Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 06:46, реферат
В процессе производства природопользование может быть рациональным или нерациональным. Рациональное природопользование обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия на окружающую природу, разумно регулирует освоение ее ресурсов. Оно предполагает гармоничное сочетание экономического и социального развития с изучением и охраной природных условий и ресурсов.
Целью экономики природопользования является разработка механизмов инструментов, позволяющих рационально использовать природные ресурсы..
Введение……………………………………………..…….………………………3
1.Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер……………………………………………………………………………….…5
2.Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды……………………………6
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………….……..15
-внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования;
-экологическое страхование;
-налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы»2.
Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.
В конечном счете задача
экономического механизма охраны окружающей
среды заключается в том, чтобы
обеспечить с помощью экономических
мер достижение целей экологической
политики государства, определяемой законодательством,
другими нормативными правовыми
актами и иными документами. Эта
задача будет решена тем успешнее,
чем оптимальнее будут
При характеристике роли экономических
мер в обеспечении
Заключение
Таким образом, одной из важнейших задач по созданию действенного механизма реализации экологической функции государства является дальнейшее совершенствование экологического законодательства, которое в современном его виде не полностью соответствует современным требованиям. В результате недостаточно сформированная нормативно-правовая база в значительной степени снижает эффективность регулирования общественных отношений в сфере природопользования за счет своей противоречивости, которая особенно остро ощущается на региональном уровне и в конкретных ситуациях. В немалой мере все эти недостатки являются следствием отсутствия обобщающей концепции правового регулирования в отношении природопользования, ее фундаментальной основы, которой должна стать экологическая доктрина России.
Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм обеспечения рационального использования и охраны земель. Попытаемся выделить ряд моментов, конкретизирующих наше представление о возникающих в этой связи проблемах.
Во-первых, целью управления
природопользованием уже не может
служить организация
Во-вторых, смена ценностных ориентаций должна повлечь за собой поворот всей системы жизнедеятельности, в первую очередь хозяйствования, в сторону увеличения возможностей для обеспечения жизни. Не количество и качество производимого продукта, а рост и укрепление цивилизации, обеспечение интересов нынешнего и будущих поколений людей должны стать главными критериями оценки эффективности как результатов, так и всей деятельности в любой сфере жизни общества.
В-третьих, в условиях глобальной
оптимизации жизненного уклада общества
цель не может оправдывать средства,
между целью и средствами должен
достигаться оптимум, определяемый
социоэкологическими
В-четвертых, основной целью организации природопользования и условием природопользования должна стать сбалансированность.
В-пятых, любое решение и действие в любой сфере деятельности должны соотноситься с экологосоциальным оптимумом, соответствовать ему, равно как и любая инициатива должна быть направлена на достижение и укрепление паритетных интересов общества и природы, т.е. общеноосферных интересов.
Список используемой литературы:
1.Конституция РФ / 7 Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2008. 31 декабря.// Сборник законодательных актов РФ.-2013г.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133..// Сборник законодательных актов РФ.-2013г.
3.Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, N 30, ст. 2871. // Сборник законодательных актов РФ.-2013г.
4.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 29.11.2010) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005. // Сборник законодательных актов РФ.-2013г.
5.Федеральный закон от 20 июля 1995 г.О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»// Сборник законодательных актов РФ.-2013г.
5.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32,
6.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31.
7.Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации (утв. Минприроды РФ 03.12.1992 N 04-04/72-6132, Российской государственной страховой компанией 20.11.1992 N 22) // [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 16.12.2010).
8.Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.1992, N 10, ст. 457.
9.Анисимов, А.П. Экологическое право: Учебник для ВУЗов / А.П. Анисимов. – М.: Юрайт, 2010. – 504 с.
11.Васильева, М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды / М.И. Васильева // Экологическое право. № 2. 2007. С. 8-18.
12.Жибинова, К.В. Экономические основы экологии / К.В. Жибинова. – М.: Юстицинформ, 2007. – 395 с.
13. Жочкин, И.Н. Правовой механизм управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды / И.Н. Жочкин // Право и образование. № 12. 2007. С. 163-167.
14. Круглов, В.В. О совершенствовании экономико-правового механизма охраны окружающей среды / В.В. Круглов // Экологическое право. № 5. 2006. С. 28-30.
15. Нестеров, П.М., Нестеров, А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов / П.М. Нестеров, А.П. Нестеров // Российская юстиция. 2000. № 5. С. 35 - 37.
16/www.ea.donntu.edu.ua:8080/
1 Жибинова, К.В. Экономические основы экологии / К.В. Жибинова. – М.: Юстицинформ, 2007. ,с. 82.
2 Анисимов, А.П. Экологическое право: Учебник для ВУЗов / А.П. Анисимов. – М.: Юрайт, 2010,с. 107.