Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:40, реферат
У нас в стране процедура оценки ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, в практике оценки стоимости недвижимости пока не распространена, но она развивается в рамках природоохранной деятельности и больше ориентирована на нормативные методы не связанные с рыночной ситуацией. Согласно ст.247 п.2 УК РФ - деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью, либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия ли в зоне чрезвычайной экологической ситуации,- наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина.
Особенностью этого вида экологического вреда является то, что порядок определения и возмещения регулируется специальным, санитарно-эпидемиологическим законодательством.
- имущественный экологический
вред отличается тем, что
Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера, например, задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями.
В практике все эти три вида экологического вреда тесно переплетаются порой так, что трудно отделить экологический вред от иных форм имущественного вреда.
Каждая их этих форм вреда возмещается по правилам, регулируемым природоресурсовым, санитарным и общегражданским законодательством.[2]
Экологический ущерб и его последствия могут проявляться в самых различных видах и областях: ухудшение здоровья человека из-за потребления загрязненной воды и загрязненного воздуха (социальный ущерб), снижение урожайности в сельском хозяйстве на загрязненных выбросами промышленности землях, уменьшение сроков службы оборудования из-за коррозии металлов. Обычно при измерении ущерба природе сначала выявляются изменения/ухудшения в натуральных показателях, а затем дается их экономическая оценка.
В теоретическом плане довольно хорошо изучен такой вид ущерба, как экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Вместе с затратами на предотвращение загрязнения он составляет экологические издержки производства. Имеются и практические подходы к расчетам ущерба (авторы К.Г.Гофман, О.Ф.Балацкий и др.), связывающая натуральные показатели объемов выбросов, их опасность, региональные особенности с экономическими показателями. Однако эта методика вызывает ряд критических замечаний как практического, так и теоретического характера, так что к ее использованию надо относиться осторожно.
Одна из важнейших
задач экономических
Рассмотрим более подробно первое направление оценки экологического воздействия, связанное с использованием имеющихся (рыночных) цен.
По всем перечисленным в рамках этого направления методам возможно получение натуральных показателей, отражающих ухудшение экологической ситуации и экологический ущерб, которые могут быть оценены в стоимостной форме. Важное достоинство перечисленных подходов – возможность использования рыночной цены для оценки воздействия на товары и услуги.
Здесь обычно применяются методы анализа затрат и выгод с учетом экологических последствий воздействия проектов. Воздействия могут оказываться как на природные системы (сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство), так и на искусственно созданные (антропогенные) системы (здания, сооружения, производства в производственном и бытовом секторах). В результате изменения качества природных ресурсов и состояния окружающей среды происходит изменение производительности, продуктивности природных и антропогенных систем, возможно изменение производственных затрат в этих системах. Эти изменения влияют на объемы производства, на колебания цен и т.д. В результате возможные физические изменения на основе рыночных цен могут быть оценены в стоимостной форме.
Метод с использованием
изменение продуктивности является
прямым продолжением традиционного
анализа эффективности «
Более сложный случай – оценка изменения продуктивности при уже имеющемся экологическом воздействии. Часто оценивается не абсолютная величина экологических изменений, а только ее часть, непосредственно связанная с воздействием, оказываемым реализуемым проектом/программой, понесенными затратами. Здесь оценка изменения воздействия носит «приростный» характер. Например, стоки предприятия приводят к загрязнению реки и уменьшению в ней количества рыбы. В этом случае увеличение мощности предприятия и возможное увеличение загрязненных стоков может еще более уменьшить численность рыб. И при оценки дополнительного экологического воздействия оценивается только разница между уже уменьшившимся количеством рыбы после увеличения мощности завода.
Оценка экологического воздействия, учитывающая изменение качества жизни, во многом базируется на расчете потери дохода. По своей идеологии подход, основанный на оценке потери дохода, подобен подходу к оценке изменения производительности. В качестве объекта экологического воздействия выступают люди, состояние их здоровья. Их производительность может изменяться в результате изменении состояния окружающей среды (загрязнение воды и воздуха, шумовое воздействие) и соответственно состояния и х здоровья. И здесь возможна стоимостная оценка ряда показателей:
получение выгод благодаря предотвращению негативных экологических воздействий. [1]
В зависимости от степени угрозы наступления экологического вреда, его фактического проявления и последствий этого вреда, можно выделить три основных способа устранения эковреда:
Профилактика эковреда включает в себя множество мероприятий, которые должны осуществляться системно и комплексно.
Предупреждению эковреда
служит разрешительный порядок осуществления
эксплуатации природных ресурсов, природопользования
и осуществления предпринимател
Регистрация прав на осуществление определенных видов деятельности, лицензирование, регистрация прав на недвижимость, сделки с ней позволяют государству осуществлять профилактику возможного наступления эковреда.
Высшей целью профилактической работы является создание таких условий, при которых становится невозможным причинение экологического вреда.
- ограничивать экологически опасную деятельность тех или иных предприятий.
- приостанавливать деятельность
хозяйствующих субъектов, если
это необходимо для
- прекращать виды деятельности, опасные для окружающей среды и населения.
Восстановление природных объектов осуществляется и через взыскание стоимости причиненного эковреда с виновных в том лиц; в денежной компенсации морального вреда, нанесенного экологическими правонарушениями потерпевшим; в проведении мероприятий по восстановлению их здоровья.
Таким образом, независимо от многочисленных видов и разновидностей эковреда, устранение его сводится к трем основным способам – к его профилактике (предотвращению), к его пресечению и к восстановлению последствий, нанесенных экологическим правонарушением.[2]
Оценка и возмещение экологического вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде, природным ресурсам, здоровью населения, а также различным субъектам правовых отношений и хозяйственной деятельности регламентируется обширным перечнем нормативно-методических документов, утвержденных на федеральном и на региональном уровнях. На федеральном уровне в настоящее время насчитывается около 70 нормативных документов, устанавливающих и (или) разъясняющих различные аспекты деятельности в данном направлении. Однако в связи с произошедшими изменениями в законодательстве и структуре органов власти правовой статус большинства этих документов не ясен. Документы регионального уровня, то есть утвержденные органами власти Субъектов Федерации, либо восполняют пробелы в нормативных методах оценки ущерба тем или иным компонентам природной среды, либо являются развитием документов, имеющих федеральный статус, с учетом местных особенностей. Большая часть этих документов включает вопросы стоимостной оценки размеров ущерба, порядка его компенсации, а также полномочий должностных лиц и государственных органов в данной сфере деятельности. Несмотря на столь обширный перечень нормативных и методических документов, и длительную практику расчета размера исковых претензий за нарушение природоохранного законодательства, понятие собственно "экологического ущерба", как вреда, причиненного природной среде и здоровью населения, а также сопряженных с этим вредом убытков, нигде однозначно не раскрыто.