Правовые, нормативные, экономические и институциональные основы решения проблемы свинцового загрязнения окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Многие из них даже являются для организма опасными. Так, например, свинец - металл, который при контактах с кожей и при попадании в организм вызывает наибольшее количество тяжелейших заболеваний. Основной целью данной контрольной работы является: представление данных о свинцовом загрязнении, его значении и рассмотрение данной проблемы, оценке влияния свинца на здоровье населения, изучение основных мероприятий направленных на реабилитацию загрязненных территорий. Определить основные пути и мероприятия, снижающие уровень свинца в окружающей нас среде.

Содержание

2 Введение 3стр
3 Свинец (82207,2Pb) 4-5стр
3.1 Распространенность в природе 4стр
3.1.1 Месторождения свинца 4стр
3.2 Физические свойства 4-5стр
3.3 Химические свойства 5стр
3.4 Применение 5стр
4 Источники загрязнения окружающей среды свинцом 6-8стр
4.1 Стационарные 6-7стр
4.2 Нестационарные источники 7-8стр
5 Влияние свинца на живую природу 9-13стр
5.1 Влияние на организм человека. Общий характер действия.
Токсическое действие свинца 9-12стр
5.2 ПДК свинца в продуктах питания 12стр
5.3 Влияние свинца на флору и фауну 12-13стр
6 Правовые, нормативные, экономические и институциональные основы решения проблемы свинцового загрязнения окружающей среды 14-20стр
6.1 Правовая, нормативная и экономическая база 14-18стр
6.2 Планы на будущее 19стр
6.3 Реабилитация территорий 19-20стр
7 Заключение 21стр
8 Список использованной литературы 22стр

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по экологии.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Например, при хранении разных видов  консервов в жестяных банках в  течение 24 мес. содержание свинца возрастает в мясе в 2 раза, в горошке - в 4 раза, в персиках - в 8 раз. Следует отметить, что соли свинца, могут попадать в пищу в случаях, когда металлическая или керамическая посуда и оборудование покрыты эмалью, глазурью и другими материалами с повышенным содержанием свинца. Иногда источниками свинца являются также некоторые виды пищевого сырья, способного к сорбированию повышенных количеств тяжелых металлов, в том числе свинца. Это моллюски, креветки и другие морепродукты, особенно при обитании их в загрязненных водоемах. Интенсивное накапливание металлов наблюдается постоянно в грибах, а также в печени, почках и других внутренних органах животных, по сравнению с мышечной тканью. Источниками избыточного загрязнения свинцом винограда и вин служат свинцово-мышьяковистые инсектициды (СМИ), применяемые на виноградниках.

5.2 ПДК свинца в продуктах питания:

 В настоящее время в нашей  стране для основных видов  сырья и продуктов питания  приняты следующие временные  ПДК по свинцу: зерно, зернобобовые, мука - 0,5 (в сырье для производства  детского и диетического питания - 0,3); овощи свежие и свежемороженые - 0,5; фрукты, ягоды свежие и свежемороженые - 0,4; консервы овощные в разной таре - 0,5-1,0; консервы фруктовые и ягодные - 0,4-1,0; продукты для детского питания - 0,05-0,3; вина и пиво -0,3. Было отмечено, что в ходе технологического процесса при изготовлении разного рода консервов часто происходит нарастание содержания свинца в полуфабрикатах по сравнению с исходным сырьем. Особенно отчетливо этот процесс наблюдается при задержке продукта на линии. Очень важно учитывать, сколько свинца содержится в каждом из продуктов, а также то, что при консервировании содержание свинца в продуктах увеличивается.

5.3 Влияние свинца на флору и фауну

Вследствие глобального  загрязнения окружающей среды свинцом, он стал вездесущим компонентом любой  растительной и животной пищи и кормов. Растительные продукты в целом содержат больше свинца, чем животные.

Причины летнего листопада  – высокое содержание свинца в воздухе. Но, концентрируя свинец, деревья тем самым очищают воздух. В течение вегетативного периода одно дерево обезвреживает соединения свинца, содержащиеся в 130 л. бензина. Наименее восприимчивым к свинцу является клен, а наиболее восприимчивы орешник и ель. Сторона деревьев, обращенная к автомобильным магистралям, на 30-60 % “металличнее”. Хвоя ели и сосны обладает свойствами хорошего фильтра по отношению к свинцу. Она его накапливает и не обменивает с окружающей средой.

Накопление свинца ведут  интенсивно грибы, мхи и лишайники и доводят его концентрацию до 64,76 частей на миллион соответственно. А вот более знакомые нам овес и клевер уже при концентрации свинца 50 частей на миллион начинают замедлять рост и урожайность снижается.

Свинец попадает в почву из атмосферы, чаще всего в форме оксидов, где постепенно растворяется, переходя в гидроксиды, карбонаты или форму катионов. На загрязненных свинцом почвах безопаснее выращивать зерновые культуры. Возделывание в этих зонах овощей, кукурузы на силос, кормовых трав может оказаться рискованным.

