- информирование общественности — адекватно, своевременно и эффективно (путем публичного уведомления либо в индивидуальном порядке) на самом начальном этапе процедуры принятия решений;
- обеспечение общественного участия — на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов;
- обеспечение доступа общественности к информации — имеющейся в распоряжении на момент осуществления процедуры участия общественности;
- отражение участия общественности – представление любых замечаний, информации, анализа, которые, по мнению общественности, имеют отношение к планируемой деятельности;
- информирование общественности о принятом решении [3].
- Доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды
Реализуя свое право на
доступ к правосудию по вопросам, касающимся
окружающей среды, гражданин вправе:
- обратиться в суд с жалобой на действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, нарушающих экологические права граждан и экологическое законодательство в целом;
- обжаловать подобные действия (бездействия) в административном порядке;
- обратиться в суд с иском в защиту нарушенного права на благоприятную окружающую среду; права на получение экологической информации; о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду; о прекращении деятельности, причиняющей вред, в том числе окружающей среде и здоровью граждан, или содержащей угрозу такого причинения.
Глава 3. Обязанности
граждан в области охраны окружающей среды
Объем экологических обязанностей
граждан детализируется в Законе
«Об охране окружающей среды», в
соответствии с которым граждане
обязаны: соблюдать законодательство
Республики Беларусь об охране окружающей
среды; повышать экологическую культуру,
содействовать воспитанию в этой
области подрастающего поколения;
беречь и охранять природную среду
и рационально использовать природные
ресурсы; выполнять правила обращения
с отходами; касающиеся пожарной безопасности;
установленные в целях борьбы с бытовым
шумом; соблюдать правила охоты и рыболовства;
выполнять предписания органов и должностных
лиц, осуществляющих государственный
контроль в области охраны окружающей
среды; возмещать в порядке, установленном
законодательством, вред, причиненный
их действиями окружающей среде [5]. Даже
беглый взгляд на предложенный перечень
позволяет увидеть, по крайней мере, три
различных группы должного поведения,
каждая из которых имеет свои особенности.
Первая группа объединяет
обязанности граждан, отвечающие всем
юридическим признакам таковых.
К ним мы можем отнести следующие:
соблюдать законодательство Республики
Беларусь об охране окружающей среды;
выполнять предписания органов
и должностных лиц, осуществляющих
государственный контроль в области
охраны окружающей среды; возмещать
в порядке, установленном законодательством,
вред, причиненный их действиями окружающей
среде. Этим обязанностям соответствуют
предусмотренные ст. 12 Закона «Об охране
окружающей среды» экологические права
граждан, в частности, право на обращение
в государственные органы с жалобами,
заявлениями и предложениями по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды, вредного
воздействия на окружающую среду; право
на предъявление в суд исков о возмещении
вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу
в результате вредного воздействия на
окружающую среду. Несоблюдение перечисленных
обязанностей влечет применение мер ответственности.
Так, статья 15.1. Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях
устанавливает ответственность за нарушение
нормативных правовых актов в области
охраны окружающей среды; статья 23.1. того
же законодательного акта – за неисполнение
выраженного в установленной законодательством
форме требования должностного лица, осуществляющего
государственный контроль и надзор [1].
Налицо юридически закрепленная связь
«право – обязанность – ответственность».
Во вторую группу, на наш
взгляд, должны быть объединены требования
о повышении экологической культуры
граждан, их содействии экологическому
воспитанию подрастающего поколения.
Эти обязанности носят выраженный
нравственный характер. Их несоблюдение
не влечет применения юридической ответственности.
С некоторой натяжкой эти нормы
как устанавливающие обязанность,
применимы к лицам, для которых
повышение экологической культуры
и воспитание молодого поколения
является их профессиональной обязанностью.
Круг таких лиц определен в
главе 13 Закона «Об охране окружающей
среды», закрепляющей подходы к экологическому
просвещению, образованию и научным
исследованиям в этой области. Но
и в этом случае, несоблюдение таких
обязанностей будет нарушением норм
трудового законодательства, касающихся
профессионального рост таких лиц,
а не положений экологического законодательства.
Закрепление в праве норм нравственного
порядка обоснованно, на наш взгляд,
лишь в случае, когда общество готово
признать их общеобязательными и
требовать их соблюдения при помощи
установленных в праве средств
государственного принуждения. В данном
случае говорить о наказуемости несоблюдения
установленного в законодательстве
требования не приходится.
