным является источником заслуги, необходимой людям для улучшения их судьбы в цикле перерождения. Буддист обязан воздерживаться от торговли мясом.
Один монах построил себе глиняную хижину и решил ее подпечь, дабы придать ей прочность. Будда воспротивился этому, боясь, что в огне погибнут насекомые. Хижину по его велению разобрали, чтобы не давать плохих примеров будущим поколениям.
В одной из ежедневных буддийских молитв говорится: «Видимые и невидимые существа, и те, кто близ меня, и те, кто далеко, да будут все счастливы, да будет радостно сущее. Не вредите один другому, и никого не презирайте. И один другому не пожелайте зла; мать, жертвуя своей жизнью, охраняет свое дитя, так и ты безгранично возлюби все сущее».
Буддисты говорят: «Вода присутствует в море, но и мир присутствует в воде. Мир существ присутствует не только в воде, но и в облаках. Мир живых существ есть в воздухе, в огне, на земле. Мир живых существ есть в феноменальном мире. Мир существ есть в былинке травы».
Будда сформулировал 11 заповедей для мирян (для монахов их несколько сотен). Одна из заповедей - «не убий» - означает, что следует избегать убийства любых живых существ (в христианстве подобная заповедь распространяется только на людей).
Рассказывают, Будда сравнивал свое поведение с повадками льва: «Он рычит, возвещая о себе, да не совершу я уничтожение крошечных существ, блуждающих наугад».
Известна история о том, как Будда, чтобы накормить голодного тигра, отрезал и дал ему часть своего тела.
Буддизм против любительской охоты. В мифологии буддистов имеется специальное отделение Ада для охотников, где они вынуждены есть навоз, содержащий червей.
Согласно буддизму мир, включая природу и человечество, взаимосвязан с функционирующей моральной силой. Если в обществе восторжествует аморальность, люди и природа деградируют; если верх одержит моральность, качество человеческой жизни и природы улучшится. Таким образом, жадность, ненависть и обман создают загрязнение как снаружи, так и изнутри. Щедрость, сострадание и мудрость создают чистоту снаружи и изнутри.
Люди должны научиться скромно удовлетворять свои потребности и не подпитывать свою жадность. Мировые ресурсы ограничены, тогда как людская жадность не знает границ. Буддизм поощряет довольствование малым. Буддизм считает, что одним из главных человеческих достоинств является бережливость.
Список использованных источников