Аккумуляция свинца представителями  животного мира зависит от множества  факторов и, в первую очередь, от их таксономической принадлежности. Подтверждена прямая зависимость между уровнем  загрязнения атмосферного воздуха свинцом и степенью его накопления в организме теплокровных животных, обитающих рядом с металлургическими производствами.

У беспозвоночных животных, имеющих твердые покровы, свинец в наибольшей степени концентрируется  в них. У позвоночных животных свинец в наибольшей степени накапливается в костной ткани, у рыб - в гонадах, у птиц - в перьях, у млекопитающих - в головном мозге и печени.

 

 

6 ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ,  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВИНЦОВОГО  ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

6.1 правовая, нормативная и экономическая  база

Правовое обеспечение  охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативными правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

Конституцией России закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья.

Закон Российской Федерации  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти. Однако закон исходит также из того, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений.

Закон возлагает на предприятия  обязанность осуществления производственного, санитарного и экологического контроля с целью предотвращения загрязнения  окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др.

Закон Российской Федерации  «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. предоставляет потребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Систему экологического законодательства возглавляет Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. Впервые в истории российского законодательства данным законом провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Федеральный закон  «Об экологической экспертизе»  от 19 июля 1995 г. направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Основным законодательным  актом, регулирующим отношения по водопользованию  и сохранению водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 г.

Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей регулирование земельных отношений в целях рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие «охрана земель» включает в себя, в том числе, и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.

Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения  отражены в федеральных законах РФ «Основы лесного законодательства Российской Федерации», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О мелиорации земель», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Административным кодексом Российской Федерации установлена  административная ответственность  за различные нарушения в области  охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г. и введенным в действие с 1 января 1997 г., предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.

Конституция РФ устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки  съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

В основе многочисленных нормативных документов лежат конкретные нормативы, ограничивающие содержание свинца и его соединений в отдельных  объектах окружающей среды, производственном и продовольственном сырье, продуктах питания, промышленных отходах: ПДК, ОБУВ, ОДК, ДОК, ДСД и другие биологические критерии.

В частности, для свинца установлены ПДК для атмосферного воздуха на уровне 0,3 мкг/м3, рабочей  зоны -10 мкг/м3; для питьевой воды -30 мкг/л. Для почв установлены ПДК по валовому содержанию свинца (СанПиН 42-128-4433-87)  от 32 до 130 мг/кг (ГН 2.1.7.020-94).

В настоящее время  заканчивается работа по подготовке «Санитарных правил и норм при  работе со свинцом».

При нарушении санитарных правил и норм госсанэпидслужбой  принимаются меры по снижению воздействия  выбросов вредных веществ и свинца, в частности, на состояние здоровья населения. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» основными экономическими методами, регулирующими сохранение окружающей среды, являются: кадастры природных ресурсов, экологические программы, платежи за загрязнение окружающей среды, лицензирование и экономическое стимулирование. Перечисленные экономические методы, составляющие экономического механизма природопользования, имеют различную степень практической реализации. В наибольшей мере разработана и успешно функционирует, начиная с 1991 г., система платежей за загрязнение окружающей среды.

Необходимо отметить, что в настоящее время в экономическом механизме природопользования отсутствуют специальные мероприятия, направленные на снижение свинцового загрязнения. Однако в системе общих экономических стимулов, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды, присутствуют элементы, непосредственно направленные на снижение свинцового загрязнения. В основном они связаны с платежами за загрязнение окружающей среды.

Норматив платы представляет собой часть величины годового удельного  экономического ущерба народному хозяйству, возмещающую затраты на компенсацию или ликвидацию вредного воздействия выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ, а также затраты на предотвращение указанного воздействия путем достижения предельно допустимого уровня выбросов (сбросов, отходов) и строительства природоохранных объектов.

Плата за загрязнение  взимается с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций  и других юридических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных  и передвижных источников;

- сброс загрязняющих  веществ в поверхностные и  подземные водные объекты, а  также любое подземное размещение  загрязняющих веществ;

- размещение отходов. 

Базовые нормативы платы  за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в  пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной  опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы платы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности на показатели, учитывающие класс токсичности отходов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности находятся  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской Федерации имеют право по этим вопросам принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным.

6.2 Планы на будущее

Среди многих экологических  проблем, стоящих перед Россией, снижение и предотвращение дальнейшего свинцового загрязнения окружающей среды за счет перехода на бессвинцовую технологию. 
В настоящее время ведется разработка закона, распространяющего эти меры на всю промышленность ЕС. Очень важно, что наша страна не отстает от просвещенной Европы. Токсическое воздействие высоких доз свинца хорошо подтверждено документально.  
В рамках сокращения применения тяжелых металлов и их соединений в промышленности, Комиссия по охране окружающей среды Евросоюза предложила производителям существенно сократить использование свинца. ПВХ-индустрия (производители профиля, производители стабилизаторов и т.д.) выступила с собственной инициативой полностью запретить свинец к использованию в промышленности.

Информация о работе Правовые, нормативные, экономические и институциональные основы решения проблемы свинцового загрязнения окружающей среды