Третью группу составляют
обязанности, лежащие в плоскости
соблюдения законодательства о рациональном
использовании природных ресурсов
и обеспечении экологической
безопасности. В числе таких обязанностей,
сформулированных в статье 12 Закона
«Об охране окружающей среды», требования
о выполнении правил об обращении
с отходами; о борьбе с бытовым
шумом; в области пожарной безопасности;
о соблюдении правил охоты и рыболовства.
Вывод
Сегодня в нашем государстве
продолжается кропотливая работа по
кодификации экологического законодательства
- упорядочивается система существующего
экологического законодательства, принимаются
обобщенные системные и дополняющие
нормативные акты.
Для применения экологического
законодательства предусматривается
деятельность специально уполномоченных
государственных органов, направленных
на выполнение экологической функции
государства, осуществляемой в установленном
законом порядке и выражающейся
в принятии необходимых организационных
и правовых мер по практической реализации
эколого-правовых мероприятий.
С начала 90-х годов экологическая
функция государства во всем мире
претерпевает ряд изменений. Её особенностью
становится ориентация на соединение
экологических проблем с проблемами
выживания человеческой цивилизации
целом, то есть она приобретает общечеловеческое
значение.
Для обеспечения соблюдения
конституционных экологических
прав государства всего мира в
лице законодательных органов создают
систему современного экологического
законодательства, обеспечивающего
комплексное регулирование экологических
правоотношений. В связи с этим, законодателями
особое внимание должно быть уделено совершенствованию
экологического законодательства РБ в
целом, и, в частности, установлению адекватных
правовых мер по предупреждению любого
ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования
и иной экологически значимой деятельности
на основе предварительной оценки ее воздействия
на окружающую среду и вовлечения граждан
в механизм принятия решений, а также по
восстановлению благоприятного состояния
окружающей среды.
Список использованных
источников:
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 28 июля 2003 г. № 230-З, 8 дек. 2003 г. № 255-З, 14 июня 2004 г. № 290-З, 5 июля 2004 г. № 299-З, 4 мая 2005 г. № 13-З, 4 мая 2005 г. № 15-З, 19 июля 2005 г. № 31-З, 19 июля 2005 г. № 32-З, 19 июля 2005 г. № 40-З, 2 нояб. 2005 г. № 47-З, 5 янв. 2006 г. № 85-З, 5 янв. 2006 г. № 91-З, 16 мая 2006 г. № 110-З, 16 мая 2006 г. № 114-З, 16 мая 2006 г. № 115-З, 29 июня 2006 г. № 134-З, 29 июня 2006 г. № 136-З, 29 июня 2006 г. № 137-З, 17 июля 2006 г. № 146-З, 17 июля 2006 г. № 147-З, 17 июля 2006 г. № 148-З, 20 июля 2006 № 162-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 63. 2/946; № 139. 2/1004; 2004. № 94. 2/1039; № 107. 2/1048; 2005. № 73. 2/1110; № 74. 2/1112; № 120. 2/1128; № 121. 2/1137; № 179. 2/1151; 2006. № 6. 2/1182; №7. 2/1188; № 78. 2/1211; № 106. 2/1233; № 106. 2/1234; 107. 2/1235; № 112. 2/1244; № 111. 2/1242; № 112. 2/1245; № 122. 2/1259.
- Конституция Республики Беларусь от 15марта 1994 г. Изм. и доп от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 133. 1/6032. Ст. 35-37, 40.
- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 85. 2/875. Ст. 15
- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 95. 3/866.
- Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: В ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп.: Законы, 29 окт. 2004 г. № 319-З, 19 июля 2005 г. № 42-З, 31 дек.2005 г. № 80-З, 29 июня 2006 г. № 137-З, 20 июля 2006 г. № 162-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6 – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.
- Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26.ноября 1992 г. В ред. Закона от 17 июля 2002 г // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 85. 2/875. Ст. 61; О государственной экологической экспертизе: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. В ред. Закона от 14 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 70. 2/194. Ст.11
- Надежда закрытого города / Г.А. Соколик [и др.] // Журнал «Экология и право». – 2010. – № 39. – С.16.
- Фокин, А. В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Экологические права и обязанности человека и гражданина : теоретико-правовой аспект