Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:14, реферат
Целью данной работы было выяснить роль и задачи экологического воспитания в системе школьного образования и практическое его применение в школьной практике.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
- по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
- теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.
- создать условия для самодиагностики и самопознания собственных индивидуальных способностей;
1.Введение………………………………………………………………………….….3
2.Экологическая культура………………………………………………………….....6
2.1.Понятие экологической культуры……………………………………………......7
2.2. Правовые основы формирования экологической культуры…………………..16
3.Сущность экологического воспитания…………………………………………….20
3.1.Цель и задачи воспитания экологической культуры……………………………21
4.Заключение…………………………………………………………………………..23
5.Литература…………………………………………………………………………...24
– понимание специфики и
– способность мыслить в границах экологической безопасности;
– следование законам, охраняющим природную среду;
– способность к созданию конструктивных этических положений,
регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;
– готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды.
В связи с этим возрастает роль образования. Оно становится решающим
фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. У. М. Степп еще в 1969 году заметил, что «человек является единственным существом, которое может управлять и манипулировать окружающей средой, разрушать или сохранять ее…
Знание последствий
важнейший элемент человеческой культуры. Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. В свою очередь, действия, которые предпринимает человек, определяются его образованием» [Степп 1969].
Понятие «экологическое образование» впервые было определено на
конференции, прошедшей в 1970 году в г. Карсон-Сити (США). На современном этапе оно характеризуется как непрерывный процесс обучения, воспитания, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Экологическое образование опирается на научную базу, охватывает большую часть изучаемых в школе дисциплин и преследует следующие цели:
– овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения;
– формирование на базе знаний и умений научно обоснованной экологической
картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
– подготовка экологически грамотных людей, знающих экологические
закономерности, связи между живыми организмами и окружающей природой, пути установления гармоничных отношений со всем живым как главной ценностью на Земле.
Высшими государственными органами осознается проблема, связанная с
неспособностью населения
состояние в стране. Поэтому вырабатываются определенные меры, направленные на решение данной проблемы. На законодательном уровне требования о необходимости формирования экологической культуры и повышения уровня экологического правосознания сформулированы в Законе РСФСР «Об охране окружающей среды».
Содержательную сторону этого процесса составляют: экологическое воспитание;
экологическое образование; экологическое просвещение; профессиональная
экологическая подготовка руководящих работников и специалистов.
В Экологической доктрине Российской Федерации в разделе «Пути и средства
реализации государственной
В доктрине сформулированы задачи, решение которых позволит достичь
поставленные цели, а именно:
• создание государственных и
• включение вопросов экологии, рационального
природопользования, охраны окружающей
среды и устойчивого развития Российской
Федерации в учебные планы на всех уровнях
образовательного процесса;
• усиление роли социальных и гуманитарных
аспектов экологического образования
и экологопросветительской деятельности;
• подготовка и переподготовка в области
экологии педагогических кадров для всех
уровней системы обязательного и дополнительного
образования и просвещения, в том числе
по вопросам устойчивого развития Российской
Федерации;
• включение вопросов формирования экологической
культуры, экологического образования
и просвещения в федеральные целевые,
региональные и местные программы развития
территорий;
• государственная поддержка деятельности
системы образования и просвещения, осуществляющих
экологическое образование и просвещение;
• развитие системы подготовки в области
экологии руководящих работников различных
сфер производства, экономики и управления,
а также повышения квалификации специалистов
природоохранных служб, правоохранительных
и судебных органов;
• повышение информированности деловых
кругов по вопросам законодательства
в области охраны окружающей среды, рационального
природопользования, устойчивого развития
Россий
кой Федерации, а также обучение их методам
управления с учетом экологического фактора;
• поддержка и публикация материалов
по вопросам экологии
3.Сущность экологического воспитания
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.
Начальное звено в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в школьном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
На мой
взгляд, рассмотрение теории экологического
воспитания необходимо начать с определения
его сущности. Я считаю, что экологическое
воспитание - составная часть нравственного
воспитания. Поэтому под экологическим
воспитанием понимаем единство экологического
сознания и поведения, гармоничного
с природой. На формирование экологического
сознания оказывают влияние
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.
3.1 Цель и задачи воспитания экологической культуры
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к
природе тесно связано с
Ответственное
отношение к природе - сложная
характеристика личности. Она означает
понимание законов природы, определяющих
жизнь человека, проявляется в
соблюдении нравственных и правовых
принципов природопользования,
в активной созидательной деятельности
по изучению и охране среды, пропаганде
идей правильного
Условием
такого обучения и воспитания выступает
организация взаимосвязанной
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
1.Образовательных
– формирование системы знаний
об экологических проблемах
2.Воспитательных
– формирование мотивов,
3.Развивающих
– развитие системы
В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:
1.Формирование
у детей системы элементарных
знаний о предметах и явлениях
природы. Решение этой задачи
предусматривает изучение
2.Формирование
системы знаний об окружающем
мире, обеспечение правильной
3.Развитие
познавательной деятельности
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей.
Размещено
4.Заключение
Теоретическая правовая основа экологической культуры базируется на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Вопросами экологического воспитания и воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом помогают уроки не традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия детей в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
5.Список используемой литературы
1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс.
3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
4. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. – 256с.
5. Популярный экологический
6. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. – Улан – Удэ.
8. Эстетическая культура и
9.Дежникова, Н.С. Воспитание
10. http://base.garant.ru/
11. http://sd2.uchebalegko.ru/
12.http://scientific-notes.ru/
13. http://www.eco-oos.ru/biblio/
Информация о работе Правовые особенности экологическрй культуры